Паустовский. Рассказ "Жёлтый свет" К. Г. Паустовский В сосновых чащах дрожали от холода

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок русского языка в 7 классе. Путешествие по «Временам года»

Использование картин и художественных произведений в подготовке к сочинению по личным впечатлениям

Разработку урока предоставила: Зинина Татьяна Евгеньевна учитель русского языка илитературы гимназии №5 в городе Домодедово, МО. email: [email protected]

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к сочинению по личным впечатлениям, используя игру - путешествие и метод проекта
  2. Познакомить с особенностями сочинения по впечатлениям
  3. Повторить сведения о художественном стиле речи
  4. 4. Активизировать лексику по теме «Времена года»
  5. Пробудить у учащихся желание высказать своё отношение к картине,к временам года, обосновать его

Тип урока: урок развития речи

Методы и приёмы :

  • беседа,
  • слово учителя,
  • самостоятельная работа с различными источниками информации (энциклопедии, сайт и т.д.),
  • защита проектов, мини – сборников,
  • выразительное чтение наизусть.

Оборудование :

  1. Репродукции картин И.Шишкина «Зима», И.Левитана «Весна. Большая вода», Н.Крымова «Летний день», И.Остроухова «В Абрамцевском парке. Осень.1887год» и другие.
  2. Отрывки из произведений русских писателей (Л.Толстого, К.Случевского, К.Паустовского, А.Фета)
  3. Коллаж «Зима»
  4. П.И.Чайковский «Времена года»
  5. Стенд «Времена года»
  6. Таблички с названиями времён года
  7. Карточки с заданиями
  8. Мини-сборники стихотворений «Лето», «Весна», «Осень», «Зима»
  9. Мини-журнал «Осень - любимое время года А.С.Пушкина»
  10. Видеофрагмент «Лето», «Весна»
  11. Выставка мини-сборников стихотворений «Творческая мастерская»
  12. Мультимедийный проектор, компьютер
  13. Рабочие тетради
  14. Мультимедийная презентация «Осень – любимое время года А.С. Пушкина»

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

«Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима, весна». (Эпиграф записан на доске; записывается в тетрадь). Так сказал писатель, который беззаветно любил природу и который воспел её в своих лучших произведениях, Михаил Пришвин. Время года - это определённый отрезок в году, когда происходят различные изменения в окружающей нас природе.

Какое время года вы любите больше всего? Почему?

Каждый из вас выбрал своё любимое время года, получилось четыре группы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Цель нашего урока: подготовиться к сочинению по впечатлениям, познакомиться с его особенностями, собрать материало временах года, проследить, как о разных временах года писали поэты и композиторы. Русский народ создал много пословиц и поговорок о временах года.

Какие вы знаете приметы и пословицы о них?

А теперь запишите в тетрадь слова и словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют какое-либо время года. (Например, осень - багряные листья, листопад, багрец и золото лесов и т.д.)

Замечательно! Молодцы! А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по временам года. Ваши проектные работы помогут нам в этом.

2.Выступление группы «Весна». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Март. Песня жаворонка или Апрель.Подснежник.-видеофрагмент.)

Учитель. На столах у вас тексты писателя Льва Толстого. Давайте послушаем, как описал он весну.

Текст 1 (Читает учащийся)

Весна долго не открывалась… Днём таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги... Потом вдруг… понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льды, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки…

(Вопросы задают учащиеся)

  • В каком предложении этого текста заключена основная мысль?
  • К какому стилю речи вы отнесёте текст?
  • Назовите и подчеркните в тексте те слова, которые наиболее ярко говорят о наступлении весны.
  • О какой весне рассказывает писатель? Взгляните теперь, какую весну изобразил на своём полотне «Весна. Большая вода» художник И.Левитан. (Демонстрация картины.) Похожа ли она на весну, описанную в тексте Л.Толстого?
  • Нравится ли вам эта весна? Хочется ли попасть в место, изображённое на картине?
  • Можем ли мы сказать, что небо уже весеннее?
  • Посмотрите, какими художник изобразил деревья?

Прекрасно! А теперь представьте, что вы оказались в том месте, которое изобразил И.Левитан. Куда бы конкретно вы хотели попасть? Почему?

Учитель. Но мы с вами замечтались, между тем наступает пора летнего времени. Любите ли вы лето?

3.Выступление группы «Лето» . Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Июнь. Баркаролла.)

Учитель. Послушайте, как описывает лето поэт Константин Случевский.

Текст 2 (Читает наизусть учащийся.)

Полдневный час. Жара гнетёт дыханье;

Глядишь прищурясь - блеск глаза слепит,

И над землёю воздух в колебанье,

Мигает быстро, будто бы кипит.

И тени нет. Повсюду искры, блёстки,

Трава слегла, до корня прожжена.

В ушах шумит, как будто слышны всплески,

Как будто где-то подле бьёт волна…

Ужасный час! Везде оцепененье:

Жмёт лист к ветвям нагретая верба,

Укрылся зверь, затем что жжёт движенье,

По щелям спят, приткнувшись, ястреба.

  • О чём стихотворение? С чем сравнивается летняя жара? А хотелось бы вам, чтобы лето всегда было таким жарким?
  • Давайте совершим заочное путешествие туда, где очень хорошо отдыхать. Посмотрите на видеофрагмент и ответьте на вопросы. (Видеофрагмент из кинофильма «Лермонтовские Тарханы»)
  • Что занимает центральное место видеофрагмента?
  • Хотелось бы вам побывать около этих прудов?
  • Посмотрите, как здесь представлены деревья? Создают ли они тень?
  • Какое место занимает зелень?
  • Подберите синонимы к слову «зелёный» и запишите их в тетрадь (изумрудный, малахитовый, оливковый).

Учащиеся

Наша группа подобрала стихотворения о лете, создала мини-сборники и подготовила аннотации, которые сейчас мы вам и представляем. Запишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют лето.

(На доске запись. Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, раскрывающая её содержание и назначение. Определение учащиеся записывают в тетрадь.)

4.Выступление группы «Осень». Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Октябрь. Осенняя песня.)

Учитель. Быстро прошло лето, а за ним осень- время, богатое на краски. Послушайте, как описывает его писатель К.Паустовский.

Текст 3 (Читает учащийся)

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные позолотой. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

(По К.Паустовскому)

(Вопросы задают учащиеся )

  • Какие имена существительные и прилагательные этого текста помогают лучше увидеть и ощутить наступление осени?
  • В каком предложении заключена основная мысль текста?
  • Какой тип речи перед нами? (Описание).
  • С чем или кем сравнивается осень в тексте? С чем сравниваются леса?

Мы часто идём по улице и не замечаем, как с каждым временем года преображается природа, а вот писатели, художники, музыканты это всегда очень тонко подмечают.

Какие чувства у вас вызывает осень? У многих природа вызывает желание поразмышлять, подумать. Как вы думаете, почему?

Учащиеся

Наша группа подготовила мини- журнал и компьютерную презентацию «Осень - любимое время года А.С.Пушкина». Сейчас мы и представим их вашему вниманию.

1страница. Осень.

Осень - удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья клёнов, берёзок. Сколько ни смотришь, не перестаёшь удивляться её мастерству. Многие поэты были очарованы этим временем года. Один из них – А.С.Пушкин.

2страница. Болдинская осень.

В 1830г. Пушкин приехал в Болдино в самом начале осени и прожил здесь 3месяца – с сентября по ноябрь. Это была самая удивительная осень в его жизни. Поэт привык много работать в осеннюю пору – с её приходом всегда появлялось счастливое ощущение крепнущих сил и творческой лёгкости. Но то, что произошло в Болдине той осенью, было неожиданно для него самого. Так ему не писалось никогда и нигде. «Осень подходит. Это любимое моё время – здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт…»

3 страница. Стихотворение А.С.Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!:

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Пусть строки этого отрывка не рисуют всей картины осени, но сразу же наплывают воспоминания об этой удивительной поре. Видишь смутные образы: падают листья на дорожки и в прозрачные лужи, льют тяжёлые осенние дожди, щиплет нос холодный ветерок. Ощущается тоска о прошедшем лете, о его тёплом солнце. Пушкин считал, что нет ничего лучше осени. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…»- пишет он. Именно в осени черпал поэт поэтическое вдохновение. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил часто А.С.Пушкин.

Учитель. Наше маленькое путешествие в осень подошло к концу, ведь вслед за осенью незамедлительно приходит зима. Вот какие чувства вызывает она у А.Фета.

5. Выступление группы «Зима».

Звучит мелодия из «Времён года» П.И.Чайковского. (Январь. У камелька)

Текст 4 (Читает учащийся. )

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи всё гладко, всё бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

  • Какие чувства испытывает герой стихотворения? А как к зиме относитесь вы?

Учащиеся

Не только поэты, но и художники тоже не раз признавались в любви к зиме. Мы тоже, как смогли, передали её в своём коллаже, который составили из иллюстраций (репродукций И.Шишкина, А.Саврасова, В.Сурикова, А.Куинджи, Б.Кустодиева, К.Юона, И.Грабаря), фрагментов стихотворений и элементов нашего творчества. (Учащиеся по очереди защищают проект-коллаж).

Декабрь

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

На поляне особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка.

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно – розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе!

6.Слово учителя.

Работа с алгоритмом написания сочинения по впечатлениям

Молодцы! Вот и закончилось наше маленькое путешествие по временам года. Я думаю, теперь вы будете более внимательны к тем изменениям, которые происходят в природе.А о своих наблюдениях и впечатлениях вам нужно будет написать сочинение дома.

Прежде чем вы будете писать сочинение, давайте подумаем, как оно может быть построено, ведь вам нужно не описать картину, а рассказать о своих впечатлениях от времён года.

А что же такое впечатление, ведь оно лежит в основе работы? (То, что надолго остается в памяти). Посмотрите на схему.

Впечатление - это своеобразная печать в нашей памяти, порою она стирается, а иногда остается на долгие годы.

Текст подобного сочинения следует начать со слов- сигналов, напоминающих о том, что перед нами рассказ о впечатлениях:

Однажды…

Один раз…

Запомнилось…

Мне вспоминается…

Никогда не забуду…

Я помню…

Помнится…

Бывало…

Забываешь…

Картины природы создаются с помощью художественного стиля.

7.Подведение итогов. Домашнее задание

Прекрасно! Вы сегодня превосходно подготовились к уроку и получаете оценки.... Дома напишите, пожалуйста, сочинение по впечатлениям на тему «Чудеса времён года», расскажите, какие изменения происходят в природе, когда одно время года сменяет другое или расскажите о любимом времени года.

Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как зо глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал,- должно быть, Прохор ее выдумал сам.

Ты гляди кругом,- говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,- ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле - главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шел дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов - и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу - есть лист желтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега на было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зимa, скажи на милость?! Какой с нее интерес? Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

Что беречь?

Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.

Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а то дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как зо глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

Ночь стояла над притихшей землей. Разлив звездного блеска был ярок, почти нестерпим. Осенние созвездия блистали в ведре с водой и в маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе.

Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь, дрожали в воде озер, тускнели в зарослях, где дремали волки, и отражались на чешуе рыб, спавших на отмелях в Старице и Прорве.

К рассвету загорался зеленый Сириус. Его низкий огонь всегда запутывался в листве ив. Юпитер закатывался в лугах над черными стогами и сырыми дорогами, а Сатурн поднимался с другого края неба, из лесов, забытых и брошенных по осени человеком.

Звездная ночь проходила над землей, роняя холодные искры метеоров, в шелесте тростников, в терпком запахе осенней воды.

В конце осени я встретил на Прорве Прохора. Седой и косматый, обвяленный рыбьей чешуей, он сидел под кустами тальника и удил окуней.

На взгляд Прохору было лет сто, не меньше. Он улыбнулся беззубым ртом, вытащил из кошелки толстого очумелого окуня и похлопал его по жирному боку - похвастался добычей.

До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер. Дул суховей. Огонь быстро погнало на север. Он двигался со скоростью двадцати километров в час. Он гудел, как сотни самолетов, идущих бреющим полетом над землей.

В небе, затянутом дымом, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине. Гарь разъедала глаза. Падал медленный дождь из золы. Он покрывал серым налетом речную воду. Иногда с неба слетали березовые листья, превращенные в пепел. Они рассыпались в пыль от малейшего прикосновения.

По ночам угрюмое зарево клубилось на востоке, по дворам тоскливо мычали коровы, ржали лошади, и на горизонте вспыхивали белые сигнальные ракеты - это красноармейские части, гасившие пожар, предупреждали друг друга о приближении огня.

Возвращались мы с Прорвы к вечеру. Солнце садилось за Окой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.

Днем паутина летала по воздуху, запутывалась в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.

На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.

Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. Запах березового дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Они стаскивали в свои норы богатые запасы - забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра.

Глубокой ночью я проснулся. Кричали вторые петухи, неподвижные звезды горели на привычных местах, и ветер осторожно шумел над садом, терпеливо дожидаясь рассвета.

Проверочная работа

по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».

I вариант

1.

а) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сусальной позолотой. (К. Паустовский.)

б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский.)

в) Деревья начинали желтеть снизу я видел осины красные внизу и со всем еще зеленые на верхушках. (К. Паустовский.)

г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2. Укажите ССП.

а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (А. Чехов.)

б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться. (М. Лермонтов.)

в) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там где мы рождаемся и живем. (В. Песков.)

г) То космонавты казались ему особенными то Алексей начинал видеть в них таких же летчиков-истребителей. (А. Семенихин.)

д) Все проходит да не все забывается. (И. Бунин.)

3.

а) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.

б) Мой товарищ говорил мало но я слушал его с большим интересом.

в) На покосе то комары то мошкара кружат.

г) На покосе то мошкара кружит то комары звенят и жалят.

д) Блеснул на востоке луч солнца и оживил природу.

4.

а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он.

б) Было жарко дети просили пить.

в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя. (А. Первенцев.)

г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклонясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною. (С. Надсон.)

5.

а) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна. (К. Паустовский.)

б) Шаланда продвигалась сильными рывками поворачивая то вправо то влево. (В. Катаев.)

в) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов.)

г) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев.)

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясни те письменно постановку тире.

а) Еще взмах весла - и …

б) Мы вбегаем в комнату - и …

в) Орел камнем бросается с высоты - и …

7.

а) [ ], и [ ].

б) [ , и ].

в) [ и ] - и .

8.

II вариант

1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М. Лермонтов.)

б) Рассказ искусствоведа помог нам понять как глубоко воссоздана историческая эпоха в картине талантливого художника.

в) Дерево валят туда куда оно нагнулось. (Пословица.)

г) Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин.)

2. Укажите ССП.

а) Лист сухой валится ночью ветер злится да стучит в окно. (А. Фет.)

б) Н. Г. Чернышевский например отмечал что «Грибоедов должен разделить с Пушкиным славу преобразования литературы».

в) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. (М. Лермонтов.)

г) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик с плетнем да под окнами склонив свои тяжелые головы стояли спавшие подсолнухи. (А. Чехов.)

д) Челкаш всегда веселый и едкий был сегодня очевидно не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький.)

3. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.

а) Первая охотничья неудача расстроила меня но не истребила охотничьей страсти. (И. Соколов-Микитов.)

б) Опять явилось вдохновенье души безжизненной моей и превратило в песнопенье тоску развалину страстей. (М. Лермонтов.)

в) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М. Лермонтов.)

г) Мой друг не плачь перед разлукой и преждевременною мукой младое сердце не тревожь. (М. Лермонтов.)

д) Сумерки приближались и надо было торопиться. (В. Арсеньев.)

4. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.

а) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А. Куприн.)

б) И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. (М. Лермонтов.)

в) Сквозь редкую листву шумит Байкал в тумане и тянет влагою в осеннее окно. (А. Журавлев.)

г) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А. Пушкин.)

5. Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.

а) По ночам подмора и звезды усеивали небо. (И. Бунин.)

б) В нижнем этаже под балконом заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов.)

в) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою. (И. Бунин.)

г) Еще трава полна прозрачных слез и гром вдали гремит раскатом.

6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните письменно постановку тире.

а) Раздался шорох - и …

б) Четкий удар мячом - и …

в) Сучок хрустнул - и …

7. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

а) То [ ], то [ ].

б) [ ], и [ ].

в) [ ], и [ ].

8. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания и орфограммы.

Было уже часов десять и над садом св..тила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба к..торую заказывала бабушка и теперь Наде она вышла в сад на минутку видно было как в зале накрывали на стол как в св..ем ш..лковом плат..е суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем(то) с матерью Нади Ниной Ивановной и теперь мать при в..чернем осв..щении к..залась м..лодой.

В саду было тихо прохладно и темные тени лежали на земле. Слышно было как где(то) д..леко должно быть за городом кр..чали л..гушки. Дышалось глубоко и х..телось думать что не здесь а где(то) под небом над дерев..ями д..леко за городом в п..лях и л..сах разв..рнулась теперь св..я весе..яя жизнь таинстве..ая и пр..красная. (А. Чехов.)

Ключи к I варианту:

1. а) - простое, б) - СПП, в) - БСП, г) - ССП;

2. а), г), д);

3. а), г), д);

4. а), в);

5. а), г).

8. Ключ к тексту:

Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол, как в своем шелковом платье суетилась бабушка. Отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении казалась молодой.

В саду было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, должно быть за городом лягушки. Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная и прекрасная.

Ключи ко II варианту:

1.а) - ССП, б), в) - СПП, г) - БСП;

2. в), г);

3. а), б), г);

4. а), г);

5. а), б).