Тип эволюционного изменения при котором неродственные организмы. Конвергентная морфология как следствие конвергенции генов. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичны

Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень Сивоглазов Владислав Иванович

11. Видообразование как результат эволюции

Вспомните!

Что такое вид?

Какие виды древних растений и животных вам известны?

Какую роль играет изоляция в процессе эволюции?

Видообразование – это процесс возникновения новых видов. В настоящее время на земном шаре обитает несколько миллионов разнообразных видов, а за всё время существования Земли, как считают учёные, их было в 50–100 раз больше. Как же возникало всё это гигантское многообразие?

Способы видообразования. Большой вклад в решение проблем видообразования внёс известный американский зоолог и эволюционист Эрнст Майр. Он выделил три основных способа видообразования (рис. 34).

Первый способ – преобразование одного вида в другой (А в В). При этом общее число видов не изменяется, потому что постепенно на смену одному виду приходит другой, новый вид.

Второй способ основан на гибридизации двух видов, в результате чего образуется третий, новый вид (межвидовое образование). Как правило, при этом исходные виды не исчезают, поэтому общее число видов увеличивается (+1). Примером такого видообразования может служить возникновение культурной сливы (2n = 48) в результате гибридизации тёрна (2n = 32) и алычи (2n = 16).

Рис. 34. Три основных способа видообразования

Третий способ, который Майр назвал истинным видообразованием, связан с расхождением (дивергенцией) признаков. Этот способ был подробно изучен и описан Ч. Дарвином. Если исходный и вновь образующийся виды остаются жизнеспособными, число видов увеличивается. Именно таким способом образовалось большинство видов.

Пути видообразования. Если особи, принадлежащие к разным популяциям внутри одного вида, скрещиваются и образуют плодовитое потомство, вид является единым целым. Поток генов между внутривидовыми популяциями формирует единый видовой генофонд. Для образования нового вида необходимо, чтобы между популяциями возникла изоляция. В результате обмен генами между изолированными популяциями прекращается, накапливаются межпопуляционные различия, что в дальнейшем может привести к превращению таких популяций в самостоятельные генетические системы, сначала виды, а затем и более крупные таксоны (рис. 35).

В зависимости от изолирующего механизма, можно выделить два основных пути видообразования: географическое и экологическое.

Рис. 35. Возникновение изоляции между популяциями может привести к образованию новых видов

Географическое видообразование . При пространственной изоляции популяций происходит географическое видообразование. Если некая популяция мигрировала за пределы ареала исходного вида, утратила связь с остальными видовыми популяциями и попала в иные условия, накопление адаптаций к этим новым условиям обитания может привести к формированию нового вида.

Также географическое видообразование может происходить при разделении исходного целостного ареала родительского вида на несколько изолированных самостоятельных ареалов. Такая изоляция возникает в результате глобальных геологических процессов: дрейфа континентов, горообразования, образования водных преград и т. д. Классическим примером такого видообразования являются вьюрки, которых Дарвин изучал на различных Галапагосских островах.

Примером видообразования путём фрагментации (от лат. fragmentum – обломок, кусок) ареала материнского вида служит возникновение разных видов ландыша (рис. 36). Несколько миллионов лет назад исходный предковый вид ландыша был широко распространён в лесах Евразии, однако в связи с оледенением его ареал распался на несколько независимых территорий. Ландыш сохранился лишь на территориях, которые ледник не затронул: на юге Дальнего Востока, в Закавказье и на юге Европы. В дальнейшем эти три изолированные популяции развивались самостоятельно, что привело к образованию нескольких новых видов, отличающихся размером и окраской листьев и венчиков.

Рис. 36. Видообразование путём фрагментации ареала материнского вида. Образование разных видов ландыша

Видообразование протекает очень медленно, в течение сотен тысяч и миллионов лет в результате смены сотен тысяч поколений. Если мы проследим процесс последовательного отделения фрагментов суши от единого древнего континента, то сможем выявить чёткую корреляцию. Острова и континенты, имеющие более длительную историю самостоятельного существования, гораздо сильнее отличаются по флоре и фауне.

Экологическое видообразование. В пределах ареала исходного вида осуществляется экологическое видообразование. Оно может происходить несколькими способами. Один из них – быстрое возникновение новых видов путём кратного увеличения числа хромосом (полиплоидизация ). Например, у исходного вида табака 12 хромосом, но известны формы с 24, 48, 72 хромосомами.

Другой способ основан на экологической изоляции видов. В этом случае изолирующими барьерами служат различия в условиях обитания, в результате чего образуются экологические подвиды, предпочитающие те или иные экологические ниши. В дальнейшем такие подвиды могут дать начало новым самостоятельным видам (§ 5, разные виды дубов, растущие на разных почвах).

Подобный способ видообразования встречается и у животных. Например, у яблонной пестрокрылки существуют две экологические группы, которые предпочитают кормиться и размножаться на двух разных видах растений – боярышнике и яблоне. Как выяснилось, распознавание и предпочтение хозяина контролируется одним геном. Следовательно, мутация, возникшая в этом гене, может положить начало формированию экологических рас, затем подвидов и в дальнейшем видов. Доказательством того, что видообразование завершено, является возникновение репродуктивной изоляции (невозможности скрещивания) даже при исчезновении изолирующих барьеров.

Образовавшийся новый вид в дальнейшем вступает в сложные межвидовые взаимоотношения, которые и определяют его последующую судьбу: процветание, гибель или распад на новые виды.

Вопросы для повторения и задания

1. Сравните три основных способа видообразования.

2. Охарактеризуйте механизмы основных путей видообразования.

3. Какую роль играет изоляция в процессе видообразования?

4. Приведите примеры географического и экологического видообразования.

5. Каково значение пространственной изоляции для образования новых видов?

Подумайте! Выполните!

Объясните, почему в природе чаще встречаются гибриды разных видов растений, чем разных видов животных.

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.

Узнайте больше

Видообразование в пределах ареала исходного вида. В настоящее время многие учёные разделяют видообразование, происходящее в пределах ареала исходного вида, на два варианта. Видообразование, основанное на экологической изоляции видов, при котором ведущим оказывается изменение предпочтений и активности самих особей, называют симпатрическим видообразованием. Другим вариантом является парапатрическое видообразование, которое происходит путём полиплоидизации или других генетических изменений. В этом случае новые формы возникают в течение одного поколения, т. е. сразу возникает генетическая изоляция. Для того чтобы доказать свою конкурентоспособность, особи с изменённым генетическим аппаратом должны выдержать жёсткую конкуренцию с другими особями, хорошо приспособленными к условиям жизни. Поэтому этот тип видообразования имеет ограниченное значение. Исключением являются случаи возникновения у полиплоидных форм растений, быстро распространяющихся за счёт вегетативного размножения.

Типы эволюционных изменений. Основными типами эволюционных изменений являются дивергенция, конвергенция, параллелизм и филетическая эволюция.

Дивергенция. Дивергенция (от лат. divergantia – расхождение) – это наиболее распространённый тип эволюционного процесса. Понятие дивергенции ввёл Ч. Дарвин, понимая под ним расхождение признаков в процессе эволюции. При этом происходит образование двух или более таксонов, происходящих от общего предка. Такое расхождение признаков и групп происходит в том случае, если меняются условия обитания дочерней группы. Например, освоить наземную среду древним позвоночным животным помогло появление пятипалой конечности рычажного типа. Однако в зависимости от образа жизни и типа местообитания конечности разных групп позвоночных претерпели существенные изменения и выполняют сейчас разные функции (см. рис. 6). Такие органы, имеющие общее происхождение и выполняющие разные или сходные функции, называют гомологичными органами (см. также § 13).

Конвергенция. Конвергенция – это тип эволюционного изменения, в результате которого сходные признаки возникают у организмов, неродственных друг другу, т. е. имеющих различное происхождение. Чаще всего конвергенция возникает при заселении разными видами организмов сходных типов местообитаний (рис. 37). Таким образом, конвергентное сходство является результатом приспособлений к одинаковым условиям внешней среды. Похожи жабры рыбы и жабры рака, выполняющие дыхательные функции. Однако жабры рыбы развиваются на перегородках между жаберными щелями, пронизывающими глотку, а жабры рака – это нитевидные выросты конечностей груди. Крылья бабочек и летучих мышей, глаза человека и осьминога, роющие конечности кротов и медведок (рис. 38) – все эти органы формируются из разных эмбриональных зачатков. Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие разное происхождение, называют аналогичными (см. также § 13).

Рис. 37. Кактус астрофитум звёздчатый из Техаса (справа) и молочай Euphorbia obesa из Южной Африки (слева). Два вида живут в сходных природных условиях и приобрели сходные формы за счёт конвергентной эволюции. При этом они относятся не только к разным семействам, но и к разным порядкам. Несмотря на благоприятные условия, кактусы практически полностью отсутствуют в Африке

Параллелизм. Параллелизм – это тип эволюционных изменений, результатом которого является образование сходных признаков у родственных форм. Например, китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие приспособления – ласты. Известное общее сходство имеют млекопитающие тропического пояса, обитающие на разных континентах, в близких климатических условиях (рис. 39).

Рис. 38. Аналогичные органы

Рис. 39. Параллелизм в строении тела млекопитающих населяющих дождевые леса Африки и Южной Америки: панголин (слева) и гигантский броненосец (справа)

Филетическая эволюция. Филетическая эволюция – это такой тип эволюционных преобразований, при которых предковые таксоны постепенно преобразуются в новые (дочерние) без образования боковых ветвей. При этом образуется непрерывный ряд таксонов, в котором каждый является потомком предыдущего и предком последующего.

Из книги Искусственное усиление обоняния у служебных собак автора Крушинский Леонид Викторович

Результат исследований Влияние фенамина на остроту обоняния. У собак предварительно оценивалась острота обоняния при помощи дифференцировочных ящиков. Сразу же после этого им давался фенамин (в таблетках) в дозах от 0,01 до 0,02 г. Через разные промежутки времени (от 40 мин

Из книги Волк [Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции] автора Бадридзе Ясон Константинович

Результат выработки реакции избегания незнакомых людей Этапы и скорость выработки реакции избегания у различных видов животных показаны в таблицах 11, 12, 13, 14. Таблица 11.Волки (n=22). Этапы и скорость выработки реакции избегания незнакомых людей. Таблица 12.Этапы и скорость

Из книги Фармацевтическая и продовольственная мафия автора Броуэр Луи

Результат: дискредитация аллопатической медицины В течение двадцати лет монополия официальных онкологов Л. Швартценберга, Л. Израэля и Г. Матэ была безгранична и не вызывала каких-либо претензий. Сегодня эти самые онкологи публично заявляют о признании своей вины.

Из книги Эволюция автора Дженкинс Мортон

АЛЛОПАТРИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ Способ возникновения новых видов зависит от географического расположения. Большинство видов появляется в результате аллопатрического видообразования (алло - другой, патрис - родина), то есть в результате географического разделения

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

СИМПАТРИЧЕСКОЕ ВИДООБРАЗОВАНИЕ Симпатрическое видообразование происходит внутри одной популяции (сим - вместе, патрис - родина). Оно менее распространено, чем аллопатрическое. Этим термином обозначается процесс образования разных видов внутри постоянно

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

Из книги Эволюция [Классические идеи в свете новых открытий] автора Марков Александр Владимирович

Из книги Логика случая [О природе и происхождении биологической эволюции] автора Кунин Евгений Викторович

2.2. Результат – системообразующий фактор Важнейшим событием в развитии ТФС стало определение системообразующего фактора (результата системы), под которым понимался полезный приспособительный эффект в соотношении «организм–среда», достигаемый при реализации системы.

Из книги Что, если Ламарк прав? Иммуногенетика и эволюция автора Стил Эдвард

Видообразование - личное дело каждого Симпатрическое видообразование, по идее, должно начинаться с того, что разные особи одного и того же вида начинают приспосабливаться к разным экологическим нишам в пределах общего ареала. Приспособление должно быть сопряжено с

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

Видообразование вокруг нас В современной биосфере полным-полно примеров видообразования, происходящего «здесь и сейчас». Все эти бесчисленные спорные виды, полувиды, супервиды, кольцевые виды, видовые комплексы и «букеты видов» (species flocks) - не что иное, как примеры

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

Эволюция цветного зрения и видообразование Зрение у цихлид играет важную роль при выборе партнера: самцы каждого вида имеют свой особый наряд, а самки превосходно разбираются в нюансах их окраски. Зрение может быть специально настроено на спектральные характеристики

Из книги автора

Глава 1 Основы эволюции: Дарвин и синтетическая теория эволюции Пер. А. НадирянВ этой и следующей главах дается краткое описание современного состояния эволюционной биологии, какой она была до 1995 года, когда возникло новое направление науки - сравнительная геномика.

Из книги автора

Глава 2 От синтетической теории эволюции к эволюционной геномике: различные механизмы и пути эволюции Пер. А. НестеровойВ этой главе мы продолжим обсуждение эволюционной биологии в период до появления геномики. Многие из обсуждаемых направлений развития не являлись

Из книги автора

Видообразование и конвергенция Теперь нам бы хотелось обсудить значение ламарковской гипотезы об обратной связи сомы и зародышевой линии для теории видообразования и конвергенции. Помимо катастрофического исчезновения видов, например, из-за падения метеоритов или

Из книги автора

5.3. Видообразование Процесс образования новых видов, происходящий на основе преобразований популяций, называется видообразованием. Понятно, что невозможно изучать видообразование, не имея определения вида и критериев его выделения.Вид – это фундаментальное понятие в

Из книги автора

Гендерные различия в строении мозга как результат направленной эволюции Гендерные различия когнитивных функций наряду с другими психологическими функциями, вероятно, формировались в процессе эволюции человека по причине разных репродуктивных стратегий у мужчин и

  • 57. Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки. Назовите эту струк­туру.
  • 59. Назовите главный фактор, который объеди­няет группу особей одного вида в популяцию.
  • 62. Кто из ученых первым объяснял происхожде­ние видов следующим образом: новые виды проис­ходят от исходных форм путем дивергентного разви­тия их в разных условиях?
  • 63. Ч. Дарвин внес существенный вклад в разви­тие биологии. Среди ответов найдите результаты его работы и укажите тот вклад, который принадле­жит другому ученому.
  • 70. Назовите эволюционный фактор, который яв­ляется основным в формировании резерва наслед­ственной изменчивости среди особей популяции или вида.
  • 91. Назовите форму естественного отбора, ре­зультатом которой является утрата крыльев у части птиц и насекомых, пальцев у копытных и конечнос­тей у змей.
  • 96. Как современная наука называет ту изменчи­вость, которую ч.Дарвин назвал неопределенной, индивидуальной и наследственной?
  • 114. Кто из ученых является автором книг «Из­менение домашних животных и культурных расте­ний», «Происхождение человека и половой отбор»?
  • 115. Укажите утверждение, принадлежащее ч. Дарвину.
  • 123. Что является исходным материалом для ес­тественного отбора?
  • 24. Изоляция является важным фактором видо­образования, так как она способствует важнейшему явлению, обязательному для видообразования. На­зовите это явление.
  • 132. Укажите изменчивость, которая при нали­чии большой миграции становится для популяции преобладающей.
  • 137. Как, согласно взглядам ж.-б. Ламарка, внешняя среда влияет на прогрессивную эволюцию организмов - развитие от простых организмов до сложноорганизованных?
  • 139. Назовите отбор, для которого характерна творческая роль.
  • 3. Какими по способу питания были самые пер­вые примитивные формы жизни?
  • 4. Укажите пару гомологичных друг другу орга­нов.
  • 7. В чем заключается вклад л.Пастера в разви­тие представлений о происхождении жизни на Зем­ле?
  • 17. Ученые разбивают историю Земли и жизни на ней на несколько промежутков времени - геоло­гических эр. Какая из них является наиболее древ­ней?
  • 25. Назовите признак, служащий основным для построения естественной системы животных и рас­тений.
  • 26. Что из нижеперечисленного не является ароморфозом - одним из способов (путей) биоло­гического прогресса?
  • 30. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией - одним из способов (путей) биологиче­ского прогресса?
  • 31 Укажите факт (явление), который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени.
  • 32. Укажите пару аналогичных друг другу органов.
  • 34. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией - одним из способов (путей) биологиче­ского прогресса?
  • 35. Укажите особенность, которая характерна рудиментам и не свойственна атавизмам.
  • 36. Назовите наиболее ранний период палеозой­ской эры.
  • 37. Назовите ученого, который впервые экспери­ментально доказал возможность образования ами­нокислот из неорганических соединений на ранних этапах становления жизни на Земле.
  • 52. Назовите среди нижеперечисленных ту структуру млекопитающих, зачаток которой в ходе эмбрионального развития появляется у этих живот­ных раньше, чем зачатки других органов.
  • 60. Среди нижеуказанных палеонтологических находок укажите ту, которую относят к категории ис­копаемых переходных форм.
  • 64. Назовите ту систематическую группу, при­знаки которой появляются у зародыша млекопитаю­щих в ходе эмбрионального развития позже призна­ков других систематических групп.
  • 66. Назовите форму (способ, путь) биологиче­ского прогресса, которая приводит к усложнению строения, затрагивающему уровень организации жи­вых существ.
  • 71. Укажите пару аналогичных друг другу орга­нов.
  • 83. Назовите ароморфоз, который в ходе эволю­ции жизни на Земле возник у растений во время вы­хода их на сушу.
  • 86. Назовите ароморфоз, который в ходе эволю­ции жизни на Земле возник у позвоночных животных во время выхода их на сушу.
  • 89. Назовите наиболее ранний период кайнозой­ской эры.
  • 90. Назовите геологическую эру, в которую по­явились первые млекопитающие и птицы.
  • 95. Укажите проявление биогенетического зако­на э.Геккеля.
  • 96. Укажите ту особенность, которая характерна рудиментам и не свойственна атавизмам.
  • 99. Как называется независимое образование сходных признаков у неродственных организмов?
  • 115. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичных структурах.
  • 127. В состав первичной атмосферы Земли вместе с парами воды входило несколько газов. На­зовите газ, который практически отсутствовал в ней.
  • 140. О чем свидетельствует наличие аналогич­ных органов у двух сравниваемых групп организмов?
  • 2. Назовите ученого, который первым опреде лил систематическое положение человека и помес­тил его в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами.
  • 12. Действует ли в настоящее время в популяци­ях людей такой эволюционный фактор, как борьба за существование?
  • 30. Одним из доказательств происхождения че­ловека от животных служит наличие у людей руди­ментов. Укажите у человека признак, являющийся рудиментом.
  • 42. Какой объем мозга был у питекантропа?
  • 45. Кто из ископаемых предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ?
  • 56.У человекообразных обезьян есть особен­ности, связанные с древесным образом жизни. На­зовите одну из таких особенностей.
  • 57. Укажите ответ, в котором перечислены иско­паемые предки человека, которых относят к группе «древние люди».
  • 59. Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основ­ном под действием биологических факторов антро­погенеза.
  • 61.У человека имеются особенности строения, связанные с прямохождением. Найдите их среди от­ветов и укажите особенность строения, которая с прямохождением не связана.
  • 63. Действует ли в настоящее время в популяци­ях людей такой эволюционный фактор, как мигра­ция?
  • 71. Укажите морфологический признак, который в ходе эволюции человека возник у людей раньше остальных.
  • 82. Среди характерных только для людей осо­бенностей строения укажите ту, которая сформиро­валась у предков человека в ходе эволюции позже
  • 96. Назовите группу ископаемых предков чело­века, к которой относят кроманьонцев.
  • 115. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичных структурах.

    1) дивергенция

    2) параллельная эволюция

    3) конвергенция

    4) мимикрия

    5) ароморфоз

    116. О чем свидетельствует сходство зароды­шей организмов двух сравниваемых классов живот­ных?

    1) о формировании этих зародышей в одина­ковых условиях

    2) о наличиии родства и монофилическом происхождении (от одного предка) этих двух классов

    3) о происхождении этих классов от неродст­венных предков

    4) о полифилическом происхождении (от не­скольких предков)

    117. Назовите явление, примером которого слу­жит сходство формы тела у акулы, ихтиозавра и дельфина .

    1) дивергенция

    2) параллельная эволюция

    3) конвергенция

    4) мимикрия

    5) ароморфоз

    118. Конечности млекопитающих разных видов существенно отличаются друг от друга по строению, что является результатом приспособления млекопи­тающих разных видов к различным условиям окру­жающей среды. Укажите явление, примером которо­го служит вышеназванный факт.

    1) конвергенция

    2) дивергенция

    3) параллельное развитие

    119. Назовите форму (способ, путь) биологиче­ского прогресса, к которой относят развитие легких у земноводных и четырехкамерного сердца у птиц, превращение парных плавников рыб в парные конеч­ности земноводных.

    1) ароморфоз

    2) идиоадаптация

    3) общая дегенерация

    120. Определите признак, по которому все ни­жеперечисленные пары признаков, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них пару признаков.

    1) клубень картофеля и луковица лука

    2) глаз кальмара и глаз лошади

    3) крыло бабочки и надкрылье майского жу­ка

    4) колючки кактуса и чешуйки почек расте­ний

    5) передние конечности слона и мартышки

    121. Существует несколько показателей (крите­риев) биологического прогресса того или иного так­сона -- систематической группы организмов (вид, род, класс и т. д.). Найдите эти показатели среди от­ветов и укажите тот признак, который таким показа­телем (критерием) НЕ является.

    1) нарастающее увеличение числа особей

    2) расширение ареала

    3) формирование приспособлений (адапта­ции) к узколокальным условиям сущест­вования

    4) увеличение числа дочерних (подчинен­ных) групп в составе этого таксона

    122. Глаза у головоногих моллюсков и млекопи­тающих очень схожи, хотя эти совершеннейшие ор­ганы чувств возникли у них в ходе эволюции абсо­лютно независимо и из разных тканей и структур. Укажите явление, примером которого служит появ­ление этих органов.

    1) конвергенция

    2) дивергенция

    3)параллельное развитие

    123. В чем заключается вклад А.И.Опарина в развитие представлений о происхождении жизни на Земле?

    1) впервые высказал предположение о соста­ве первичной атмосферы Земли и о возможности образования органических со­единений из неорганических под действи­ем мощных электрических разрядов

    2) впервые экспериментально доказал воз­можность образования аминокислот из не­органических соединений

    3) доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

    4) доказал невозможность непосредственно­го возникновения высокоорганизованных живых существ из неживой природы

    124. Ученые разбивают историю Земли и жизни на ней на несколько промежутков времени - геоло­гических эр. Какая из них является наиболее моло­дой?

    1) палеозойская 2) протерозойская

    3) архейская

    4) кайнозойская

    5) мезозойская

    125. Что из нижеперечисленного НЕ является ароморфозом - одним из способов (путей) биоло­гического прогресса?

    1) появление корня у наземных растений

    2) появление цветка у цветковых растений

    3) появление фотосинтеза у древних клеточ­ных форм

    4) появление колючек у кактусов и шиповни­ка

    5) формирование проводящих тканей у на­земных растений

    126. Назовите термин, используемый для обо­значения у разных видов организмов тех органов, которые имеют одинаковый план строения, развива­ются из сходных зачатков и выполняют как сходные, так и различные функции .

    1) гомологичные3) аналогичные

    2) негомологичные 4) альтернативные

  • Вариант 1

    Часть 1.

    1. Тип эволюционного изменения, при котором неродственные организмы приобретают сходные признаки

    А) параллелизм Б) конвергенция В) дивергенция Г) идиоадаптация

    2. Обмен веществ и энергии – это признак

    А) Характерный для тел живой и неживой природы

    Б) По которому живое можно отличить от неживого

    В) По которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных

    Г) По которому животные отличаются от человека.

    3. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

    А) Движущие силы эволюции Б) Результаты революции В) Основные направления эволюции

    4. К.Линней является создателем:

    А)Первой эволюционной теории Б)Бинарной номенклатуры и принципа градации

    В)Принципа градации и автогенеза Г)Бинарной номенклатуры и принципа иерархичности

    5. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример

    А) Идиодаптации Б) Дегенерации В) Ароморфоза 4) Конвергенции

    6. Материалом для естественного отбора служит:

    А) Мутационная изменчивость Б) Модификационная изменчивость

    В) Биологический регресс Г) Относительная приспособленность

    7. Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием:

    А) Экологическим Б) Морфологическим В) Генетическим Г) Физиолого-биохимическим

    8. Микроэволюция завершается образованием новых

    А) Видов Б) Отрядов В) Семейств Г) Популяций

    9. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

    А) Географическому Б) Морфологическому В) Генетическому

    Г) Экологическому

    10. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

    А) сохранение старых видов Б) сохранение особей с измененными признаками

    В) появление новых видов Г) все перечисленные варианты.

    11. Укажите правильную схему классификации растений:

    12. Возрастная структура популяции характеризуется

    А) Соотношением женских и мужских особей Б) Численностью особей

    В) Её плотностью Г) Соотношением молодых и половозрелых особей

    13 Форма отбора, при котором происходят постоянные изменения, называется

    А) стабилизирующий отбор Б) движущий отбор

    В) дизруптивный отбор Г) отбор отсутствует

    Часть 2.

    В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

    А) Сокращение численности видов

    Б) Расширение ареала вида

    В) Возникновение новых популяций, видов

    Г) Сужение ареала вида

    Д) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни

    Е) Увеличение численности видов

    В2. К эволюционным факторам относят:

    А) Дивергенция

    Б) Наследственная изменчивость

    В) Конвергенция

    Г) Борьба за существование

    Д) Параллелизм

    Е) Естественный отбор

    В 3. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

    1) Многообразие видов

    А) Биологический прогресс

    2) Ограниченный ареал

    Б) Биологический регресс

    3) Небольшое число видов

    4) Широкие экологические адаптации

    5) Широкий ареал

    6) Уменьшение числа популяции

    Причина гибели растений

    1) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

    2) растения гибнут от сильных морозов и засухи

    3) семена погибают в пустынях и Антарктиде

    4) растения вытесняют друг друга

    5) плоды поедают птицы

    6) растения гибнут от бактерий и вирусов

    А) внутривидовая

    Б) борьба с неблагоприятными условиями

    В) межвидовая

    Ответ:

    123456

    Признак животного

    Направление эволюции

    1) редукция органов зрения у крота

    2) наличие присосок у печеночного сосальщика

    3) возникновение теплокровности

    4)

    5) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

    6) уплощенное тело камбалы

    А) идиоадаптация (аллогенез)

    Б) ароморфоз (арогенез)

    В) общая дегенерация (катагенез)Ответ:

    123456

    Часть С.

    С1. Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов?

    С2.Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

    Ответы. Вариант 1

    Часть А.

    1. б

    2. б

    3. а

    4. г

    5. 1

    6. а

    7. в

    8. а

    9. Б

    10. а

    11. в

    12. г

    13. б

    Часть В.

    В1. БВЕ

    В2.БГЕ

    В3.АББААБ

    В4.АВААВБ

    В5.ААББВА

    Часть С.

    С1 . 1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменения;

    2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

    3) прекращение скрещивания между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

    С2. 1) Движущий отбор.

    2) Наблюдается в однонаправленном изменении условий окружающей среды.

    3) Сохраняеи мутации, ведущие к другим крайним проявлениям величины признака.Закрепляются мутации, увеличивающие приспособленность организмов и наследственные изменения в определенном порядке.

    Вариант 2

    Часть А

    1. Какие из перечисленных органов являются гомологичными

    А) жабры рака и легкие кошки Б) хобот слона и рука человека

    В) лапа крота и рука обезьяны

    2. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

    А) Борьба за существование Б) Способность к неограниченному размножению

    В) Наследственная изменчивость и естественный отбор

    3. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

    А) Схождение признаков у неродственных видов Б) Образование гомологичных органов

    В) Приобретение узкой специализации Г) Расхождение признаков у родственных видов

    4. Особи двух популяций одного вида:

    А) Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) не могут скрещиваться

    В) Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают

    5. Укажите пример проявления идиодаптаций у растений.

    А) Возникновение семени у голосеменных Б) Возникновение плода у цветковых

    В) Возникновение нектарников для привлечения насекомых Г) Появление фотосинтеза

    6. Физиологический критерий вида проявляется у всех особей в сходстве:

    А) Строение формы хромосом Б) Процессов жизнедеятельности

    В) Внешнего и внутреннего строения Г) Образа жизни.

    7. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

    А) Биологическому регрессу Б) Биологическому прогрессу

    В) Пищевой специализации Г) Обострению борьбы за существование

    8. В процессе макроэволюции :

    А) Появляются новые популяции Б) Появляются новые классы

    В) Появляются новые виды Г) Изменяются популяции

    9. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

    А) Сравнительно-анатомических Б) Эмбриологических В) Биографических

    10. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:

    А) движущим Б) дизруптивным В) стабилизирующим Г) половым.

    11. Укажите правильную схему классификации животных:

    А) Вид род семейство отряд класс тип

    Б) Вид род семейство порядок класс тип

    В) Вид род семейство порядок класс отдел

    Г) Вид род отряд семейство класс тип

    12. Появление какого газа в первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше?

    А) Сероводорода Б) Кислорода В) Азота Г) Углекислого газа

    13. Подражание менее защищенного организма, одного вида, более защищенному организму другого вида

    А) маскировка Б)мимикрия В)угрожающая окраска

    Г) покровительственная окраска

    Часть В.

    В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

    А) Появление цветка

    Б) Образование органов и тканей у растений

    В) Появление термофильных бактерий

    Г) Атрофия корней и листьев у повилики

    Д) Специализация некоторых растений к определенным опылителям

    Е) Постоянная температура тела

    В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

    А) Действует в изменяющихся условиях среды

    Б) Действует в постоянных условиях среды

    В) Сохраняет норму реакции признака

    Г) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения

    Д) Контролирует функционирующие органы

    Е) Приводит к смене нормы реакции

    В 3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

    1) Личинка живет в воде

    А) Морфологический

    2) Тело уплощено

    Б) Экологический

    4) Питается тканями хозяина

    5) Имеет две присоски

    6) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

    В4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

    Причина гибели растений

    Форма борьбы за существование

    1) растения одного вида вытесняют друг друга

    2) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

    3) семена погибают от сильных заморозков и засухи

    4) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

    5) люди, машины вытаптывают молодые растения

    6) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

    А) Внутривидовая

    Б) Межвидовая

    123456

    В) борьба с неблагоприятными условиями

    Ответ:

    В5. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

    Признак животного

    Направление эволюции

    1) возникновение полового размножения

    2) образование у китообразных ластов

    3) возникновение 4-х камерного сердца

    4) возникновение автотрофного способа питания

    5) превращение листьев в колючки у растений пустынь

    6) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

    А) общая дегенерация (катагенез)

    Б) идиоадаптация (аллогенез)

    В) ароморфоз (арогенез)

    Часть С.

    С1 . Как происходит экологическое видообразование в природе?

    С2. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

    Ответы. Вариант 2

    Часть А.

    1. б

    2. в

    3. г

    4. а

    5. в

    6. б

    7. г

    8. б

    9. а

    10. б

    11. а

    12. б

    13. б

    Часть В.

    В1. АБЕ

    В2.БВД

    В3. БАББАА

    В4.ААББВА

    В5.ВБВВБА

    Часть С.

    С1 . 1) Популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;

    2) Естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;

    3) И з поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

    С2 1) Это стабилизирующий отбор;

    2) Наблюдается в относительно постоянных условиях среды;

    3) Сохраняет мутации, ведущие к меньшей изменчивости средней величины признака.

    Про-ана-ли-зи-руй-те таб-ли-цу. За-пол-ни-те пу-стые ячей-ки таб-ли-цы, ис-поль-зуя по-ня-тия и тер-ми-ны, при-ведённые в спис-ке. Для каж-дой ячей-ки, обо-зна-чен-ной бук-ва-ми, вы-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щий тер-мин из при-ло-жен-но-го спис-ка.

    Спи-сок тер-ми-нов и по-ня-тий:

    1) био-ло-ги-че-ский про-гресс

    2) общая де-ге-не-ра-ция

    3) по-яв-ле-ние четырёхка-мер-но-го серд-ца у мле-ко-пи-та-ю-щих

    4) кон-вер-ген-ция

    5) оби-та-ние в оке-а-не рыбы ла-ти-ме-рии

    6) био-ло-ги-че-ский ре-гресс

    За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

    A Б В

    По-яс-не-ние.

    На-прав-ле-ние эво-лю-ции Путь эво-лю-ции При-мер
    А - био-ло-ги-че-ский про-гресс идио-адап-та-ция при-спо-соб-ле-ние у цвет-ко-вых
    рас-те-ний к опы-ле-нию вет-ром
    био-ло-ги-че-ский про-гресс Б - общая де-ге-не-ра-ция ре-дук-ция ор-га-нов чувств
    у па-ра-зи-ти-че-ских чер-вей
    био-ло-ги-че-ский про-гресс аро-мор-фоз В - по-яв-ле-ние четырёхка-мер-но-го серд-ца у мле-ко-пи-та-ю-щих

    Ответ: 123.

    При-ме-ча-ние.

    Био-ло-ги-че-ский про-гресс (от лат. progressus - дви-же-ние впе-ред) - на-прав-ле-ние эво-лю-ции, ха-рак-те-ри-зу-ю-ще-е-ся по-вы-ше-ни-ем при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов опре-де-лен-ной си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы к окру-жа-ю-щей среде. По-яв-ле-ние новых при-спо-соб-ле-ний обес-пе-чи-ва-ет ор-га-низ-мам успех в борь-бе за су-ще-ство-ва-ние, со-хра-не-ние и раз-мно-же-ние в ре-зуль-та-те есте-ствен-но-го от-бо-ра. Это при-во-дит к вспыш-ке чис-лен-но-сти и, как след-ствие, к осво-е-нию новых мест оби-та-ния и фор-ми-ро-ва-нию мно-го-чис-лен-ных по-пу-ля-ций.

    Био-ло-ги-че-ский про-гресс может до-сти-гать-ся тремя ос-нов-ны-ми пу-тя-ми - по-сред-ством аро-мор-фоз (аро-ге-не-за), ал-ло-ге-не-за (в том числе идио-адап-та-ция) и общая де-ге-не-ра-ция (ка-та-ге-не-за). Каж-дый из путей ха-рак-те-ри-зу-ет-ся воз-ник-но-ве-ни-ем у ор-га-низ-мов опре-де-лен-ных при-спо-соб-ле-ний (адап-та-ций).

    Упро-ще-ние ор-га-ни-за-ции у па-ра-зи-ти-че-ских форм (де-ге-не-ра-ция) со-про-вож-да-ет-ся со-вер-шен-ство-ва-ни-ем ре-про-дук-тив-ной си-сте-мы. Это при-во-дит к их про-цве-та-нию, т. е. к био-ло-ги-че-ско-му про-грес-су.

    Био-ло-ги-че-ский ре-гресс (от лат. regressus - воз-вра-ще-ние, дви-же-ние назад) - на-прав-ле-ние эво-лю-ции, ха-рак-те-ри-зу-ю-ще-е-ся сни-же-ни-ем при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов опре-де-лен-ной си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы к усло-ви-ям оби-та-ния. Если у ор-га-низ-мов темпы эво-лю-ции (фор-ми-ро-ва-ние при-спо-соб-ле-ний) от-ста-ют от из-ме-не-ний внеш-ней среды и род-ствен-ных форм, то они не могут кон-ку-ри-ро-вать с дру-ги-ми груп-па-ми ор-га-низ-мов. Это зна-чит, что они будут уда-лять-ся есте-ствен-ным от-бо-ром. Про-изой-дет сни-же-ние чис-лен-но-сти осо-бей. В ре-зуль-та-те умень-шит-ся пло-щадь за-се-лен-ной ими тер-ри-то-рии и, как след-ствие, со-кра-тит-ся число так-со-нов. В ре-зуль-та-те может про-изой-ти вы-ми-ра-ние дан-ной груп-пы.

    Таким об-ра-зом, био-ло-ги-че-ский ре-гресс - по-сте-пен-ное вы-ми-ра-ние си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы (вида, рода, се-мей-ства и др.) вслед-ствие сни-же-ния при-спо-соб-лен-но-сти ее осо-бей. Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка также может при-во-дить к био-ло-ги-че-ско-му ре-грес-су не-ко-то-рых видов. При-чи-ной может быть пря-мое ис-треб-ле-ние (зубр, со-боль, стел-ле-ро-ва ко-ро-ва и др.). Но это может про-изой-ти и в ре-зуль-та-те со-кра-ще-ния аре-а-лов при осво-е-нии новых тер-ри-то-рий (дрофа, жу-равль белый, жаба ка-мы-шо-вая и др.). Виды, на-хо-дя-щи-е-ся в со-сто-я-нии био-ло-ги-че-ско-го ре-грес-са, за-но-сят-ся в Крас-ную книгу и под-ле-жат охра-не.

    Класс: 9

    Презентация к уроку































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Обучающие : на основе знаний об эволюционной зависимости ароморфозов и идиоадаптаций углубить представление о результатах эволюции, рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса, проанализировать явление дивергенции и конвергенции на микроэволюционном уровне.
    • Развивающие : продолжить развитие интеллектуальных и информационных умений через развитие биологических задач, требующих логического мышления, продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. Развитие коммуникативных и рефлексивных умений.
    • Воспитывающие : воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, культуры труда и общения, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, развитие познавательного интереса к предмету, признание ценности знаний для саморазвития.

    Задачи:

    • Повторить пройденный на прошлом уроке материал;
    • Создать условия для постановки проблемной ситуации;
    • Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;
    • Закрепить знания учащихся, полученные на уроке;
    • Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;
    • Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

    Планируемые результаты: учащиеся получают представления о закономерностях биологической эволюции, умеют оперировать понятиями: филогенез, дивергенция, конвергенция; могут объяснить и привести примеры основных форм филогенеза.

    Тип урока: комбинированный.

    Вид урока: урок усвоения знаний.

    Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

    Уровень усвоения: частично-поисковый.

    Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

    Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

    Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

    Основные понятия урока: филогенез, дивергенция, конвергенция

    Источники информации: Биология. ОБЩИЕ ЗАКОМЕРНОСТИ. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2011. – 287стр; электронная презентация.

    Выставление оценок за урок: по усмотрению учителя, самооценка учащихся.

    План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация знаний.
    3. Постановка учебной проблемы.
    4. Поиск решения проблемы.
    5. Первичное закрепление знаний.
    6. Вторичное закрепление знаний. Выполнение теста.
    7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    8. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся

    Проверка внешней готовности учащихся к уроку. Создание позитивной мотивации.

    Добрый день, ребята.

    Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

    Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.

    2. Актуализация знаний.

    Работа в парах: (слайд 2)

    Расскажите соседу по парте следующие понятия:

    • Ароморфоз
    • Идиоадаптация
    • Общая дегенерация

    2) Работа по карточкам с последующей взаимопроверкой (слайд 3).

    Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации?

    1. ячеистые легкие у рептилий;
    2. первичная кора головного мозга у рептилий;
    3. голый хвост у бобра;
    4. отсутствие конечностей у змей;
    5. отсутствие корней у повилики;
    6. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий;
    7. молочные железы у млекопитающих;
    8. образование ластов у моржей;
    9. отсутствие кровеносной системы у цепней;
    10. отсутствие потовых желез у собак.

    Ключ: (слайд 4)

    Ароморфозы Идиоадаптации Дегенерация
    1, 2, 6, 7 3, 4, 8, 10 5, 9

    3. Постановка учебной проблемы (слайд 5)

    Сравните дождевого червя и личинку майского жука.

    (Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.

    Пиявка относится к типу Кольчатые черви, классу Пиявки. Имеет вытянутое, уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, на переднем и заднем концах расположены присоски, щетинки отсутствуют.

    Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений).

    1. Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?
    2. Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?

    (Высказывание учащихся)

    Целеполагание.

    Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?

    Сформулируйте цель урока (записать на доске).

    Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.

    Продолжим учиться работать с учебной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, оценивать свою работу.

    4. Поиск решения проблемы

    Вспомните определение эволюции

    Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

    Среди форм эволюции выделяют:

    • Дивергенцию
    • Конвергенцию

    Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.

    Групповая работа с текстом учебника.

    Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”. Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.

    Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.

    Диалоговое общение на основе работы с материалами учебника:

    Что такое дивергенция

    Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.

    Приведите примеры дивергенции.

    (рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (слайды 6-7).

    На каком уровне можно наблюдать дивергенцию.

    Дивергировать могут виды, семейства, отряды.

    Какова роль дивергенции в процессе эволюции?

    Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды.

    Формулирование вывода: (слайд 8) после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций.

    • Ароморфоз
    • Идиоадаптации
    • Конвергенция

    Что такое конвергенция?

    Появление сходных признаков у разных неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях среды (слайд 9)

    Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?

    Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Конвергентное сходство не бывает глубоким. (привести примеры, характеризующие внутреннее строение дельфина и акулы, разное систематическое положение определяет различия) (слайд 10)

    На каком уровне может наблюдаться конвергенция

    В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) (слайд 11)

    Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?

    Как вы думаете, если восстановить на Земле прежние условия существования, появятся ли вновь динозавры. (слайд 12)

    Высказывание аргументов “за” и “против”.

    Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.

    Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый.

    Запись в тетради:

    Правила эволюции:

    1. Правило необратимости эволюции
    2. Правило чередования главных направлений эволюции.

    5. Первичное закрепление знаний.

    Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции (слайд 13)

    Форма эволюции Краткая характеристика Причины сходства признаков Причины различия признаков Примеры
    Дивергенция Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды
    Конвергенция Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды Организмы относят к разным систематическим группам

    6. Вторичное закрепление знаний.

    Сравните организмы и объясните, к какому явлению относится их сходство или различие. Ответы внесите в таблицу

    Дивергенция Конвергенция
    1. Медведка и крот (сходство форм передних ног) (слайд 14)
    2. Сосна обыкновенная и сосна кедровая (различия в строении) (слайд 15)
    3. Заяц-беляк и заяц-русак (слайд 16)
    4. Верблюд и курдючная овца (запас жира) (слайд 17)
    5. Верблюд одногорбый и верблюд двугорбый (слайд 18)
    6. Речной рак и скорпион (имеют клешни) (слайд 19)
    7. Речной рак и краб (имеют клешни) (слайд 20)
    8. Виноградная улитка и большой прудовик (слайд 21)
    9. Плавунец окаймленный и плавунец черный-тинник (слайд 22)
    10. Тушканчик и кенгуру (длинные задние ноги) (слайд 23)
    11. Лягушка и жаба (слайд 24)
    12. Лягушка и комнатная муха (анабиоз) (слайд 25)
    13. Бражник и колибри (не садятся на цветок в процессе питания, а зависают над ним в воздухе, быстро-быстро перебирая узкими крыльями) (слайд 26)
    14. Еж и ехидна (сходство покрова) (слайд 27)

    Ключ (слайд 28)

    Дивергенция Конвергенция
    2, 3, 5, 7, 8, 9, 11 1, 4, 6, 10, 12, 13, 14

    7. Подведение итогов урока.

    Ребята, какую цель мы поставили вначале урока, достигли ли мы этой цели? (высказывания учащихся)

    На уроке мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения; вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

    Рефлексия

    Довольны ли вы своими результатами?

    Предлагается небольшая анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку (слайд 29)

    8. Домашнее задание (слайд 30)

    П. 13, вопросы к тексту.

    Для желающих: подобрать примеры конвергенции и дивергенции, используя Интернет или дополнительную литературу.

    Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!