Художественно эстетическому воспитанию младших школьников. Реферат: Художественно-эстетическое воспитание младших школьников посредством кистевой росписи. Природа как средство формирования эстетической культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Научитесь придумывать простые игрушки из разных материалов и предметов использования и, таким образом, игриво заниматься ими. Испытайте уверенность в себе во время тестирования и строительства, получите представление об акустических законах, а также о функциях и методах воспроизведения различных музыкальных инструментов.

Изучать музыкальные инструменты из своей культуры и из иностранных культур. Научитесь записывать, воспроизводить и изменять звуки с помощью технических средств. Получить представление об электронном способе производства музыки. Научитесь экспериментировать с инструментами, импровизировать и играть в соответствии с музыкальными правилами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников

1.1.Сущность эстетического воспитания

1.2.Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте

Научитесь сопровождать песни, играть и воспроизводить музыку - даже поп-музыка, но также планировать и проектировать музыку. Развивайте свои ритмические способности на подходящих ударных инструментах. Чтобы отличить звуки и звуки. Чтобы помнить звуки и звуки, постепенно увеличивая емкость их музыкальной памяти.

Чтобы найти звуки и звуки в комнате или отслеживать их движения в комнате. Выборочно слышать, т.е. чтобы выявить основы, преодолеть нематериальные. То, что определенные условия могут способствовать слушанию, опыту и наслаждению музыкой. Некоторые условия для слушания и общего физического, психического и психического здоровья могут быть невыгодными или вредными.

Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

2.1.Эстетическая сущность искусства

2.2.Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки, изобразительного искусства)

Глава III. Условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности

Научитесь выражать свое настроение, эмоции и ассоциации, слушая музыку, разговаривая, рисуя или переходя к музыке. Научитесь трансформировать настроения, чувства и идеи в музыкальные действия. Признать, что определенные инструменты и конструкции могут вызывать определенные ассоциации, настроения и эмоции, и эта музыка также может использоваться для воздействия и манипулирования.

Прислушиваясь к примерам, с помощью музыкальных средств, представления и понимания историй, картин, событий и фактов, а также обучения представлять и сопровождать такие истории, картины и т.д. в музыкальном плане. Изучать музыкальные критерии для прослушивания, различения и суждения музыки.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Научитесь различать различные типы музыки и ориентироваться в диапазоне музыкального предложения. Имейте в виду, что музыка может быть в разных контекстах, иметь разные намерения и может иметь разные функции и эффекты. Узнайте, что музыка - это возможность отдыха и досуга, но она также предлагает возможности для иностранной идентификации и манипуляций.

В теневой игре видны только тени персонажей или игроков. Он в значительной степени мотивирует движения и экспериментирует с различными возможностями передвижения. Между игроками и зрителями есть среда, за которой игровой человек может «спрятаться», и все же события передаются осмысленно.

Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Игрокам не нужно говорить, язык можно вводить в игру снаружи через магнитофон или динамик. Музыка принимает вспомогательную функцию. Он может усиливать и интерпретировать происходящее, создавать атмосферу, побуждать и вдохновлять и координировать движения игроков. Это может быть шаблон для дизайна движения или для игры с цветами и формами, которые возникают из-за света и материала.

Благодаря техническим манипуляциям с источником света и различными материалами могут быть достигнуты эффективные результаты проектирования. Пока рисунки воспроизводятся на экране, сами игроки невидимы, тени самих игроков появляются на экране во время игры с тенью для человека. Для этой цели в затемненной комнате растягивается белая ткань шириной около 5 м и высотой 3 м и освещена сзади. Возможности экспериментов и дизайна - результат игры с телом, с материалами и светом на экране, а также на поверхности проектора.

Прекрасное в жизни -- и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Само тело появляется как теневое двумерное, то есть без тела. Пропорции и размеры могут варьироваться на разных расстояниях от источника света и положения игроков. Перекрывающиеся погребальные тени, появляются «пятна», из которых можно развить фантастические существа. Изменение формы тела легко вызвано материалами, прикрепленными к частям тела. Реквизиты, такие как шляпы, палочки, зонтики дополняют игру, но также раскрывают их собственную жизнь, Например, оптические иллюзии. Известна операция, при которой от пациента возникают ненормальные вещи.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах -- изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

Сначала источник света имеет функцию бросания теней игроков на экран. В дополнение к слайд-проекторам подходят свечи, торшеры и, прежде всего, оверхед-проектор. С диммером свет можно включать и выключать мягко. Если вы установите несколько, даже цветных источников света, затем дважды, сдвиньте, смешайте тени или частично исчезните. Движение игроков или источника света вызывает увлекательную игру форм и цветов.

С помощью цветных или окрашенных пленок на экран может быть проецирована стеклянная чаша с водой, текстильные материалы, такие как сетки, кружева и т.д. Магические сцены. Например, лежа на поверхности проекции, на экране появляется огромное количество.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" .

Образовательные возможности заключаются в том, что игрокам не нужно проявлять себя открыто, но они могут действовать «из укрытия», что по расстоянию, преувеличениям, трюкам и т.д. создается дистанция к их собственному движению, что из этого расстояния эксперименты с собственными возможностями движения И в то же время движение можно наблюдать и корректировать так, чтобы можно было передавать много новых и незнакомых движений и игровых переживаний.

Возможности входа в теневую игру. Чтобы познакомиться с игрой в среднюю тень, но также и вступление в рабочие этапы - это расслабляющие и разминочные игры. В кругу вокруг теневой ткани, где происходят постоянные изменения между актерами и зрителями, пробиваются разные походки или занятия, действия, животные, эмоции. Музыкальный коллаж, состоящий из разных видов музыки, может стимулировать группу к различным возможностям движения. Партнерские отношения, такие как «зеркальное изображение» или перегруппировка групповых скульптур, используются для контактного и точного наблюдения и коррекции.

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 2001. - с. 288 .

Даже в этих играх накапливаются лучшие впечатления от особых особенностей теневых эффектов, особенно таких: далеко идущие, ясные и медленные движения, более эффективные, чем обычные повседневные движения. Размер тени можно изменить на расстояние и расстояние до источника света.

Поскольку только контуры тела видны как тени, особенно привлекательно играть с этим явлением, тем самым изменяя и отчуждая форму тела. Это шорты, голые сгустки и обрезки, склеенные носы, картонные маски, картонные полоски для наращивания ногтей, головные уборы из тканей, пластиковая пленка, головные уборы. В качестве реквизита, палочек, зонтов, сумок, пылесосов и т.д. изменение тела может зайти так далеко, что человек больше не может быть признан. При работе в группах могут развиваться захватывающие настольные игры.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Если каждая «фигура» образует подходящую походку, возможно, сопровождая движение инструментами или голосом, тогда может возникнуть любопытное гротескное показ мод. Музыка как шаблон для презентации. Если выбранная музыка должна быть введена в действие или отображена, существует множество способов формирования, характера, текста или других обстоятельств. Для этого не обязательно всегда использовать все тело. Например, путешествие открытия стоит с точки зрения разнообразия движений и эффективности теней.

Вы можете заставить их танцевать как небольшую группу непосредственно на поверхности стекла или вести сверху, снизу и по бокам в светлый конус. Другая возможность заключается в том, чтобы лежать на полу перед тряпкой и отрывать руки оттуда. Таким образом, можно использовать всю освещенную поверхность ткани.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Очень привлекательна работа с прозрачными материалами, такими как пластиковая пленка, окрашенные пленки, которые затем перемещаются в световом конусе или на поверхности проектора. Это происходит не только с музыкальными, но и с цветными звуками. В дополнение к уже упомянутым релаксационным и разминочным играм работа со студентами и учениками оказалась игрой начального уровня со световыми эффектами. Особое очарование излучает многоцветный свет, который излучается двумя или тремя проекторами, перекрывающимися.

С другой стороны, вы можете выбирать между двумя передними светодиодами или цветными верхними пленками в трех разных цветах. Гарнитура двойная и перекрывается тем, что даже простые, стереотипные движения приобретают новый шарм - с дискомфортами и шоу прекрасны. Много удовольствия также делают импровизированные презентации для воспроизведения музыки. Фоновый хор, инструментальная группа.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 2003 г. -с.6 . Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Видеозаписи используются для документации и обратной связи для студентов и способствуют мотивации. В дальнейшем будут представлены некоторые проекты, которые были проведены в рамках практических семинаров с поведенческими или с учащимися с умственными недостатками. Каждый участник был студенческой группой и автором. В основном это были песни или хиты, в одном случае - мюзикл. Особенно учитывалась музыкальная культура детей и юношества. Поскольку он медиально опосредуется в повседневной жизни, ученикам должна быть предоставлена ​​возможность справиться с этим сами по себе и тем самым накопить много опыта.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Целью курсовой работы - выявление путей совершенствования эстетического воспитания.

Музыкальные желания учеников не всегда были подходящими для теневой игры, поэтому необходимо было сделать выбор подходящих музыкальных песен. Критерии отбора были, как из музыки, так и из содержания, четкой структуры и образов. Выполненные проекты. Там, эскимосы, лев и в Шварцвальде встречаются с суперинтендантом - все они хотят выиграть Энн для себя и поставить «женские типичные» роли. Энн улетает после каждой встречи на ее метле, пока она не встретит превосходно в ванной-эйкеле на маленьком Ханси Хайнеманне, который подходит к ней.

Полет прояснился игроком, двигающимся к источнику света во время последних баров. Изображение размылось в глазах аудитории. Суперинтендант был усилен в своей игривой роли огромной остроконечной бородой бумаги, приклеенной к щеке, и перегруженной шляпой.

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников.

2.Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

3.Проанализировать условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.

Мы работали вместе с учениками разными способами, чтобы выразить свое неодобрение. Мы укрепили подписание путем обмена, т.е. курт, «классный» играл девушка. Танцевальная и / или инструментальная группа действовали в режиме воздержания и интерлюдии. В ходе песни он должен защищаться от поддержки различных лиц.

В игре было важно выработать жесты подхода, но также и отторжение, и сделать рефрен «запретными поцелуями». В качестве долгосрочного проекта мюзикл «Табалуга» или «Путешествие к разуму» играли молодые люди с умственными недостатками как теневой театр. Группа состояла из шести школьников, двое из которых могли свободно и неограниченно передвигаться, три с большим беспокойством, которые хотели много поощрения и хотели, чтобы их отняли от руки, а также школьника с ограниченными возможностями в инвалидном кресле, единственной головы и Оружие двигалось и не могло говорить. «Табалуга» - это молодой дракон, которого отец отправил в мир, чтобы вырасти и стать взрослым.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетическог о воспитания младших школьников

1.1 Су щность эстетического воспитания

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое - учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) Краткий словарь по эстетике:Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. Просвещение, 2003. - с.180 . Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 2003 г. -с.7 . Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - с.405 . Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве". Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания". Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.

Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 2005. - с.130 .

Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность", - отмечает Г.С. Лабковская.

Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими".

Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т. Лихачев отмечает, что « …такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения - любование».

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2007. - №6. - С. 102-106. .

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, "основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации". Сравним с определением Д.Б. Лихачева. "Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы". На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты" Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Высш. шк., 2005. - с.355 .

Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З. Апресян. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.

Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно- эстетических идеалов и вкусов. Д.Б. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: "способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства". Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой "социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету".

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой"устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания".

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира" Буров А.И. “Эстетика” М., изд-во политической лит-ры 2007 г. с.48 . То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. "Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал". Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально- психологическое образование - эстетический вкус. А.И. Буров определяет его, как "относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений" Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Педкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 640 с. . Д.Б. Неменский определяет эстетический вкус, как "невосприимчивость к художественным суррогатам" и "жажду общения с подлинным искусством". Но нам более импонирует определение данное А.К. Дремовым. "Эстетический вкус - это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства". "Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека".

В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Общий вывод этого параграфа можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1. 2 Особенности эстетического воспитания

в младшем школьном возрасте

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...» Мир детст ва: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. -- М.: Педагогика, 2001. - 400 с. . Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т.Лихачев.

Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" Запорожец И Д. “Воспитание эмоций и чувств у дошкольника” М 2005 г. .

С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

Г лава II. Искусство как средство эстетического воспитания

2. 1 Эстетическая сущность искусства

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008 № 4 - с. 16-22 .

В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

"Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников". "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И. Шахова, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН справедливо заметила: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение".

В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок из книги Е. Ротенберга "Искусство Италии".

"Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все- таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…".

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

2. 2 Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла (литературы, музыки,

изобразительного искусства)

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству.

Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство -- произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления -- решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

«Художественная литература -- органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности» Обухова Л.Г. “Психология детства” М 2002 г. -с.159 . Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.

Другой важнейший предмет художественного цикла в школе -- «Музыка».

Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».

Ведущей задачей на уроке на уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку».

Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2008. - №6. - С.100-110. . Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла в школе --«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности.

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия». Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

Подобные документы

    Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана. Социальная адаптация младших школьников в процессе эколого-эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании. Психолого-педагогическая сущность, пути и средства эстетического воспитания, критерии и диагностика сформированности эстетического опыта.

    дипломная работа , добавлен 20.11.2010

    Понятие "социокультурная среда". Социокультурная среда, ее значение в развитии младших школьников. Влияние работы образовательного учреждения на эстетическое воспитание младших школьников. Эстетическое воспитание на примере творческого объединения.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Определение сущности и особенностей эстетического воспитания младших школьников, а также его роли в развитии личности. Рассмотрение основ реализации эстетического воспитания средствами искусства. Разработка методических рекомендаций по данной теме.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2015

    Теоретические аспекты проблемы и дидактические основы эстетического воспитания. Психологические особенности младших школьников. Исходный уровень эстетических представлений у учащихся 2 класса, приемы реализации эстетического воспитания на уроках чтения.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2012

    Особенности эстетического воспитания младших школьников. Практическое использование "эстетической пятиминутки" на уроках в сельской начальной школе, анализ результатов. Характеристика актуального уровня эстетической культуры учащихся, фрагменты уроков.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2016

    контрольная работа , добавлен 25.12.2013

    Сущность, задачи, формы и методы эстетического воспитания младших школьников. Оценка уровеня эстетических представлений учащихся 3 класса МОУ КСШ№1. Разработка плана внеклассных мероприятий, направленных на эстетическое воспитание младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2011

    Современные подходы к уроку естествознания в младших классах. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, в частности на уроках природоведения. Сущность и функции эстетического сознания. Анализ урока по природоведению.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Понятие об эстетике; формы и методы эстетического воспитания младших школьников в процессе учебы. Усвоение эстетических принципов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Роль учителя в формировании художественных талантов детей.

С давних времен люди стремились строить свою жизнь по законам красоты. Недаром Ф. М. Достоевский, размышляя о социальных катак­лизмах и трудных путях общественного прогресса, писал: «Красота спа­сет мир». Именно поэтому огромное значение в обществе придается раз­витию литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, в которых воплощаются идеалы прекрасного.

Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества. Большое влияние оно оказывает на личностное развитие человека и его деятельность.

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обо­значающим философскую науку о прекрасном.

Сущность эстетического воспитания состоит в организации разно­образной художественно-эстетической деятельности учащихся, направлен­ной на формирование у них способности полноценно воспринимать и пра­вильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстети­ческих представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Задачи эстетического воспитания:

формирование эстетического сознания, включающего в себя сово­купность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры» способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

♦ формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художествен­но-творческой деятельности;

♦ формирование способов художественно-творческой деятельности; под­держка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации
среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической куль­туры личности, которая включает в себя такие компоненты:

Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жиз­ни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оце­ночным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности - необходимость в общении с художе­ственно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искус­ства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетические идеалы -социально и индивидуально обусловленные пред­ставления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, кри­териев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, лич­ность учителя, слово и др.), приемов (отработка культуры соблюдения ти­шины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; ; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике чело­века, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с моде­льерами, артистами и т. д.), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; «университеты» культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и ве­чера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многoe др.). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, технологии. Развитие эстетического воспри­ятия начинается в начальных классах и реализуется за счет восприимчи­вости младших школьников. Учитель дает задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятие
и сравнения произведений литературы и искусства формируются художе­ственно-эстетические представления. Развитие эстетического вкуса

очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства.

Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках ху­дожественного цикла; должна проявляться в деятельности учителя, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в при­роде, где дети проводят свободное время и т. д.

Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и раз­нообразную практическую деятельность во внеурочное время (убор­ка класса, насаждение растений, выращивание цветов, чтобы видеть кра­соту своей деятельности).

В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, му­зыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по этим областям деятельности, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельно­сти оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных уме­ний, развитию эстетических переживаний.

Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетическо­го развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетиче­ских потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способно­стей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспитанность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и художественного вкуса, органи­чески соединенных с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

В современной западной художественной педагогике широко рас­пространен ряд концепций эстетического воспитания.

Абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистическое образное, художе­ственное отображение мира, противопоставляют ему идею субъективист­ского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций аб­страктных форм, фантастических художественных композиций.

Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тес­но связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из признания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффектив­ности их развития путем свободного спонтанного проявления.

Концепция утилитарно-прагматического эстетического развития ис­ходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способ­ности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюансы компо­зиции, звуковые тональности. Например, в Японии, Германии, Бельгии в усло­виях школьного художественно-эстетического обучения решаются гфактические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.

Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на исполь­зовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиоз­но-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

Несомненно, в каждой из названных концепций эстетического воспи­тания есть рациональное зерно, полезные идеи, но по отдельности они являются довольно однобокими и прямолинейными.

Исключительно велико значение искусства в познании окружающего мира, в развитии сознания, чувств, взглядов и убеждений человека. Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравствен­ности. Искусство и в особенности литература являются могучим средством духовного возвышения человека. Литература и искусство зачастую оказыва­ют непосредственное воздействие на жизнь и деятельность человека.

Немаловажное значение имеет развитие творческих способностей лично­сти в области различных видов искусства. Без знания законов и художественных средств постижения действительности, без понимания языка искусства оно не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Задача школы - обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в огромный мир искусства и сделать его действенным средством познания окружающей дей­ствительности, развития мышления и нравственного совершенствования.

Вопрос 39 : Раскрыть сущность и задачи семейного воспитания. Определить формы работы школы с семьей

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В педагогической литературе семья рассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее раз­витии связан с выполнением следующих функций:

хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего
хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, забо­ту о нетрудоспособных членах семьи;

репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, под­
готовкой их к жизни в обществе;

воспитательной, направленной на создание условий для личност­ного формирования и развития детей; передачу им социального и жизнен­ного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нрав­ственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от­
ношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимо­связь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

рекреативной, направленной на организацию досуга и раз­влекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой
и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семьи, обу­словленных разными критериями:

по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (пра­родители, родители, дети);

структуре: полные, неполные, внебрачные;

характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.
Современная семья характеризуется рядом особенностей. Во-первых,

расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению чис­ленности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий мате­риальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает пер­вые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важ­но, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными при­мерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспи­тания. Семейное воспитание - это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь име­ется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания (по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

♦ воспитание настоящего гражданина;

♦ воспитание хорошего работника;

♦ воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индиви­дуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы:

педагогические лектории - организуются с целью ознакомления
родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

университеты педагогических знаний - отличаются от педагоги­ческих лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не толь­ко лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими зна­ниями; обмен опытом семейного воспитания;

научно-практические конференции - проводятся по наиболее акту­альным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаган­ды лучшего опыта семейного воспитания;

родительские собрания - традиционная форма коллективной работы
с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как пра­вило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения
успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На класс­ных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­
ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушива­ется информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

родительские комитеты - участвуют в управлении образовательным
учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь
родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучше­нии материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

педагогические консультации - чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители по­лучают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

посещение семей - имеет своей целью оказание родителям практиче­ской помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей,
организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

педагогические поручения -привлечение родителей к организации учеб­но-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных обла­стях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и произ­водственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и се­мьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так вос­питывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоро­вую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в се­мью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Вопрос 40 : Раскрыть сущность понятия «ученический