Дополнительное образование: что оно дает? Дополнительное образование ребенка. Концепция развития дополнительного образования детей Возраст детей в дополнительном образовании

В настоящее время родители сталкиваются с тем, что без дополнительного образования ребенок не может поступить в престижную школу или ВУЗ. Привычной школьной программы для этого недостаточно. В принципе, дополнительные образовательные программы для детей следует вводить еще в детском саду, чтобы привить ребенку привычку к постоянным дополнительным занятиям.

Зачем нужно современное дополнительное образование детей?

Дополнительным образованием называют сферу получения знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которое должно удовлетворять разнообразные интересы ребенка.

Основными направлениями дополнительного образования детей и молодежи являются:

  • научно-техническое;
  • художественно-эстетическое;
  • спортивное;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • эколого-биологическое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • экономико-правовое;
  • культурологическое;
  • туристско-краеведческое.

Это далеко не полный список интересов детей и родителей. Развитие дополнительного образования детей, прежде всего, связано с возможностями края, а также, организацией дела администрацией учебных заведений.

В задачи дополнительного образования детей дошкольного возраста и школьного входит гармоничное соединение общего образовательного стандарта с созданием необходимых условий для формирования творческой личности. Основной упор при этом делается на защиту права ребенка на самоопределение и саморазвитие.

Проблемы дополнительного образования детей и молодежи

Одной из основных проблем системы дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста становится неподготовленность педагогов. Существует определенный психологический барьер, который мешает учителям относиться к дополнительному образованию, так же, как и к общему стандарту. Как правило, школьным педагогам довольно сложно сломать привычные стереотипы и относиться к ребенку, как к равному.

Поэтому, в большинстве случаев, дополнительные занятия проходят в назидательной форме, практически ничем не отличающейся от школьных уроков. Кроме того, препятствием к широкому развитию дополнительного образования в детских садах и школах служит недостаточная материальная база. Зачастую, в местном бюджете нет средств для оплаты внеурочных занятий.

В этом случае, родители вынуждены обращаться в частные организации, отдавая немалые деньги, чтобы любимое чадо получило желаемое образование. Правда, высокая оплата не означает гарантию качества. Педагоги частного центра обучались в тех же государственных структурах и методы их работы мало отличаются от общеобразовательных.

Виды учреждений дополнительного образования детей

Сегодня различают четыре вида организации дополнительного образования.

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, - на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования. В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно. Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников. Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?


В кружках и секциях
дети учатся общаться
и нередко находят себе
друзей по интересам

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, - эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. , школы искусств, научные курсы, - благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то в компании единомышленников?! Кружки - это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, - курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются .

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические , физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно -спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки , посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).


Кружки делают ребенка
самостоятельнее и прививают
дисциплину

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам. При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством. Как найти хорошего читайте на нашем сайте.

Осторожно, время!


При выборе репетитора
необходимо обратить внимание
на его опыт работы
и манеру общения

Конечно, кружки и секции - это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей. Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано. Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени. У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями. Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, - дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.



Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.

Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ.

Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей.

Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.

Система дополнительного образования не ограничена государственными образовательными стандартами. Сейчас развитие системы дополнительного образование вышло на новый уровень и переживает новый виток развития. Современная система дополнительного образования включает три составляющие:

Создание территориальной сети учреждений дополнительного образования;

Систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Эффективная интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования позволяет создать учащимся условия для эффективного обучения и отдыха. Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

Основными среди них являются:

· художественно-эстетическое;

· научно-техническое;

· спортивно-техническое;

· эколого-биологическое;

· физкультурно-оздоровительное;

· туристско-краеведческое;

· военно-патриотическое;

· социально-педагогическое;

· культурологическое;

· экономико-правовое.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

Развитие системы поддержки одаренных детей;

Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

Повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.

В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Да, пишет она, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться. И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему развитию системы дополнительного образования. Дополнительное образование отличает от основного образования по ряду признакам:

Профильность;

Личностная ориентация;

Строгая практическая направленность;

Многоуровневость.

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Что такое дополнительное образование

Дополнительное образование – это образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер. Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также, корректирующую, занимательную (в свободное время) и др. (Энциклопедический словарь педагога)

Дополнительное образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. (Официальная терминология , словарь )

Дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях. Среди организационных форм дополнительного образования детей преобладают кружки, секции, клубы, творческие объединения разной направленности: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др. Является прямым продолжением внешкольного образования.

( Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. С. 318 )

Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется – учреждение) – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

· обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

· адаптация их к жизни в обществе;

· формирование общей культуры;

· организация содержательного досуга;

· удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.