Тайная доктрина с комментариями

В конце двадцатого века наша страна пережила ряд кризисов, каждый из которых смело можно назвать системным. Экономические потрясения, распад единого государства, переоценка исторических фактов, изменение отношения к религиозной жизни - вот лишь неполный перечень событий, как лавина обрушившихся на головы бывших советских людей, привыкших жить хоть и скромно, но стабильно.

Бывшие атеисты оказались на распутье. Они могли сохранить свое неверие или выбирать между многими конфессиями. Модное слово «эзотерика» привлекало своим иностранным звучанием, в нем ощущалось нечто современное, прогрессивное и противоположное изжившим, по мнению многих растерявшихся граждан, - как коммунистическим, так и религиозным.

На книжных прилавках появились труды Елены Рерих, соседствовала с ней и Блаватская. «Тайная доктрина» на короткий срок стала бестселлером. Еще бы, все доступное только просвещенным так притягательно, а тут книга всех книг, синтез всех религий и науки.

Впрочем, большинством из тех, кто решился в нелегкие времена выложить за увесистый трехтомник немалую сумму, овладело сложное чувство, состоящее из ошарашенного разочарования и скуки. Тяжело писала Елена Блаватская. «Тайная доктрина» изложена в какой-то непонятной широкому кругу читателей манере. Ученые же люди и вовсе затосковали. Единая и абсолютная реальность - это еще как-то привычно, в ней мы все привыкли жить уже в течение многих десятилетий. Но вот «бескорний корень» - это уже чересчур. Реинкарнации, наличие сверхдуши и прочие атрибуты буддизма нельзя назвать личным изобретением автора.

Придумала это не Блаватская. «Тайная доктрина», тем не менее, пестрит этими понятиями. К науке труд отношения не имеет вовсе, он основан на том, что существуют некие источники знаний, к которым приобщилась необыкновенная писательница, другим же в сей чертог путь заказан.

Таинственен флер, которым при жизни была окружена Блаватская. Тайная доктрина о бесчисленных мирах, исчезающих, а после вновь возникающих, и прочих цикличностях мироздания претендовала на роль еще одного всеобщего закона, описывающего все и вся. Беда состояла в полной неприменимости этой сложной концепции к решению каких-либо практических вопросов. Сама писательница в годы своего увлечения спиритизмом пыталась предсказывать, но, очевидно, безуспешно. От медиума требуют кратковременных прогнозов, которые легко проверить. Тогда она переключилась на периоды, значительно отстоящие во времени. Сегодня, спустя сто двадцать пять лет после публикации трехтомника, можно полагать, что пророчества ее не сбылись, либо сделаны они были в крайне расплывчатой форме, и некоторые исторические факты допускают «притягивание» по

сле некоторой подгонки.

Так почему же не забыта Блаватская? «Тайная доктрина», краткое содержание которой практически невозможно изложить, а прочитать весь трехтомник редко у кого хватит терпения, успешно заняла место на полках книжных шкафов людей, претендующих на принадлежность к интеллектуальной элите общества. Выполняет эта книга главным образом декоративную функцию. Но иногда цитаты из нее все же используют. Ими порой пытаются «улучшить» православие, сделав его «терпимее» и «удобнее».

Так как разумных и обоснованных аргументов для реформаторских действий не хватает, используется все тот же «эзотерический метод», который применяла Блаватская. «Тайная доктрина» так и остается тайной, по крайней мере, внешне. Другое дело, что иногда главный секрет как раз и заключается в его отсутствии.

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц)

Елена Блаватская


Тайная доктрина

КОСМОГЕНЕЗИС

Этот труд я посвящаю всем истинным теософам каждой страны и каждой расы, ибо они вызвали его и для них он написан.

... ...
НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ
...
Е. П. БЛАВАТСКОЙ
...
АВТОРА «РАЗОБЛАЧЕННОЙ ИЗИДЫ»
...
SATYВT NВSTI PARO DHARMAH
...
«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»

От переводчика

Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения. Также было сохранено и большинство прописных букв, встречающихся в тексте.

Иностранные слова, входящие в этот труд, переданы по возможности в существующей сейчас транскрипции их в русской литературе.

Елена Рерих

Предисловие к первому изданию

Автор – вернее писательница – считает нужным извиниться за долгую задержку в выходе этого труда. Задержка эта произошла в силу нездоровья и обширности предпринятого. Даже два тома, вышедшие сейчас, не завершают задачу и не трактуют исчерпывающе о предметах, изложенных в них. Уже собрано большое количество материала, касающегося истории Оккультизма, содержащегося в жизнях великих Адептов Арийской Расы и доказывающего связь Оккультной Философии с подвигом жизни, как это есть и как должно быть.

Если настоящие тома встретят благосклонное отношение, то все усилия будут использованы, чтобы выполнить задачу этого труда во всей его цельности.

Следует добавить, что подобная задача не предполагалась, когда впервые было объявлено изготовление этого труда. По первоначальному плану Тайная Доктрина должна была явиться исправленным и расширенным изданием «Разоблаченной Изиды ». Однако, скоро стало ясно, что объяснения, которые могли бы быть добавлены к уже обнародованным в вышеназванном труде и в других, касающихся Эзотерической Науки, таковы, что требуют другого метода изложения, и в результате настоящие тома содержат не более двадцати страниц, заимствованных из «Разоблаченной Изиды ».

Автор не считает нужным просить снисхождения читателей и критиков за несовершенства английского языка и за многие недостатки литературного стиля, которые могут встретиться на этих страницах. Будучи иностранкой, знание этого языка было приобретено ею в поздние годы жизни; английский язык употреблен здесь потому, что он является самым широко-распространенным посредником для передачи истин, обнародовать которые стало ее долгом.

Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Теперь делается попытка собрать вместе древнейшие основы и сделать из них одно гармоническое и неразрывное целое. Единственное преимущество, которым обладает писательница перед ее предшественниками, заключается в том, что ей не нужно прибегать к личным спекуляциям и теориям. Ибо этот труд есть частичное изложение того, что сама она узнала от более Знающих, и добавленное в некоторых деталях результатами ее личного изучения и наблюдения. Опубликование многих фактов, здесь приведенных, сделалось необходимым, вследствие появления диких и химерических теорий, которым предавались за последние несколько лет теософы и ученики Мистицизма в своих стараниях, как они воображали, выработать цельную систему мышления из нескольких фактов, ранее им сообщенных.

Излишне объяснять, что эта книга не есть Тайная Доктрина во всей ее цельности, но лишь избранное число фрагментов ее основных положений. Особое внимание обращено на некоторые факты, выхваченные разными писателями и искаженные вне всякого подобия Истины.

Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему перво начальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма.

Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?

Пишущая эти строки потому вполне готова принять всю ответственность за содержание этого труда и даже не страшится обвинения в том, что все есть лишь ее измышление. Что труд этот имеет много недочетов, она вполне сознает. И она лишь претендует на то, что как бы фантастично не казалось многим содержание этого труда, но его логичная связность и последовательность дают право этому новому Генезису стоять, во всяком случае, на уровне с «работающими гипотезами», так открыто принятыми современной наукою. Далее, этот труд требует внимания не в силу какого-либо призыва к догматической авторитетности, но потому, что он тесно примыкает к Природе и следует законам единства и аналогии.

Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации.

Если это до некоторой степени выполнено, писательница удовлетворена. Труд этот написан в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим. Автор его не признает меньшего апелляционного суда. К оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении.

...
De minimis non curat lex.

Е. П. Б.

Лондон, Октябрь, 1888.

Предисловие к третьему и просмотренному изданию

Готовя это издание к печати, мы стремились исправить незначительные детали литературного стиля, не касаясь более важных вопросов. Если бы Е. П. Блаватская дожила до нового издания, несомненно она исправила и значительно расширила бы этот труд. То обстоятельство, что это не было сделано, является одной из многих меньших потерь, причиненных этой великой утратой.

Неудачные выражения из-за несовершенного знания английского языка были исправлены; большинство выдержек из других сочинений проверены и приведены точные ссылки – труд, потребовавший большой работы, ибо ссылки в предыдущих изданиях часто были неточны; также была принята однообразная система для транскрипции санскритских слов. Мы отказались от транскрипции, принятой западными востоковедами, как от вводящей в заблуждение обычного читателя, и передали согласные, не встречающиеся в английской азбуке, комбинациями, которые приблизительно соответствуют звуковому значению, и тщательно поставили знаки долготы гласных. В нескольких случаях мы вставили примечания в самый текст, но это было сделано очень редко и только тогда, когда примечания составляли часть текста.

Анни Безант

Г. Р. С. Миид

Лондон, 1893.

Введение

«Кротко слушать, добром судить».


С появлением в Англии Теософической литературы стало обычным называть это учение «Эзотерическим Буддизмом ». И став привычкою, – подтвердило старую пословицу, основанную на ежедневном опыте – «заблуждение катится по наклонной плоскости, тогда как истина должна с трудом прокладывать свой путь в гору».

Старые трюизмы часто наиболее мудрые. Человеческий ум едва ли может оставаться совершенно свободным от предубеждений, и решающие, установившиеся мнения часто создаются прежде, чем было сделано основательное исследование предмета во всех его аспектах. Сказанное относится к господствующему заблуждению, которое, с одной стороны, ограничивает Теософию Буддизмом; а с другой, смешивает положения религиозной философии, проповеданной Готамою Буддою, с доктринами, широко набросанными в «Эзотерическом Буддизме » г-на Синнетта. Трудно представить себе нечто более ошибочное, нежели это. Это дало возможность нашим врагам обрести сильное оружие против Теософии, ибо, как один известный ученый очень остро выразился, – в упомянутом томе не было «ни Эзотеризма, ни Буддизма». Эзотерические истины, представленные в труде г-на Синнетта, перестали быть эзотерическими с момента их опубликования; также книга не содержит религии Будды, но просто лишь несколько положений до сих пор сокровенного учения, которые в настоящих томах объясняются и добавляются многими другими. Но даже последние, хотя и выдают многие основные тезисы ТАЙНОЙ ДОКТРИНЫ Востока, все же, лишь слегка приподымают край плотного покрова. Ибо никто, ни даже величайший из живущих Адептов, не мог – если бы даже он этого хотел – выдать без разбора на посмеяние неверующего мира то, что так бережно скрывалось от него на протяжении долгих эонов и веков.

«Эзотерический Буддизм » явился прекрасным трудом с очень неудачным заглавием, хотя заглавие это означало то же, что и оглавление настоящего труда – «ТАЙНАЯ ДОКТРИНА». Оно оказалось неудачным, потому что люди имеют привычку всегда судить вещи скорее по внешности, нежели по их значению и потому, что ошибка эта настолько сделалась общей, что даже члены Теософического Общества стали жертвами того же ошибочного представления. Однако, с самого начала брамины и многие другие протестовали против подобного оглавления. И, справедливости ради, я должна добавить, что «Эзотерический Буддизм » был представлен мне в законченном виде и я была в полном неведении, каким образом автор намеревался писать слово «Будх"изм».

Ответственность за эту ошибку падает на тех, кто первые привлекли общественное внимание на эти темы и не позаботились указать разницу между «Буддизмом», религиозной системой этики, проповеданной Владыкою Готамою и названной по его титулу Buddha – Озаренный – и «Будизмом» от Budha – Мудрость или Знание (Vidyā) способность познавания, от санскритского корня budh – знать. Мы сами, теософы Индии, являемся истинными виновниками, хотя после мы и употребляли все усилия, чтобы исправить ошибку. Избежать это печальное недоразумение было легко: нужно было с обоюдного согласия лишь изменить правописание слова и писать «Будизм» вместо «Буддизм». Но и этот термин неправилен, ибо на английском языке следовало бы писать и произносить «Буддаизм», а последователей его называть «Буддаистами».

Объяснение это совершенно необходимо при начале такого труда, как настоящий. Религия Мудрости есть наследие народов всего мира, несмотря на сделанное в «Эзотерическом Буддизме » , утверждение, что «два года тому назад (в 1883 г.) не только я, но и ни один из живущих европейцев , не знали даже азбуки науки, впервые здесь изложенной в научной форме» … и т. д. Это заблуждение должно быть вкралось по оплошности. Писательница настоящего знала все, что «обнародовано» в «Эзотерическом Буддизме » и гораздо больше, многие годы раньше, чем это стало ее долгом передать малую часть Тайной Доктрины двум европейцам, одним из которых был автор «Эзотерического Буддизма »; и конечно, пишущая эти строки имеет неоспоримое, хотя для нее самой довольно двусмысленное, преимущество быть европейского происхождения и образования. Кроме того, значительная часть философии, изложенной Синнеттом, была преподана в Америке даже до опубликования «Разоблаченной Изиды », двум европейцам и моему коллеге, полковнику Г. С. Олькотту. Из Трех Учителей, которых имел Г. С. Олькотт, первый был венгерский Посвященный, второй Египтянин, третий Индус. По особому разрешению полковник Олькотт различными способами передал некоторые учения. Если же двое других не сделали того же, то просто потому, что им это не было разрешено, ибо их время для общественной работы еще не пришло. Но для других оно наступило и доказательством тому являются интересные труды г-на Синнетта. Кроме того, нужно иметь в виду самое главное, что ни одна теософическая книга не приобретает ни малейшей добавочной ценности предъявлением авторитета.

Ади или Адхи Будха, Единая или Первичная и Высочайшая Мудрость есть термин, употребляемый Арьясангой в его сокровенных писаниях, теперь же всеми мистиками Северного Буддизма. Это санскритский термин и наименование, данное самыми ранними арийцами Непознаваемому Божеству. Слово «Брама» не встречается ни в Ведах , ни в других ранних трудах, он означает Абсолютную Мудрость, и Адибхута переведено Фитцэдуардом-Холл"ом, как «Извечная, Несотворенная Причина всего». Эоны несказуемого протяжения должны были пройти, прежде чем эпитет Будда стал настолько, так сказать, очеловечен, что этот термин мог быть допущен к применению к смертным, и наконец, быть данным Тому, несравненные добродетели и знание которого стяжали Ему титул «Будда Непоколебимой Мудрости». «Бодха » означает врожденное обладание божественным разумом или пониманием; Будда – овладение этим личными усилиями и заслугами, тогда как Будхи есть способность познавания, канал, через который божественное знание достигает Эго, распознавание добра и зла, также божественная совесть и Духовная Душа, являющаяся проводником для Атма. «Когда Буддхи поглощает наш Эготизм (уничтожает его) со всеми его Викара, Авалокитешвара становится уявленным нам, и Нирвана или Мукти достигнута». Мукти то же, что и Нирвана, освобождение от тенет Майи или Иллюзии. Бодхи есть также наименование особого состояния транса, называемого Самадхи, во время которого субъект достигает высшую степень духовного знания.

Безумны те, кто в своей слепой и в несвоевременной в нашу эпоху ненависти к Буддизму и по реакции к Будизму, отрицают его эзотерические учения, являющиеся также и учениями браминов, только потому, что наименование это ассоциируется ими с принципами, которые они, будучи монотеистами, рассматривают, как зловредные доктрины. Безумные , в данном случае, является правильным термином. Ибо в нашу эпоху грубого и анти-логичного материализма, одна лишь Эзотерическая Философия способна противостоять повторным нападкам на все то, что человек считает самым дорогим и сокровенным в своей внутренней духовной жизни. Истинный философ, изучающий Эзотерическую Мудрость, совершенно освобождается от личностей, догматических верований и особых религий. Кроме того. Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии. Она доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе. Она также не отрицает Божество, как и Солнце. Эзотерическая Философия никогда не отвергала «Бога в Природе», так же, как и Божество, как абсолютную и абстрактную Сущность . Она только отказывается признать богов, так называемых монотеистических религий, созданных человеком по образу и подобию своему, святотатственных и печальных карикатур Вечно-Непознаваемого. Кроме того, рекорды, которые мы предполагаем явить читателю, обнимают эзотерические доктрины всего мира с самого начала происхождения человечества, и Оккультизм Буддизма занимает в них лишь свое законное место, но не более.

Истинно, сокровенные части Дан или Джанна (Дхиана ) , Ме тафизики Готамы – сколь высокими не казались бы они не знакомому с доктринами древней Религии Мудрости – являются лишь малою долею целого. Индусский Реформатор ограничил свои общие Учения чисто моральным и физиологическим аспектом Религии-Мудрости, этикою и человеком. Вещи, «невидимые и невещественные», тайны Бытия за пределами нашей земной сферы, Великий Учитель оставил совершенно не затронутыми в своих обращениях к массам, сохраняя Сокровенные Истины для избранного круга своих Архатов. Последние получали посвящение в знаменитой пещере Саптапарна (Саттапанни Махавансы), вблизи Горы Байбхар (Вебхара в Палийских Манускриптах). Эта пещера находилась в Раджагриха, в древней столице Магадха, и была та самая пещера Чета, упоминаемая китайским паломником Фа-сянь, как это правильно предполагается некоторыми археологами.

Время и человеческое воображение быстро исказили чистоту и философию этого учения, после того как оно было перенесено из тайного и священного круга Архатов в течение их прозелитической деятельности на менее подготовленную почву, нежели Индия, для метафизических представлений, как Китай, Япония, Сиам и Бирма. Как было поступлено с первичною чистотою этих великих откровений, можно видеть, изучая, так называемые, «эзотерические» буддийские школы древности в их современном одеянии, не только в Китае и других буддийских странах вообще, но даже во многих школах Тибета, оставленных на попечение непосвященных лам и монгольских новаторов.

Потому читатель должен иметь в виду очень важное различие, существующее между ортодоксальным Буддизмом, т. е. общим учением Готамы Будды и Его Эзотерическим Будизмом. Тем не менее, Тайная Доктрина Его ни чем не отличалась от Доктрины посвященных браминов Его дней. Будда был уроженцем Земли Арийцев, Индусом по рождению и кшатриа кастою, и учеником «дважды-рожденных» (посвященных браминов) или Движа. Учение Его потому не могло разниться от их доктрин, что вся буддийская реформа состояла лишь в выдаче части того, что сохранилось в тайне от всех, за исключением заколдованного круга отшельников и Посвященных Храма. Не будучи в состоянии, в силу своего обета, передать все , что было сообщено Ему, Будда, хотя и учил философии, построенной на основе истинного Эзотерического Знания, тем не менее, дал миру лишь ее внешний материальный облик и сохранил душу ее для своих избранных. Многие китайские ученые среди востоковедов слыхали о «Доктрине-Души». Но никто не понял ее истинного смысла и значения.

Доктрина эта охранялась – может быть, слишком сокровенно – в святилищах. Тайна, окутывавшая ее главную догму и устремление – Нирвана – так искушала и возбуждала любопытство ученых, изучавших ее, что, будучи не в состоянии разрешить это логически и удовлетворительно, развязав ее Гордиев узел, они разрубили его, объявив, что Нирвана означает абсолютное уничтожение .

К концу первой четверти этого столетия появился особый вид литературы, которая с каждым годом становится более определенной в своей тенденции. Будучи основанной, так сказать , на научных исследованиях санскритологов и востоковедов вообще, эта литература считалась научной. Индусская, египетская и другие древние религии, мифы и эмблемы, выдавали лишь то, что символисты желали видеть в них и, таким образом, вместо внутреннего смысла, часто давалась лишь грубая внешняя форма. Замечательнейшие труды по своим изобретательным выводам и теориям circulus vitiosus – предубежденные заключения обычно занимали место посылок в силлогизмах многих ученых Санскрита и Пали – быстро появились и последовательно наводнили библиотеки противоречивыми диссертациями, больше о фаллическом и половом почитании, нежели об истинном символизме.

Может быть, это и является истинной причиной, почему, после долгого, глубочайшего молчания и тайны тысячелетий, ныне выдаются намеки на некоторые основные истины из Сокровенного Учения Архаических Времен. Говорю намеренно «некоторые истины», ибо то, что должно остаться несказанным, не может быть вмещено в сотню подобных томов, также оно не может быть доверено нынешнему поколению саддукеев. Но даже то малое, что дается сейчас, лучше, нежели полное молчание об этих жизненных истинах. Мир настоящих дней, в его яром устремлении к неизвестному – которое физики слишком поспешно готовы смешать с Непознаваемым всякий раз, как проблема выходит за пределы их понимания – быстро продвигается на противоположном плане к плану духовности. Сейчас перед нами обширное поле, настоящая долина разногласия и нескончаемой борьбы; целый Некрополь, где лежат погребенными высочайшие и самые священные устремления нашей Духо-Души. С каждым новым поколением Душа эта становится более парализованной и атрофированной. «Милые светские язычники и законченные развратники», о которых говорит Грилей , мало заботятся о возрождении умерших наук прошлого; но существует прекрасное меньшинство серьезных учеников, имеющих право узнать некоторые истины, которые могут быть даны им теперь. И сейчас это гораздо нужнее, нежели десять лет тому назад, когда появилась «Разоблаченная Изида » или даже когда были опубликованы позднейшие попытки объяснить тайны эзотерической науки.

Одним из величайших и, может быть, самым серьезным возражением против достоверности этого труда и доверия к нему, послужат предварительные Станцы. Как могут быть проверены утверждения, заключенные в них? Правда, что большая часть санскритских, китайских и монгольских трудов, упомянутых в настоящих томах, известна некоторым востоковедам, тем не менее, главный труд, откуда взяты Станцы, не имеется в европейских библиотеках. КНИГА ДЗИАН (или ДЗАН) совершенно не известна нашим филологам или, во всяком случае, они никогда не слышали о ней под данным наименованием. Это, конечно, большой ущерб для них, кто следуют в своих изысканиях предписанным методам официальной науки, но для учеников Оккультизма и для всех истинных оккультистов это не имеет большого значения. Главная основа данной Доктрины находится в сотнях и тысячах санскритских манускриптов, из которых некоторые уже переведены и, как обычно, искажены толкованием, другие же, все еще, ожидают свой черед. Потому каждый ученик имеет возможность убедиться в сделанных здесь утверждениях так же, как и проверить большинство приведенных выдержек. Лишь несколько новых фактов, новых лишь для непосвященного востоковеда, и мест, взятых из Комментария, будет трудно проследить до их источника. Кроме того, некоторые учения еще до сих пор преподаются устно, но, тем не менее, намеки на них встречаются в каждом случае почти во всех бесчисленных томах храмовой литературы браминов, Китая и Тибета.

Во всяком случае, что бы ни было уготовано в будущем автору этого труда недоброжелательной критикой, один факт вполне достоверен. Члены нескольких эзотерических школ – местонахождение которых за Гималаями и разветвления которых могут быть найдены в Китае, Японии, Индии и Тибете и даже в Сирии, не считая Южной Америки – претендуют на обладание всех сокровенных и философских трудов в манускриптах и печати, одним словом, всех трудов, которые когда-либо написаны были на языках и в начертаниях с самого начала возникновения искусства письма, от иероглифов до алфавита Кадмуса и Деванагари.

Постоянно утверждалось, что с самого времени уничтожения библиотеки Александрии, каждый труд, который мог своим содержанием привести непосвященного к конечному открытию и пониманию некоторых тайн Сокровенной Науки, был усердно отыскиваем объединенными усилиями членов этого Братства. Кроме того, теми, кто знают, добавляется, что все подобные труды, раз они были найдены, уничтожались за исключением трех копий каждого, которые были сохранены и сокрыты в безопасности. В Индии последние из этих драгоценных Манускриптов были добыты и сокрыты во время царствования Императора Акбара.

Профессор Макс Мюллер указывает, что никакие подкупы и угрозы Акбара не могли извлечь оригинальный текст Вед от браминов, и, тем не менее, похваляется, что европейские востоковеды обладают им! Весьма сомнительно, чтобы Европа имела полный текст , и будущее может иметь про запас весьма неприятные сюрпризы для востоковедов.

Кроме того, утверждается, что каждая священная книга, подобного содержания, текст которой был недостаточно сокрыт в символах, или же имевшая какое-либо непосредственное отношение к древним мистериям, была сначала переписана тайным письмом, могущим противостоять искусству лучших и наискуснейших палеографов, и затем уничтожена до последней копии. Во время царствования Акбара несколько фанатичных придворных, недовольных греховной пытливостью Императора к религиям нечестивых, сами помогали браминам скрывать их Манускрипты. Таков был Бадаони, питавший нескрываемый ужас пе ред манией Акбара к идолопоклонческим религиям. Этот Бадаони в своем: Muntakhab"t Tawurikh , пишет:

...

«Так как они (шраманы и брамины) превосходят других ученых людей в своих трактатах о морали и физических, и религиозных науках и достигают высокой степени в своем знании будущего , в духовной мощи и человеческом совершенстве, то они привели доказательства, основанные на разуме и свидетельстве… и запечатлели свои доктрины так твердо… что ни один человек… не смог бы теперь вызвать сомнения в Его Величестве, если бы даже горы рассыпались в песок, или же разверзлись небеса…… Его Величество наслаждается познаниями этих нечестивых сект, которые не поддаются исчислению, так многочисленны они; и их книгам «Откровений» нет конца».

Труд этот «хранился в тайне и не был напечатан до царствования Джехангира». Кроме того, во всех обширных и богатых монастырях имеются подземные храмы и пещерные библиотеки, высеченные в скале, если Gonpa (монастырь) или Lhakang построены на горе. За пределами западного Цайдама, в одиноких проходах Гунь-луня, имеются несколько подобных скрытых хранилищ. Вдоль хребта Алтын-таг, где еще не вступала нога европейца, существует некий поселок, затерянный в глубоком горном проходе: небольшая скученность домов, скорее деревушка, нежели монастырь, с бедным храмом и старым ламою, отшельником, живущим поблизости для охраны его. Путники богомольцы говорят, что подземные галереи и помещения под ними содержат коллекцию книг, число которых, по данным отчетам, слишком велико, чтобы поместиться даже в Британском Музее.

Согласно тому же преданию, ныне безлюдные области в безводной стране Тарима – настоящая пустыня в сердце Туркестана – в давние времена были покрыты цветущими и богатыми городами. В настоящее время несколько зеленеющих оазисов оживляют ее страшное одиночество. Один из таких оазисов покрывает могилу обширного города, погребенного под песчаной почвой пустыни, и никому не принадлежит, но часто посещается монголами и буддистами. Предание также говорит об обширнейших подземных помещениях, о широких проходах, наполненных табличками и цилиндрами. Может быть, это праздные толки, но может оказаться и действительным фактом.

Все это, более нежели вероятно, вызовет усмешку сомнения. Но прежде, чем читатель отвергнет достоверность слухов, пусть он остановится и поразмыслит над следующими, хорошо известными, фактами. Совместные изыскания востоковедов и в последние годы, особенно работы исследователей по сравнительной филологии и науке религий, дали им возможность подтвердить, что бесчисленное количество манускриптов и даже печатных трудов, известных, как существовавших, более не находимы . Они исчезли, не оставив ни малейшего следа. Если бы эти труды не имели значения, они могли бы по условиям времени погибнуть, и названия их были бы вычеркнуты из человеческой памяти. Но это не так, ибо, как теперь доказано, большинство этих трудов содержали истинные ключи к сочинениям, еще распространенным, но сейчас совершенно непонятным для большинства их читателей без этих добавочных томов комментариев и объяснений.

Таковы, например, труды Лао-цзы, предшественника Конфуция. Говорят, что он написал девятьсот тридцать книг об этике и религиях и семьдесят по магии, в общем – тысячу . Тем не менее, его большой труд «Дао-дэ-цзин», сердце его доктрины, и священное писание «Дао-сы » имеют, как указывает Станислав Жюльен, только «около 5,000 слов» , едва двенадцать страниц. Тем не менее, проф. Макс Мюллер находит, что текст не понятен без комментариев, так что г-н Жюльен должен был пользоваться справками в более чем шестидесяти комментариях для своего перевода, и самый древний из них доходил до 163 года до Р. Хр., но не ранее , как мы видим. На протяжении четырех с половиною веков, предшествовавших этому «раннему» из комментариев, достаточно было времени, чтобы сокрыть истинную доктрину Лао-цзы от всех, за исключением его посвященных священнослужителей. Японцы, среди которых, сейчас, можно найти самых ученых священников и последователей Лао-цзы, просто смеются над ошибками и гипотезами европейских и китайских ученых. И предание утверждает, что комментарии, доступные нашим западным синологам, не являются подлинными оккультными рекордами, но лишь намеренными замаскированиями, и что подлинные комментарии так же, как и все тексты, давно исчезли с глаз профанов.

О трудах Конфуция мы читаем следующее:

...

«Если мы обратимся к Китаю, мы найдем, что религия Конфуция основана на Пяти книгах «Цзин » и Четырех книгах «Шу » – сами по себе книги эти значительных размеров и окружены объемистыми комментариями, без которых даже самые сведущие ученые не отважатся проникнуть в глубину их сокровенного канона».

Но они не проникли в него; и это вызывает сетование конфуцианистов, как утверждал в 1881 году в Париже один из очень сведущих членов этого Общества.

Если наши ученые обратятся к древней литературе семитических религий, к халдейским писаниям, старшей сестре и наставнице, если только не главному источнику Библии Моисея, основе и отправной точки христианства, что же найдут они? Для увековечивания памяти древних религий Вавилона, для рекордирования огромного цикла астрономических наблюдений Магов Халдеи, для оправдания преданий об их великолепной и в особенности оккультной литературе, что же остается теперь? Лишь несколько фрагментов, приписываемых Берозу.

Но они почти лишены всякой ценности, даже как ключа к характеристике того, что исчезло, ибо они прошли через руки епископа Цесареи – этого самоутвержденного цензора и издателя священных анналов чуждых ему религий – и они без сомнения, поныне, несут печать его «высоко-правдивой, заслуживающей доверия» руки. Ибо какова история этого трактата об однажды великой религии Вавилона?

Он был написан по гречески для Александра Великого Берозом, священнослужителем Храма Бэл"а на основании астрономических и хронологических рекордов, сохраняемых служителями этого Храма – рекордов, покрывавших период в 200 000 лет – ныне он утерян. В первом веке до Р. Хр. Александр Полигистор сделал серию выдержек из этого трактата, которые тоже утеряны . Евсевий (270-340 после Р. Хр.) пользовался этими выдержками при написании своего «Хроникон"а ». Сходство пунктов – почти тождественность – в европейских и халдейских Писаниях , явилось большою опасностью для Евсевия в его роли защитника и поборника новой религии, воспринявшей еврейские писания и вместе с ними нелепую хронологию.

Тайная доктрина Елены Блаватской. Первая встреча с Анни Безант. Создание школы оккультизма и ложи мадам Блаватской. Биография создателя «Люцифера»

Тайная доктрина и её создатель

Елена Петровна Блаватская (урожденная фон Ган) родилась 12 августа 1831 года в Днепропетровске. В ней смешалась кровь известных родов Франции, Германии и России.

С 1842г после смерти матери, Елена и её младшая сестра Вера переезжают в Саратов к бабушке Е.П.Фадеевой. В 17 лет Елена выходит замуж за старого генерала в отставке Н.В.Блаватского, это был способ обрести свободу.

Через 3 месяца в 1849 году Елена на деньги отца отправляется в длительное путешествие в Турцию и Египет.

Тайная доктрина_Uchitelja Blavatskoj_«тайная доктрина»

В 1851году она приезжает в Лондон, где встречает своего Учителя Махатхму Мория. Она сразу узнала в нём того самого человека, которого видела в астральной форме в детстве. Он открыл ей, что она должна стать основателем Теософского общества.

Для подготовки и совершенствования Духа ей необходимо провести 3 года в Тибете. В этом же году Елена посещает США, Южную Америку и далее Индию.

Однако на этот раз поездку в Тибет пришлось отложить. Лишь спустя три года в 1854 году из Америки через Индию, она вновь предпринимает попытку попасть в Тибет к своему Учителю.

В 1858 году, пройдя посвящение, она возвращается в Европу, а потом в Россию в Псков — к сестре Вере.

Очень скоро весь город заговорил о «чудесах» госпожи Блаватской. Она обладала ясновидением и двигала предметы взглядом.

С 1860 по 1865г. Путешествуя по Кавказу, Елена пережила сильный физический и психический кризис. Но всё закончилось благополучно, и она научилась управлять своими необычными способностями.

В 1868 Елена вновь отправляется в Тибет и около трёх лет проводит в доме своего учителя Кут Хуми, продолжая своё послушничество.

В конце 1870 года, Блаватская возвращается в Европу, затем в Одессу к родным.

По указанию своего Учителя в 1873 году, Елена приезжает в Америку. Там она знакомится с полковником Генри Стилом Олькоттом, знаменитым американским юристом ирландского происхождения и Уильямом Куаном Джаджем, которые сыграют решающую роль в возникновении Теософского общества в 1875 году.

В 1877 году выходит в свет её «Разоблачённая Изида». А в 1879 году Елена направляется с полковником в Бомбей, где создают штаб-квартиру Теософского общества и там же выходит первый Теософский журнал «The Theosophist», который существует и поныне.

В 1884 г. разгорелся скандал из-за клеветы двух служащих, которые обвиняли Блаватскую в мошенничестве. К сожалению, на основе этих фактов Лондонское Общество психических исследований (ОПИ) опубликовало доклад, в котором охарактеризовало Блаватскую как «одного из гениальнейших и интереснейших мошенников в истории». И до сего времени этот доклад приводят как доказательство мошенничества Блаватской.

Позднее выяснилось, что это дело было состряпано иезуитами, ненавидящими Елену и созданное ею Общество. Обвинение было построено и сфабриковано на письмах, якобы написанных Блаватской с указаниями как устраивать феномены. В заговоре иезуитов приняли участие Колумы супружеская пара, рассказывавшая о тайном переоборудовании её дома.

Вызывает интерес отрывок из письма Е. И. Рерих к Вере Александровне Душинской: «…в связи с отсутствием особого подбора лиц обладающих синтезом высокого Духа, Общество Психических Исследований будет и дальше влачить своё позорное существование…»


spiritualism_thumb_sjera_Artura_«тайная доктрина»

Забавно что автор Шерлока Холмса — сэр Артур Конан Дойл, посвятивший 50 лет своей жизни оккультизму и спиритизму, несколько лет занимался теософией и разочаровавшись в ней, в 1891 году вступил в Общество психических исследований.

Обвинения Ходжсона были проанализированы и опровергнуты в 1963 году Эдли Уотерманом в работе «Некролог: доклад Ходжсона о госпоже Блаватской».

Лишь спустя 100 лет ОПИ дезавуировало свой «знаменитый отчёт», признав его необъективным. Свои извинения ОПИ опубликовало в ведущих англоязычных изданиях США, Канады и Австралии.

Судебные дрязги и лживые обвинения подорвали здоровье Елены Петровны, и в 1887 году она переезжает в Лондон, куда её пригласили английские теософы. А уже к осени 1888 года, выходит её знаменитая «Тайная доктрина» (La Doctrina Secreta). С целью защиты — тайной доктрины, детища всей её жизни, Елена готовит выпуск нового журнала, название которого вызвало шквал критики и…

невероятный успех.

Подвергаясь всё возрастающим нападкам со стороны Лондонской ложи, и фактически потеряв контроль над своим журналом «The Theosophist», Елена создаёт новый журнал «Люцифер». Первый выпуск, которого в 1888 году не только оградил её от воинствующих профанов, но и стал оплотом её собственной эзотерической ложи — Ложи мадам Блаватской.


Вера и Чарьз Джонстон с Генри Олкоттом стоят за спиной Елены Блаватской и ее сестры, Веры Желиховской. Лондон, 1888 год_«тайная доктрина»

В этом же 1888 году, деятельная madam открывает свою эзотерическую школу «Практический оккультизм». В контексте этих встреч сохранился конспект, известный ныне как «Протоколы Ложи Блаватской».

Благодаря «Люциферу» и «Тайной доктрине» в 1889 году мир увидел новые откровения госпожи Блаватской — «Ключ к Теософии» (La Clave de la Teosofia) и мистическую книгу «Голос безмолвия» (La voz del Silencio).

А тем временем, набиравшая обороты и популярность — тайная доктрина, позволила к 1890 году открыть европейскую штаб-квартиру Теософского Общества. Именно там впервые произошла встреча Елены с Анни Безант.

Урождённая Wood, Анни была столь привлекательна и красноречива, что Елена не могла не предложить ей присоединиться к её ложе. Эта блистательная особа пользовалась большой популярностью не только в свете, свои пьесы посвящал ей Бернард Шоу, за которого Анни чуть было не вышла замуж.

Найдя в лице мадам Блаватской старшую подругу, Анни развила в себе мистические и спиритические способности и стала после смерти Блаватской руководителем Теософского общества

В Германии теософия была запрещена третьим рейхом, но сразу же вслед за его падением в 1945 году, теософское общество Германии возобновило свою просветительскую деятельность. А на доме, в котором Елена Блаватская писала свою «Тайную Доктрину», доме графини Констанции Вахмейстер в Вю́рцбурге (Würzburg, Ludwigstraße 6) сейчас установлена в её честь памятная табличка.

Тайная доктрина

от Создателя «Люцифера»

«Нет учения выше истины»

Блаватская

Том 1

Станца 1 «тайная доктрина»

« Предвечная матерь-рождающая, вечно невидимая, ещё раз дремала в продолжении 7 вечностей».

Матерь, рождающая — пространство. 7 вечностей — это 7 периодов одной Манвантары на протяжении «Великого века» (100 Годов Брамы). В итоге 311 040 000 000 000 лет. Год Брамы =360 дней и ночей, а день Брамы = 4 320 000 000 годов смертных. Эти вечности принадлежат к самым сокровенным исчислениям, в которых, для того, чтобы прийти к истинному итогу, каждая цифра должна быть 7 в степени Х, причём Х разнится в зависимости от цикла и каждая цифра в реальном или нереальном мире должна быть кратна 7. Ключ к этому не может быть дан, это тайна эзотерических исчислений.

«Единая тьма наполняла беспредельное всё, ибо отец, мать и сын ещё были воедино, и сын ещё не проснулся для нового колеса и странствий на нём».

Термин «колесо» есть символ мира или шара, свидетельствующий, что древние знали, что Земля была вращающимся шаром. «Великое колесо» — полный оборот цепи глобусов или сфер. «Малые колёса» = круги, которых тоже 7. Отец-мать-сын в космофизическом смысле это есть Вселенная — Планетарная цепь — Земля. В духовном смысле = это Непознаваемое Божество — Планетарный Дух — Человек – Сын обоих, существо из Духа и Материи и проявление их в его периодических выявлениях на Земле во время «Колёс» или Манвантар.

Станца 2 «тайная доктрина»

«Час ещё не пробил, луч ещё не проник в зародыш, матрипадма ещё не набухла»

Падма — это лотос по индийский. Лотос есть продукт тепла (огня) и воды (эфира). Вода — мать, огонь — отец. Лотос символизирует жизнь человека, так же как и жизнь Космоса.

Станца 3 «тайная доктрина»

«Последний трепет 7-ой вечности дрожит в бесконечности, матерь набухает, подобно почке лотоса».

«Тьма исчезла, и более не существовала, она исчезла в своём естестве, в теле огня и воды, отца и матери».

В Евангелии от Иоанна 1.4:» И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — слово «тьма» не применяется к духовному зрению человека, но воистину к Тьме, Абсолюту, который не знает, не может представить преходящего Света.


Всех кто найдёт ожидают врата_«тайная доктрина»

Дьявол ныне именуется церковью «Тьмою». Тогда как в библии или в книге Иова он назван «Сыном бога», яркой звездой раннего утра Lux , Зари Манвантары. Он был преображён церковью в Люцифера или Сатану, потому что он выше и старше Иеговы и должен был быть принесён в жертву Новой Догме.

Станца 4 «тайная доктрина»

« Есть Тьма, бесконечность или Ади – Нидана — 0

Ади — Санат=1, Глас слова, Свабхават (дух), числа, квадрат без формы,

Эти три, заключённые в О суть сокровенная четверица, затем идут сыны, семь воителей, один — восьмой оставлен в стороне, и дыхание его есть светодатель».

О — это беспредельный круг, нуль становится числом, только когда одна из девяти цифр предшествует ему. «Слово» или Логос в сочетании с Гласом и Духом (выражение и источник Сознания) являют девять цифр, образуя с нулём декаду, вмещающую в себе всю Вселенную. Триада образует четверо угольник или «Сокровенную четверицу» внутри круга. Квадрат в круге — самая мощная из магических фигур. «Один отвергнутый» — это Солнце нашей системы.

Станца 5 «тайная доктрина»

«Первозданные семь дыханий дракона мудрости порождают своим священным кружно — спиральным дыханием огневой вихрь. Они делают его вестником своей воли, Джью становится Фохатом».

Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным сознательным Богом — да! Даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень. И когда мы говорим «человеческую» то это приложимо не только к нашему земному человечеству, но и к смертным, обитающим в других мирах.

Kollektivnaja Mudrost’_«тайная доктрина»

Джью есть коллективная Мудрость. Её антитезою является Джьюма, имеющая дело только с иллюзиями.

В непроявленной Вселенной, Фохат не есть крылатый купидон (Эрос) или Любовь. Фохат ещё не имеет касания к Космосу. Ибо Космос ещё не рождён. Он есть абстрактное философское понятие. Он просто потенциальная творческая мощь. Когда «Божественный сын» выявляется, Фохат становится активною Мощью, которая вынуждает единое стать Двумя и Тремя на космическом плане проявления. Троичный «Единый» дифференцируется во «Множества» и тогда Фохат превращается в ту силу, которая привлекает основные атомы и заставляет их собираться и сочетаться.

Станца 6 «тайная доктрина»

«Фохат вызвал к жизни призрачную форму Вселенной и 7 начал. Стремительный и лученосный порождает 7 Лайла — центров (нирван), которые никто не одолеет до великого дня «Будь с нами» и окружает Вселенную первичными зародышами (атомами)».

Миры, включая нашу Землю, конечно, развивались первоначально из одного элемента в его второй стадии «Отца — Матери», дифференцированной мировой Души. Эзотеризм не ведает пола. Его Высшее Божество так же вне пола, как и вне формы. Его первые проявленные существа только постепенно разъединяются на 2 начала. Так, в «Ману» Брама (также Логос) явлен как разделяющий своё тело на 2 части мужского и женского начала и создающий впоследствии Сына, который есть он сам и тот же Брама.

Ни вода, ни воздух, ни земля (синонимы для всех твёрдых тел) вообще не существовали в своих настоящих состояниях. Ибо они все, и даже огонь, есть лишь продукты в новых атмосферных сочетаниях, уже совершенно оформленных сфер, таким образом, в первые периоды формации Земли были чем — то совершенно иным. Не только элементы нашей планеты, но и элементы всех её сестёр в Солнечной Системе разнятся в своих комбинациях друг от друга так же широко, как и от космических элементов за пределами Солнечной Системы. Каждый мир имеет свой Фохат, который вездесущ в своей сфере деятельности.

Kosmicheskaja sila_«тайная доктрина»

Фохат, созидающая сила Космоса, сам возник из «мозга Отца и лона Матери». И затем сам преобразился в два начала, мужское и женское, т.е. в положительное и отрицательное электричество. Он имеет 7 сыновей, которые являются и его братьями. Фохат принуждён рождаться каждый раз, когда кто-нибудь из его «сынов-братьев» слишком приблизится друг к другу. Чтобы избежать этого, он соединяет и связывает вместе тех, кто различен по природе. И разъединяет тех, кто тождествен. Как всем известно, это относится к электричеству. «7 начал» — это электричество, магнетизм, звук, свет, теплота и так далее.

Именно Фохат направляет перенос принципов с одной планеты на другую и от одной звезды к другой. Когда планета умирает, её животворящие принципы переносятся в Лайа или спящий центр, имеющий потенциальную энергию, которая начинает опять формироваться в новое звёздное тело.

Начиная с 7 станца тайной доктрины, всё будет касаться нашей Солнечной системы. Среди одиннадцати выпущенных станцев тайной доктрины, есть одна (видимо седьмая), дающая описание образованию планетных цепей. Божество есть Закон, единственный вечный закон, основанный на семеричном принципе построения бесчисленных кругов Цепей Миров, состоящих из 7 Глобусов. Из этих 7 — только четвёртый, самый низший и самый материальный, доступен нашему познанию. Шесть других принадлежат более высоким планам и невидимы нашему глазу. Планетный круг — это большой круг, от глобуса А к Глобусу G. Ещё каждый Глобус проходит свои 7 кругов – Кругов Глобуса или назовём их Земными Кругами.


Fajeton planetarnye cepi_«тайная доктрина»

Когда Планетная Цепь находится в своём последнем круге, её Глобус А, прежде чем окончательно замереть, высылает всю свою энергию и все свои принципы в нейтральный центр латентной силы, лайа-центр и тем самым оживотворяет материю, даёт ей жизнь для следующей планетной цепи.

Итак, каждое звёздное тело, каждая планета, видимая нами, имеет 6 Глобусов-собратьев, невидимых нами. Эволюция жизни происходит на этих 7 Глобусах на протяжении 7 Кругов Глобусов или 7 Циклов. У каждого Глобуса – свои 7 циклов.

Эти Глобусы формируются процессом, называемым процессом возрождения Планетных Цепей или Колец. Когда седьмой и последний круг одного из таких Колец начался, то высший (или первый) Глобус А, а затем и другие глобусы, вместо того, чтобы вступить в длительный период покоя как это было в предшествующих Кругах, начинает умирать и передаёт все свои принципы в лайа — центр. А затем на новую Планетную Цепь. Глобус А оживляет Глобус А новой цепи, Глобус В посылает свою энергию глобусу В новой цепи и т. д.

Только на протяжении 1 Круга Небесный Человек (иначе Лунные предки или Питрисы) становится человеческим существом на Глобус е А и вновь становится минералом, растением, животным на Глобусах В, С, D. Процесс совершенно меняется со второго круга. Наша Земля в течение первых трёх кругов формируется и твердеет. Её человечество развивается вполне лишь в 4 Круге — нашем настоящем Круге. В течение последних трёх она будет возвращаться к своей первичной форме, становиться, так сказать, одухотворённой.


Jenergetika Dushi, Monady_«тайная доктрина»

Теперь следует вспомнить, что Монады (Души) разделяются на 7 классов или иерархий. В каждой новой Манвантаре должно быть ограниченное число монад. Так как это необходимо в виду доктрины Перевоплощения и Кармы и постепенного возвращения человеческой Монады к её источнику — Абсолютному Божеству. Появление этих Монад на Глобусе так приноровлено, что когда класс 7 (последний) появляется на Глобусе А, то класс 1 только что перешёл на Глобус В из другой планетной цепи и так далее. Таким образом получается, что в первом круге лишь первый класс монад достигает человеческого состояния, Монады Второго Класса достигают человеческого развития только на втором круге и т.д. до четвёртого круга. На середине 4 Круга, в котором человеческая стадия будет вполне развита, «дверь» в человеческое царство закрывается, так как все другие Монады, достигнут человеческой стадии лишь в конце 7 Круга. Они потому не будут людьми в этой цепи, но составят человечество будущей Манвантары в более высокой Цепи спирали развития.

Грубо говоря, согласно тайной доктрине существует 3 крупных класса человеческих Монад.

  1. Наиболее развитые Монады — Лунные Боги или Питрисы, назначение которых пройти в 1 Круге через весь тройной цикл минерального, растительного и животного царства в их наиболее эфирных формах для того, чтобы приспособиться к природе новой сформированной Цепи. Именно они первыми достигают человеческой формы на Глобусе А в первом круге, если только уместно назвать это «людьми». Они не походят на нас ни формою, ни природою, но по развитию духовности их скорее можно назвать «Богами».

2. Те монады, которые первыми достигают человеческой стадии в течение трёх с половиной кругов и становятся «людьми».

Rasy i Monady_«тайная доктрина»

3. Остальные Монады, которые не успеют достичь человеческой стадии.

Существуют Минеральные Монады, Растительные Монады, Животные Монады. Минеральные Монады находятся на противоположной дуге круга от Человеческих Монад.

Минеральное царство образует поворотный пункт в стадиях «Монадичекого естества». Полное развитие минеральной эпохи (три принципа) на глобусе А, подготавливает путь для развития растительности (первый принцип). Как только начинается, минеральный жизненный импульс переходит на Глобус В. Затем, когда развитие растительности на Глобусе А заканчивается, и начинается животное (первый принцип) развитие. Растительный жизненный импульс переходит на Глобус В, минеральный импульс переходит на Глобус С.

Наконец заканчивается развитие животных и последний, человеческий импульс (2 принципа) вступает на Глобус А.

«Человеческая Монада» является комбинацией двух принципов в человеке — шестого и седьмого. Термин «Человеческая Монада» применим лишь к Двоякой Душе (Атма-Буддхи), но не к её высшему духовному принципу Атма, взятому в отдельности.

Наиболее развитые Лунные Монады достигают человеческой зачаточной стадии в Первом Круге, становятся земными, хотя очень эфирными существами к концу 3 Круга, оставаясь на Земном (4-м) Глобусе как семя для будущего человечества в 4 Круге.


Питрисы развили из самих себя астральных двойников, которые стали первой Человеческой Расой на Земле. Таким образом, человек или, точнее, его Монада, существовал на Земле с 1 Круга, но вплоть до нашей Пятой Расы, внешние облики, облекавшие этих «богов», изменялись и уплотнялись, т.к. они должны были приспособиться к постоянно меняющимся условиям на Земном Глобусе.

В 1 –м Круге на Земном Глобусе Первая раса-Питрисы, и по аналогии Первая раса 4-го круга тоже эфирная, духовная, но неразумная.

Во 2 — ом Круге на Земле Человек становится более физическим, но менее разумным, чем духовным. Он не имеет пола и подобно растениям и животным развивает чудовищные тела, соответствующие грубости окружающих условий.

Круг 3-ий — Человек имеет плотное тело, вначале это форма огромной обезьяны и теперь он более разумен, точнее хитёр, нежели духовен. В последней половине Третьего Круга, его гигантское сложение уменьшается, и он становится более разумным. Всё это почти точно повторено в Третьей Коренной Расе 4-го Круга.

4 Круг. Рассудок достигает огромного развития. Четвёртая Раса приобретает человеческую речь. У этой серединной точки 4 Круга (как и в четвёртой Коренной Расе или Расе Атлантов) мир насыщен результатами рассудочной деятельности и уменьшением духовности.

Люди Третьей Расы, предки Атлантов, были именно такими же обезьяноподобными гигантами, не обладавшими рассудком, как и те существа, которые в течение 3-го Круга представляли человечество. Будучи морально безответственными, эти «люди» Третьей Расы, через беспорядочные совокупления с животными низшей ступени, чем они сами, создали то недостающее звено, которое несколько веков позднее, стало отдалённым предком настоящей обезьяны. Тем не менее, Лемуро — Атланты были высоко цивилизованной расой, раса эта была выше нас, со всеми нашими науками и деградировавшей цивилизацией наших дней.

Начиная с середины 4 Круга, должно было произойти уравновешивание между духом и материей, в высшей точке цивилизации и знаний. Именно в это время человечество разделилось на две диаметрально противоположные тропы: тропу Правую и тропу Левую. Так были посеяны зёрна Белой и Чёрной Магии, чтобы пустить ростки в ранний период Пятой (нашей Расы).


Пресвятые Юноши (Боги) отказались размножаться и создавать виды по своему подобию. И они должны были пострадать за это в позднейших рождениях, о чём написано в томе 2. Существа, восставшие против законов природы и тем самым помешавшие её законному прогрессу, были обречены на страдания.

Станца 7 «тайная доктрина»

«Искра Фохата, нитью тончайшей с пламенем соединённая, она странствует через 7 миров Майи, она останавливается в первом, становясь металлом и камнем, приходит во второй и узри растение, и т.д.»

Фраза « Через 7 Миров Майи» относится здесь к 7 Глобусам Планетной Цепи и 7 Кругам или к 49-ти место пребываниям деятельного существования, которые предстоят «искре» или Монаде, при начале каждого Великого Цикла Жизни или Манвантары. «Нить Фохата» — это нить жизни.

Последовательность первичных аспектов природы, с которыми связана последовательность Кругов, касается развития элементов: огня, воздуха, воды и земли. В Ветхом Завете:

Гипотезы возникновения жизни_Sotvorenie Mira_«тайная доктрина»

« Вначале Бог сотворил небо и землю» — есть искаженный перевод, который означает не небо и землю. Но двоякое небо: верхние и нижние небеса. Или же разъединение первоначальной Субстанции, которая была светом в своей верхней части и тьмой в своей низшей (проявленной Вселенной). Её двойственности невидимого нашими чувствами и видимого для нашего познания. «И отделил Бог свет от тьмы и затем создал твердь» (то есть воздух) «Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воды от вод», то есть под твердью – это наша проявленная Вселенная, а над твердью – невидимые для нас планы Бытия. Во 2 главе растения созданы раньше воды: «Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю» — это нелепость, если не принять эзотерического объяснения. Растения были сотворены прежде, чем они были в земле, — ибо тогда не было такой земли, как сейчас.

«тайная доктрина» год 1888

Нет похожих статей.

Елена Блаватская

Тайная доктрина

КОСМОГЕНЕЗИС

НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ

SATYВT NВSTI PARO DHARMAH

«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»

От переводчика

Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения. Также было сохранено и большинство прописных букв, встречающихся в тексте.

Иностранные слова, входящие в этот труд, переданы по возможности в существующей сейчас транскрипции их в русской литературе.

Елена Рерих

Предисловие к первому изданию

Автор – вернее писательница – считает нужным извиниться за долгую задержку в выходе этого труда. Задержка эта произошла в силу нездоровья и обширности предпринятого. Даже два тома, вышедшие сейчас, не завершают задачу и не трактуют исчерпывающе о предметах, изложенных в них. Уже собрано большое количество материала, касающегося истории Оккультизма, содержащегося в жизнях великих Адептов Арийской Расы и доказывающего связь Оккультной Философии с подвигом жизни, как это есть и как должно быть.

Если настоящие тома встретят благосклонное отношение, то все усилия будут использованы, чтобы выполнить задачу этого труда во всей его цельности.

Следует добавить, что подобная задача не предполагалась, когда впервые было объявлено изготовление этого труда. По первоначальному плану Тайная Доктрина должна была явиться исправленным и расширенным изданием «Разоблаченной Изиды ». Однако, скоро стало ясно, что объяснения, которые могли бы быть добавлены к уже обнародованным в вышеназванном труде и в других, касающихся Эзотерической Науки, таковы, что требуют другого метода изложения, и в результате настоящие тома содержат не более двадцати страниц, заимствованных из «Разоблаченной Изиды ».

Автор не считает нужным просить снисхождения читателей и критиков за несовершенства английского языка и за многие недостатки литературного стиля, которые могут встретиться на этих страницах. Будучи иностранкой, знание этого языка было приобретено ею в поздние годы жизни; английский язык употреблен здесь потому, что он является самым широко-распространенным посредником для передачи истин, обнародовать которые стало ее долгом.

Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Теперь делается попытка собрать вместе древнейшие основы и сделать из них одно гармоническое и неразрывное целое. Единственное преимущество, которым обладает писательница перед ее предшественниками, заключается в том, что ей не нужно прибегать к личным спекуляциям и теориям. Ибо этот труд есть частичное изложение того, что сама она узнала от более Знающих, и добавленное в некоторых деталях результатами ее личного изучения и наблюдения. Опубликование многих фактов, здесь приведенных, сделалось необходимым, вследствие появления диких и химерических теорий, которым предавались за последние несколько лет теософы и ученики Мистицизма в своих стараниях, как они воображали, выработать цельную систему мышления из нескольких фактов, ранее им сообщенных.

Излишне объяснять, что эта книга не есть Тайная Доктрина во всей ее цельности, но лишь избранное число фрагментов ее основных положений. Особое внимание обращено на некоторые факты, выхваченные разными писателями и искаженные вне всякого подобия Истины.

Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему перво начальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма.

Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?

Пишущая эти строки потому вполне готова принять всю ответственность за содержание этого труда и даже не страшится обвинения в том, что все есть лишь ее измышление. Что труд этот имеет много недочетов, она вполне сознает. И она лишь претендует на то, что как бы фантастично не казалось многим содержание этого труда, но его логичная связность и последовательность дают право этому новому Генезису стоять, во всяком случае, на уровне с «работающими гипотезами», так открыто принятыми современной наукою. Далее, этот труд требует внимания не в силу какого-либо призыва к догматической авторитетности, но потому, что он тесно примыкает к Природе и следует законам единства и аналогии.

Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации.

Если это до некоторой степени выполнено, писательница удовлетворена. Труд этот написан в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим. Автор его не признает меньшего апелляционного суда. К оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении.

De minimis non curat lex.

Е. П. Б.

Лондон, Октябрь, 1888.

Предисловие к третьему и просмотренному изданию

Готовя это издание к печати, мы стремились исправить незначительные детали литературного стиля, не касаясь более важных вопросов. Если бы Е. П. Блаватская дожила до нового издания, несомненно она исправила и значительно расширила бы этот труд. То обстоятельство, что это не было сделано, является одной из многих меньших потерь, причиненных этой великой утратой.

Неудачные выражения из-за несовершенного знания английского языка были исправлены; большинство выдержек из других сочинений проверены и приведены точные ссылки – труд, потребовавший большой работы, ибо ссылки в предыдущих изданиях часто были неточны; также была принята однообразная система для транскрипции санскритских слов. Мы отказались от транскрипции, принятой западными востоковедами, как от вводящей в заблуждение обычного читателя, и передали согласные, не встречающиеся в английской азбуке, комбинациями, которые приблизительно соответствуют звуковому значению, и тщательно поставили знаки долготы гласных. В нескольких случаях мы вставили примечания в самый текст, но это было сделано очень редко и только тогда, когда примечания составляли часть текста.


Елена Блаватская

Тайная доктрина

КОСМОГЕНЕЗИС

НАУКИ, РЕЛИГИИ, И ФИЛОСОФИИ

SATYВT NВSTI PARO DHARMAH

«НЕТ РЕЛИГИИ ВЫШЕ ИСТИНЫ»

От переводчика

Приступая к переводу Тайной Доктрины, мы поставили себе задачу придерживаться со всею точностью оригинального текста и тем оберечь характер изложения. Также было сохранено и большинство прописных букв, встречающихся в тексте.

Иностранные слова, входящие в этот труд, переданы по возможности в существующей сейчас транскрипции их в русской литературе.

Елена Рерих

Предисловие к первому изданию

Автор – вернее писательница – считает нужным извиниться за долгую задержку в выходе этого труда. Задержка эта произошла в силу нездоровья и обширности предпринятого. Даже два тома, вышедшие сейчас, не завершают задачу и не трактуют исчерпывающе о предметах, изложенных в них. Уже собрано большое количество материала, касающегося истории Оккультизма, содержащегося в жизнях великих Адептов Арийской Расы и доказывающего связь Оккультной Философии с подвигом жизни, как это есть и как должно быть.

Если настоящие тома встретят благосклонное отношение, то все усилия будут использованы, чтобы выполнить задачу этого труда во всей его цельности.

Следует добавить, что подобная задача не предполагалась, когда впервые было объявлено изготовление этого труда. По первоначальному плану Тайная Доктрина должна была явиться исправленным и расширенным изданием «Разоблаченной Изиды ». Однако, скоро стало ясно, что объяснения, которые могли бы быть добавлены к уже обнародованным в вышеназванном труде и в других, касающихся Эзотерической Науки, таковы, что требуют другого метода изложения, и в результате настоящие тома содержат не более двадцати страниц, заимствованных из «Разоблаченной Изиды ».

Автор не считает нужным просить снисхождения читателей и критиков за несовершенства английского языка и за многие недостатки литературного стиля, которые могут встретиться на этих страницах. Будучи иностранкой, знание этого языка было приобретено ею в поздние годы жизни; английский язык употреблен здесь потому, что он является самым широко-распространенным посредником для передачи истин, обнародовать которые стало ее долгом.

Истины эти, ни в коем случае, не выдаются за откровение, также автор не претендует на положение разоблачителя мистического знания, впервые обнародываемого в истории мира. Ибо то, что заключается в этом труде, можно найти разбросанным в тысячах томов, вмещающих Писания великих Азиатских и ранних Европейских религий, сокрытых в глифах и символах и, в силу этого покрова, до сих пор оставленных без внимания. Теперь делается попытка собрать вместе древнейшие основы и сделать из них одно гармоническое и неразрывное целое. Единственное преимущество, которым обладает писательница перед ее предшественниками, заключается в том, что ей не нужно прибегать к личным спекуляциям и теориям. Ибо этот труд есть частичное изложение того, что сама она узнала от более Знающих, и добавленное в некоторых деталях результатами ее личного изучения и наблюдения. Опубликование многих фактов, здесь приведенных, сделалось необходимым, вследствие появления диких и химерических теорий, которым предавались за последние несколько лет теософы и ученики Мистицизма в своих стараниях, как они воображали, выработать цельную систему мышления из нескольких фактов, ранее им сообщенных.

Излишне объяснять, что эта книга не есть Тайная Доктрина во всей ее цельности, но лишь избранное число фрагментов ее основных положений. Особое внимание обращено на некоторые факты, выхваченные разными писателями и искаженные вне всякого подобия Истины.

Но может быть полезно подтвердить со всею ясностью, что учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии, как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству, исключительно. Тайная Доктрина является сущностью всех их. Рожденные от нее в своих началах, различные религиозные системы возвращаются теперь к своему перво начальному элементу, из которого произошла, развилась и материализовалась каждая тайна и догма.

Более чем вероятно, что книга эта будет рассматриваться большинством, как самая дикая небылица, ибо кто когда слышал о Книге Дзиан?

Пишущая эти строки потому вполне готова принять всю ответственность за содержание этого труда и даже не страшится обвинения в том, что все есть лишь ее измышление. Что труд этот имеет много недочетов, она вполне сознает. И она лишь претендует на то, что как бы фантастично не казалось многим содержание этого труда, но его логичная связность и последовательность дают право этому новому Генезису стоять, во всяком случае, на уровне с «работающими гипотезами», так открыто принятыми современной наукою. Далее, этот труд требует внимания не в силу какого-либо призыва к догматической авторитетности, но потому, что он тесно примыкает к Природе и следует законам единства и аналогии.

Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все они произошли; наконец, показать, что оккультная сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации.

Если это до некоторой степени выполнено, писательница удовлетворена. Труд этот написан в служении человечеству, и человечеством же и будущими поколениями должен быть судим. Автор его не признает меньшего апелляционного суда. К оскорблениям она привыкла, со злословием она встречается ежедневно; клевете она улыбается в молчаливом презрении.

De minimis non curat lex.

Е. П. Б.

Лондон, Октябрь, 1888.

Предисловие к третьему и просмотренному изданию

Готовя это издание к печати, мы стремились исправить незначительные детали литературного стиля, не касаясь более важных вопросов. Если бы Е. П. Блаватская дожила до нового издания, несомненно она исправила и значительно расширила бы этот труд. То обстоятельство, что это не было сделано, является одной из многих меньших потерь, причиненных этой великой утратой.

Неудачные выражения из-за несовершенного знания английского языка были исправлены; большинство выдержек из других сочинений проверены и приведены точные ссылки – труд, потребовавший большой работы, ибо ссылки в предыдущих изданиях часто были неточны; также была принята однообразная система для транскрипции санскритских слов. Мы отказались от транскрипции, принятой западными востоковедами, как от вводящей в заблуждение обычного читателя, и передали согласные, не встречающиеся в английской азбуке, комбинациями, которые приблизительно соответствуют звуковому значению, и тщательно поставили знаки долготы гласных. В нескольких случаях мы вставили примечания в самый текст, но это было сделано очень редко и только тогда, когда примечания составляли часть текста.

Анни Безант

Г. Р. С. Миид

Лондон, 1893.

Введение

«Кротко слушать, добром судить».

С появлением в Англии Теософической литературы стало обычным называть это учение «Эзотерическим Буддизмом ». И став привычкою, – подтвердило старую пословицу, основанную на ежедневном опыте – «заблуждение катится по наклонной плоскости, тогда как истина должна с трудом прокладывать свой путь в гору».

Старые трюизмы часто наиболее мудрые. Человеческий ум едва ли может оставаться совершенно свободным от предубеждений, и решающие, установившиеся мнения часто создаются прежде, чем было сделано основательное исследование предмета во всех его аспектах. Сказанное относится к господствующему заблуждению, которое, с одной стороны, ограничивает Теософию Буддизмом; а с другой, смешивает положения религиозной философии, проповеданной Готамою Буддою, с доктринами, широко набросанными в «Эзотерическом Буддизме » г-на Синнетта. Трудно представить себе нечто более ошибочное, нежели это. Это дало возможность нашим врагам обрести сильное оружие против Теософии, ибо, как один известный ученый очень остро выразился, – в упомянутом томе не было «ни Эзотеризма, ни Буддизма». Эзотерические истины, представленные в труде г-на Синнетта, перестали быть эзотерическими с момента их опубликования; также книга не содержит религии Будды, но просто лишь несколько положений до сих пор сокровенного учения, которые в настоящих томах объясняются и добавляются многими другими. Но даже последние, хотя и выдают многие основные тезисы ТАЙНОЙ ДОКТРИНЫ Востока, все же, лишь слегка приподымают край плотного покрова. Ибо никто, ни даже величайший из живущих Адептов, не мог – если бы даже он этого хотел – выдать без разбора на посмеяние неверующего мира то, что так бережно скрывалось от него на протяжении долгих эонов и веков.