Исследование досуговых интересов подростков. Досуг и его влияние на подростков Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов

Досуг современного подростка

Ц е л ь: информировать родителей о возможных способах организации свободного времени подростков.

М е т о д и ч е с к и й м а т е р и а л:

Памятка для родителей “Где подросток может найти интересное для себя занятие?”.

Подготовительный этап

До проведения собрания необходимо провести предварительное анкетирование среди учащихся:

1. Много ли у тебя свободного времени:

2. Посещаешь ли ты:

а) спортивную секцию;

б) кружок;

в) музыкальную школу;

г) подростковый клуб;

д) другое____________;

3. Тебе нравится проводить свое свободное время:

а) в кругу семьи;

б) с друзьями;

в) другое ________________.

4. Как бы ты хотел проводить свое свободное время?

______________________________________________________

_______________________________________________________

5. Как ты думаешь, что необходимо сделать для улучшения организации досуга подростков ?

а) сделать более доступными секции, кружки;

б) проводить больше развлекательных мероприятий;

в) ничего предпринимать не надо;

г) другое _____________.

Педагог анализирует анкеты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся. Подготавливает вопросы для обсуждения.

Основной этап

В современной теории и практике термин “досуг” наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени, как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Досуг – неотъемлемый элемент образа жизни человека.

Среди основных функций досуга выделяют следующие:

1. Рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

2. Развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие художественного, технического и других видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторных возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждения, самореализации своих творческих потенций.

Досуг как величина свободного времени выступает в качестве определенного временного отрезка для осуществления той или иной релаксационной, восстановительной деятельности. Величина свободного времени неоднородна у различных социальных групп. Значительное свободное время есть у подростков. Часто досуговый потенциал этой группы превосходит ее досуговую квалификацию. Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие подростки прибегают к деструктивным – в социальном, психологическом и личностном плане – формам его освоения.

Организация досуга подростков в современной России находится на низком уровне. Сейчас практически невозможно найти бесплатные секции. Чаще всего подростки бессмысленно бродят по улицам, шатаются компаниями из двора во двор. Отсюда и первая сигарета, пиво, а иногда и наркотики. С первого взгляда появление вредных привычек как следствие отсутствия каких-либо занятий кажется невозможным. В реальной жизни случается именно так. Плохая организация досуга подростков приводит к росту преступности среди несовершеннолетних.

Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования и предлагает их обсудить.

Практическое задание для родителей

Педагог формирует 2–3 группы из числа родителей и предлагает сформулировать коллективные ответы на в о п р о с ы:

· Как организовано свободное время вашего ребенка?

· Как, по вашему мнению, можно организовать досуг современного подростка?

· Как вы думаете, что нужно сделать для улучшения досуга подростков?

Представитель от каждой группы излагает варианты ответов на предлагаемые вопросы, и идет групповое обсуждение.

Выступление руководителей подростковых клубов, спортивных секций и т. д.

По окончании собрания родителям предлагается памятка, в которой представлена информация о подростковых клубах района, спортивных секциях и т. д.

Дети не являются однородной недифференцированной группой. Наиболее упрощённо они подразделяются на младших школьников, подростков и старшеклассников.

В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.).

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия . Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками.

Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, небычно материала.

Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям.

Основные направления СКД для детской аудитории

Направления КДД с детской аудиторией обуславливаются педагогическими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами досуга.

Направления КДД

· Художественно-эстетическая (кружки, коллективы, выставки, концерты и т.д. по жанрам)

· Природно-экологическая (экскурсии, «зелёные патрули», экологические программы, праздники птиц, оранжереи,)

· Научно-техническая (кружки, выставки технического творчества, экскурсии на предприятия)

· Спортивно-оздоровительная (спорт. игры по видам спорта, соревнования, посещение спорт.-зрелищных мероприятий, прогулки)

· Трудовая деятельность (уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке, кружки ДПИ, социальная помощь престарелым на дому)

· Военно-патриотическая (клубы исторической рекострукции, «юный пожарник», экскурсии, общественные организации)

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

1. Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

2. Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-споры)

3. Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические, творческие, встречи с ветеранами)

4. Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

Молодёжь

Характерной чертой этого возраста является эмоционально-чувственное отношение к культуре в целом и художественной в частности. Это проявляется в глубоко личном восприятии культурной информации, в сопереживании, отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам.

Психология возраста определяет предпочтение молодёжью событийности, динамизма сюжетов, действий, а не рассуждений. Ей недоступны глубоко иннтеллектуальные праоизведения.

Кроме того, молодые люди тянутся к зрелищным формам культурной деятельности как к наиболее эмоционально насыщенным и воздействующим на чувственную сферу.

Молодёжь ищет в культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное содержание.

На формирование вкусов и досуговые предпочтения молодёжи значительное влияние оказывают СМИ .

Сегодня молодёжь тяготеет к зрелищности, шоу, внешней выразительности, красоте.

Молодёжь привлекает красочность, экспрессивность. Она следует моде. Однако она не всегда доверяет модным течениям, а пытается найти свой неповторимый стиль.

Молодёжь – самая активная социальная группа в нашем обществе. Молодые люди социально мобильны, не обременены семейно-бытовыми проблемами, им не свойственен консерватизм взглядов. Молодые люди всегда находятся в поиске чего-то, что помогло бы выразить свою индивидуальность, использовать свои возможности. Перед молодёжью наиболее остро стоит проблема самоопределения, выбора жизненного пути, а также самореализации.

Молодёжь уходит в досуг, как в защитный панцирь, где она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздник. Для молодёжного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. В досуговой деятельности наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры.

Важной особенностью молодёжной культуры является преобладание потребления над творчеством.

В молодёжной среде вырабатываются и превалируют групповые стереотипы поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверсниками, со своей группой и противопоставление себя взрослых, своих чужим.

Молодёжную культуру можно рассматривать как явление субкультуры . Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения . Молодёжь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.

Среди социальных факторов, способствующих приходу молодёжи в неформальные группы, основными оказались: невозможность самореализации в семье, школе, общественных организациях, конфликты с преподавателями и родителями.

Современное общество предоставляет подростку много свободного времени, которое он не спешит занимать учебой, и даже не знает куда его, собственно, деть. К сожалению, культура досуга подростков находится на очень низком уровне, так как возможности совместить удовлетворения потребностей детей с реальными возможностями просто невозможно. Духовные интересы, моральные ценности чужды отдыху современной молодежи. Подростки в большинстве «болеют» компьютерными играми.

Что собой представляет досуг за компьютером

Чаще всего подростки вершат великие дела в компьютерных ролевых играх или в жанре «стратегия». Такие виртуальные симуляторы предоставляют шанс погрузиться в такой мир, в котором можно все: легко достичь желаемого, стать властелином цивилизации или самым богатым человеком, прославиться и многое другое. Не удивительно, что такие игровые процессы увлекают подростков с неокрепшей психикой. К тому же, ничего не случится, если будет допущена ошибка. Если в игре убьют, то можно легко воскреснуть. А вот в жизни – наоборот.

Такое мышление детей-подростков приводит к тому, что они становятся невнимательными к происходящим в реальном мире событиям. Дети становятся чрезмерно жестокими, их поведение очень агрессивное, они не прилагают абсолютно никаких усилий для того, чтобы достичь хоть каких-то вершин в жизни. Если компьютерная игра полностью захватывает сознание ребенка, то живет он именно в ней, а в реальном мире – просто существует.

Таким детям характерны разговоры о любимой игре, они замкнуты, могут общаться только с теми, кто разделяет их точку зрения и взгляды.

Упрямая статистика

Не так давно было проведено анкетирование среди подростков. Как оказалось, практически все проводят свободное время: пассивно, за просмотром телевизора, в компьютерных играх, общаются с друзьями, решают проблемы, связанные с привлечением противоположного пола. Как видите, мнения разошлись в достаточно широких пределах, но все мнения подростков свидетельствуют о том, что активный отдых или посвящение себя любимой деятельность (увлечение, хобби) совсем не важны, и учитываться не должны.

Именно поэтому неспособность правильно организовать свой отдых приводит к безделью детей.

По статистике не более пяти процентов подростков считают пассивный отдых или досуг приоритетным. Но, после дня учебы дети настолько устают, что их отдых носит именно пассивный характер.

Также проводились исследования по поводу того, сколько времени подростки отводят тому или иному виду деятельности. В целом этот показатель считался как для подростков старшего возраста, так и для младшего. Наблюдалась вот какая тенденция: и первая, и вторая возрастные группы большую часть свободного времени уделяют просмотру фильмов и программ по телевизору и компьютерным играм, а также работе со своим телефоном. Что сказать, такое использование свободного времени назвать рациональным нельзя никак.

На проведение пассивного досуга (учитывая прослушивание музыкальных композиций) и на безделье дети тратят намного больше времени (около 21-го процента), чем на досуг активный (около 6 процентов) – в том числе на поездки на велосипедах или скейтах, на активные игры на свежем воздухе.

Стоит отметить, что на творческую деятельность, например, на игры интеллектуального плана, на любимые занятия, хобби, чтение и различные кружки, дети тратят только 18 процентов своего времени.

Вывод можно сделать только один: подростки не умеют рационально тратить то свободное время, которое им предоставляется, они зациклены на удовлетворении собственных потребностей и получении наслаждений. Именно поэтому одна из важнейших задач родителей — прививать интерес детей к различным видам спорта и искусства. На текущий момент детские курсы позволяют направлять детей в различные области уже с 3-5 лет, что позволяет детям развиваться в разных направлениях, познавать новое, совершать новые открытия и находить новых друзей с такими же интересами. Как правило, дети, которые занимаются дополнительным занятием (творчество, музыка, спорт и тд), помимо школьной программы, к подростковому периоду имеют больше понимания, чего они хотят.

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, межличностные отношения, состояние ума. Детектив Волгоград .

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования и развитие личности.

Досуг - это свободное внеучебное время подростков, отождествляемое с внешкольной и внеклассной работой.

Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг для подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения.

Первое место в досуговой деятельности занимает общение со сверстниками, которое приобретает характер канала информации о вещах, которые не сообщают взрослые (взаимоотношение полов, различные сведения из области подростковой субкультуры и т.д.).

В процессе общения формируется определенный круг сверстников, приобретающий характер стабильной компании, досугового объединения со всеми присущими ему признаками: стабильность состава, периодичностью встреч, постоянным местом их проведения (двор, спортивная площадка, игровой/компьютерный клуб и др.), традициями и ценностными ориентациями. Последнее проявляется чаще всего внешне – в манере одеваться, разговаривать, в предпочтениях по отношению к популярным исполнителям и т.д.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.

Одна из важных задач детского досуга помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

Большинство подростков находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность.

Интересы подростков являются основой для создания различного рода неформальных объединений: это музыкальные (рокеры, панки, скинхеды, реперы), это и различные экстремально-спотривные (роллеры, скейтеры, сноубордисты).

По своему составу досуговые объединения подростков не идентичны составу их одноклассников. Во-первых, они объединяют ребят различного возраста. Во-вторых, начинает сказываться различие в уровне культуры подростков, социальном положении и материальном уровне их родителей.

В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Однако современный досуг подростков не всегда отвечает данным критериям, так как современные дети не ассоциируют свободное время с досугом. В представлениях современных детей время, остающееся после выполнения более или менее обязательных действий, есть свободное, а не досуговое время. К свободному дети относят время, которое остается после занятий в школе, выполнения домашних заданий и обязанностей по дому. Употребляя термин «свободное время», дети подчеркивают право выбора в это время занятий в соответствии со своими личными интересами и целями. При этом они осознают, что в нынешней ситуации значительно больше, чем прежде, возможностей это право защитить. Школьники все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах, и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения.

Лето подходит к концу, а тревоги и, может быть, даже отчаяния по поводу того, как ваш подросток проводит время, становится не меньше, а только больше. Как было просто, когда ребенок был маленький, отвел его в детский сад и порядок! Конечно, можно отправить ребенка в лагерь, но это не всегда доступно по финансам, да и тревог о том, чем он там занят не меньше.

Все основные тревоги и переживания родителя, как правило, связанны с тем, что в летний период у подростка появляется много свободного времени. Часто родителю кажется, что свобода "сносит крышу" подростку и он становится абсолютно не управляемым. Много гуляет, забывает про домашние дела, сидит бесконечно в компьютере... Часто это становиться причиной возникновения конфликтов, непонимания и обид. В результате, отношения между детьми и родителями портятся. Список тревог и переживаний родителя может быть бесконечным, ведь каждая ситуация очень индивидуальна, мы остановимся на четырех наиболее часто встречающихся:

1. Подросток много времени проводит у компьютера.

Поинтересуйтесь, чем именно занимается подросток в компьютере. Нам кажется со стороны, что это одно и то же дело, однако, современные дети могут и общаться за компьютером, и смотреть фильмы, и играть, и читать книги - то есть заниматься вполне разнообразной деятельностью. Подростку важно, когда его жизнью интересуются, но и одновременно страшно услышать вашу критику. Поэтому интересуйтесь, но избегайте оценок.

Для таких детей актуально внесение двигательной активности. Предложите своему подростку совместную прогулку на велосипеде, или поездку на скалодром. Каким бы колючим не казался вам ваш ребенок, для него важна любая ваша совместная деятельность, где вы его поддерживаете, и он чувствует себя успешным.

2. Подросток мало делает общественно-полезных дел, отказывается помогать, забывает о своих обязанностях.

Часто родители жалуются на то, что «приходиться говорить по 10 раз и пока не накричишь, ничего не будет сделано». Для меня же нет ничего странного в том, что приходится повторять и напоминать. Нормальный человек, и подросток тоже, имеет какие-то свои личные дела и интересы, поэтому ваши просьбы плохо включаются в бытие подростка. Гораздо большее опасение у меня вызывают дети, которые готовы выполнять все ваши поручения, по первому слову. Кто вырастет из такого ребенка? Послушный исполнитель лишенный своей воли! Хотите вы такого для своего ребенка? Я полагаю, что нет. В таком случае важно научиться учитывать интересы подростка и обсуждать с ним, когда он сможет выполнить ваше задание и спокойно настаивать на этом.

Помните, что если вы теряете в этих вопросах самообладание - это ваша проблема, а не проблема вашего ребенка.

3. Подросток много гуляет, и вы не знаете, насколько это безопасно.

Еще несколько лет и ваш ребенок станет взрослым, и начнет полностью самостоятельную жизнь. Для этого ему необходимо научиться самостоятельно оценивать опасность. Наше доверие и хорошие отношения с ребенком, помогут подростку в случае беды обратиться к нам за помощью. Негативное отношение в семье и скандалы чаще приводят к тому, что подросток совершает действия назло родителям, как бы стараясь доказать самому себе свою взрослость и независимость. Если же вам удастся создать дома атмосферу принятия, и сформировать свое отношение к ребенку как к достаточно взрослому, то подросток сможет действовать в ситуации исходя из интересов своей безопасности, а, не стремясь чего-то кому-то доказать.

4. Подросток избегает любой интеллектуальной деятельности, отказывается читать и готовиться к школе.

Такое возникает в двух случаях, когда ребенку трудно дается учеба или когда учебы в жизни ребенка было слишком много в течение года. В обоих случаях ребенку важен отдых. Однако у каждого подростка есть сфера интересов, в которой он развивается легко и без напряжения. Например, мальчика может увлекать мир машин, а девочку мир моды и красоты. Казалось бы, эти направления мало связанны с учебой. Однако, развитие в этих областях, как и любое развитие, сделает вашего подростка увереннее и откроет ему необходимость в дополнительных познаниях, таких как геометрия и физика, а значит, появится мотивация для учебы.

В этих ситуациях родителю важно быть честным с самим собой.

Подумайте, что вы реально можете сделать в организации летнего досуга своего чадо. Не стоит мучить себя несбыточными фантазиями, «вот если бы у меня была возможность купить путевки в лагерь на все лето»... Или «вот если бы у меня была дача»... Или «раньше он был маленький, и его было легко контролировать, и все было хорошо». Такие фантазии ничего не дают ни нам, ни ребенку. Смотрите на ситуацию реально, подумайте, что в ваших силах предложить подростку. Обратите внимание, чем юноша или девушка любят заниматься и предлагайте мероприятия, совпадающие с интересами ребенка. Важно помнить, что лето - это время законного отдыха ученика и совершенно естественно подросток стремится полностью забыть обо всем, что связанно с учебой и другими обязанностями. Вспомните себя в этом возрасте: если вы смогли прожить его без потерь, то и ваше чадо справится с этой задачей.