Анисимов александр фролович личная жизнь. Александр Анисимов, летчик: биография. – А не задумывались о том, чтобы переехать

Знаменитые воспоминания «Люди, годы, жизнь» Ильи Эренбурга — одна из культовых книг середины ХХ века. Впервые опубликованная в 1960-1965 гг. на страницах «Нового мира», она сыграла исключительную роль в формировании поколения шестидесятых годов; именно из нее читатели впервые узнали о многих страницах нашей истории. В 1-й том вошли первые три книги воспоминаний, охватывающие события от конца XIX века до 1933 г., рассказы о встречах с Б. Савинковым и Л. Троцким, о молодых П. Пикассо и А. Модильяни, портреты М. Волошина, А. Белого, Б. Пастернака, А. Ремизова, повествование о трагических судьбах М. Цветаевой, В. Маяковского, О. Мандельштама, И. Бабеля. Комментарии к мемуарам позволяют лучше понять недоговоренности автора, его, вынужденные цензурой, намеки. Книга иллюстрирована многочисленными уникальными фотографиями. Во 2-й том мемуаров И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь» вошли четвертая и пятая книги, посвященные 1933-1945 годам, а также комментарии, содержащие многие исторические документы и свидетельства, редкие фотографии. В четвертой книге Эренбург описал то, что видел лично: предвоенную Европу, войну в Испании, встречи с И. Ильфом и Е. Петровым, А. Жидом, Р. Фальком, Э. Хемингуэем и М. Кольцовым, процесс над Н. Бухариным, падение Парижа в 1940-м. Пятая книга целиком посвящена событиям Отечественной войны 1941-1945 гг., антифашистской работе Эренбурга. Рассказы о фронтовых поездках, встречах с военачальниками К. Рокоссовским, Л. Говоровым, И. Черняховским, генералом А. Власовым, дипломатами, иностранными журналистами, писателями и художниками, о создании запрещенной Сталиным «Чёрной книги» о Холокосте. Изданные на основных языках мира, воспоминания И. Эренбурга дают широчайшую панораму ХХ века. В 3-й том вошли шестая и седьмая книги мемуаров И. Эренбурга «Люди, годы, жизнь». Шестая книга рассказывает о событиях 1945-1953 гг. Послевоенная Москва, путешествие с К. Симоновым по Америке, Нюрнбергский процесс, убийство С. Михоэлса и борьба с «космополитами»; портреты А. Эйнштейна и Ф. Жолио-Кюри, А. Матисса и П. Элюара, А. Фадеева и Н. Хикмета. Книга кончается смертью Сталина, открывшей возможность спасительных перемен в стране. Седьмая книга посвящена эпохе хрущевской оттепели и надеждам, которые она породила. ХХ съезд, разоблачивший преступления Сталина, события в Венгрии, путешествия по Индии, Японии, Греции и Армении, портреты Е. Шварца, Р. Вайяна и М. Шагала. «После очень длинной жизни мне не хочется говорить того, чего я не думаю, а молчание в некоторых случаях хуже, чем прямая ложь», — писал Эренбург А. Т. Твардовскому, отстаивая свое понимание прожитого.

Подходя к дому в Большом Казенном переулке, я готовлюсь принять на себя шквал возмущения. Здесь живет младшая дочь легендарного советского летчика Ольга Валерьевна Чкалова. Она не в восторге от нового многосерийного фильма «Чкалов. Крылья», который недавно показал «Первый канал», и ждет меня, чтобы поговорить об этом.

А в пяти минутах езды отсюда, вниз по Садовому кольцу, находится бывшая квартира испытателя, куда он переехал за два года до своей гибели. Сейчас там проживает его старшая дочь Валерия Валерьевна. От телеверсии она также «в ужасе», хотела пригласить нас на разговор к себе, а заодно и показать сохранившийся кабинет отца, но заболела, и потому мы листаем их семейные фотографии вдвоем с Ольгой. Моя собеседница - интеллигентная и ироничная дама, никогда не смотревшая сериалы - пытается понять, почему один из них - под названием «Чкалов. Крылья» - неожиданно вышел якобы с ее одобрения.

Вот отец со своим другом Александром Анисимовым, - Ольга Валерьевна перелистывает следующую страницу и ловит мой взгляд. - Кстати, никакой Марго, жены Анисимова, не было (в сериале супруга летчика Анисимова – танцовщица, которая была влюблена в Чкалова – прим. ред.). А была Бронислава. Очень милая женщина. Мы ее звали тетя Броня.

Я смотрю на ее аккуратный макияж, на портрет жены Чкалова на стене, слушаю, как за стенкой поет гаммы ее внучка Даша и думаю о том, что создатели фильма никогда бы не стали консультироваться с ней. Ведь сериал делался для широкой публики. А публика, как известно, любит погорячее.

Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов. Фото из семейного архива

Ольга Валерьевна, с 1 по 8 октября «Первый канал» показал 8 серий нового фильма «Чкалов. Крылья». Как сказал в одном из интервью режиссер Игорь Зайцев, он постарался дать образ летчика не в документальном, а поэтическом прочтении, и изобразить национального героя. Получилось?

Нет! Отец там выглядит таким глуповатым, хамоватым, вечно пьющим человеком. Да и практически вся остальная компания. И не понятно, когда эти люди вообще работали и достигали чего-то. Сплошная разлюли-малина. А главное, там есть вещи, которые вообще не могли быть. Если вы помните, была такая сцена: мой дед, Павел Григорьевич приезжает навестить отца в Ленинград. И в первый же вечер отец, увлеченный этой Марго, уходит танцевать танго. Этого не могло быть в природе! Именно для того, чтобы мой дед признал его брак, рискуя карьерой, отец пошел в церковь, они с мамой обвенчаны! Вы понимаете, что такое в 37-м году пойти венчаться? Это сделано из уважения к деду, он был очень верующим человеком. Если они хотели показать отца с человеческой точки зрения, то показали человека отвратительного. Он же там еще и предатель! Пьяница, бабник и предатель.

А что касается семейных дел: мама никогда от него не уходила и не забирала детей. Она тоже показана какой-то недалекой, деревенской. В 35-м году отец еще не был допущен до Кремля, он только получил свой первый орден, его ни на какие приемы не приглашали. Все это началось уже после первого перелета. Поэтому та сцена, когда мама после родов, обессиленная, с придыханием и отвислой челюстью не может отказать Сталину в танце, – это невозможно!

В сериале у Чкалова очень неформальные отношения со Сталиным. Он говорит с ним на «ты», зовет «Иосиф» и хлопает по плечу. Это тоже «издержки художественности»?

Моя сестра Валерия Валерьевна смотрела много архивов по разным периодам в жизни отца. Все посещения Сталина фиксировались. Конечно, отец бывал на приемах и присутствовал на совещаниях. Но он же не безумец! Никаких панибратских отношений со Сталиным у него не было. Есть известный факт, что как-то в порыве чувств он попробовал с ним выпить на брудершафт. Отец выпил, а Сталин, по свидетельствам, только пригубил, и охрана очень заволновалась. Но похлопать по плечу и загнать под стол в бильярдной – это невозможно! То же самое с Орджоникидзе: посадить наркома в самолет и с помощью всяких фигур высшего пилотажа душу из него вытрясать – тоже невероятно! Отец мог доказывать свою правоту, аргументируя какими-то техническими возможностями самолета, но вот так… Художественность фильма не должна делать человека дурачком, а в этом фильме отец представлен каким-то недоумком.

- А что касается окружения Чкалова в сериале?

У меня такое впечатление, что это карикатурно показанные люди. Режиссер никому, кроме отца, не дал портретного сходства. Например, Михаил Михайлович Громов (советский летчик, установивший рекорд дальности полета при перелете в США – прим. ред.) . Он высокий, с прямой спиной, человек с аристократическим лицом. Красавец! Там же он старый низкорослый сморчок. Еще и бессловесный. С Поликарповым (Николай Поликарпов, советский авиаконструктор – прим. ред.) тоже никакого сходства. Туполев (Андрей Туполев, советский авиаконструктор – прим. ред.) в этой нелепой надвинутой шляпе! Они все запуганные. Если он хотел показать, что это страшное время, – да, оно страшное. Но это же не так должно быть показано, не с помощью карикатур на людей, которые несмотря ни на что продолжали творить! Никто не помнит, при каком Георге был открыт закон Ньютона. Мы же говорим о том, что сделали эти люди!

Ольга и Валерий Чкаловы с сыном Игорем. Фото из семейного архива

- С матерью есть портретное сходство?

(Ольга Валерьевна указывает мне на портрет Ольги Чкаловой) Нет! Ни портретного, ни внутреннего! А эти дурацкие косички! Она там тоже какая-то идиотичная, деревенская простушка. А вообще-то, мама - петербургская гимназистка и филолог по образованию.

В образе отца там хотя бы в самом актере присутствует некоторое обаяние. Отец сам был человеком очень обаятельным. Он мог говорить обо всем и всегда попадал в точку. Я тут купила книгу воспоминаний Рины Зеленой. Я совсем не ожидала, что прочту там что-то про отца. После концерта, в котором она участвовала, он пришел за кулисы раздавать автографы. И Рине Зеленой он написал так: «Красное? Нет, черное! А почему белое? Потому, что зеленое!» Загадка про черную смородину. Это был человек с живым умом! Когда они с мамой поженились, отец закончил четыре класса летной школы, а мама - институт. Конечно, она была более образована. Но потом она говорила, что отец ее догнал. Потому что он был как губка, все впитывал! Например, из США отец привез пластинки классической музыки. Там Шестая симфония Чайковского, Сибелиус, Брамс. Что поразительно – Рихард Штраус. У нас он тогда вообще не исполнялся!

- Один из самых ярких эпизодов – когда Чкалов признается в любви, пролетая на самолете под мостом.

С этим «Я тебя люблю» (в сериале Чкалов пишет признание на крыльях самолета – прим. ред.) - это, конечно, выдумка. Но это позволительно в художественном фильме. Пусть будет так. А вообще, на той квартире у нас есть обрезанный деревянный пропеллер - в его центр отец вделал мамину фотографию и подарил ей.

- Как вы относитесь к тому, что создатели фильма решили обойти вопрос гибели Чкалова?

Под конец у меня осталось впечатление, что основное внимание было уделено гулянкам и пляскам с цыганами. Идет такое разгульное безумство, потом показывают самолет, а дальше какая-то группа людей, сидящих в пустом пространстве на стульях. Оказывается, это маршал, его семья и еще какие-то люди. Потом ему сообщают, что «русские летят». А дальше уже идет сцена на вокзале и их с мамой безумные объятия в тамбуре… Ну я не знаю, может быть, денег не хватило?

Последняя фотография Валерия Чкалова. Фото из семейного архива

- Вы говорите, что не смотрите сериалы. Как же узнали про премьеру «Чкалова»?

В 2007 году этот Поярков (Алексей Поярков, сценарист сериала «Чкалов» - прим. ред. ) приносил моей сестре 12-серийный сценарий. Валерия прочла, если не ошибаюсь, семь серий, сделала замечания и отдала обратно. И после этого наступила тишина. А потом я прочла в газете, что снимается этот фильм. Мне удалось узнать, кто режиссер (режиссер «Чкалов. Крылья» Игорь Зайцев – прим. ред.), и я ему позвонила. Это было около полугода назад.

Он был со мной очень любезен, сказал, что ему нужно посоветоваться с продюсером, и обещал перезвонить завтра. Может, они решили, что мы хотим участвовать и что-то с этого иметь. У нас и в мыслях этого не было! Конечно, он не перезвонил. Тогда перезвонила я. Он сказал: «Да, да, да! Мы открыты для общения!» То есть меня не обхамили. Но, так сказать, изящно послали. А потом мы увидели фильм уже на экране. Он был предварен тем, что мы как родственники принимали живейшее участие в этом безобразии. Я, безусловно, буду консультироваться с юристами. Как авторы видят все это - это их творческие фантазии, но зачем нас к этому приплетать? Мы оказались причастны к тому, как полили помоями нашего отца, а из мамы - сделали идиотку!

- Вы не пробовали обратиться на «Первый канал»?

Я попросила у одной своей знакомой телефон Эрнста. Но она мне объяснила, что если он увидит, что звонят с незнакомого номера, то вообще не ответит. И я не стала рыть в этом направлении. Но вообще это тенденция, потому что я знаю, что был еще какой-то безумный фильм про Есенина (сериал «Есенин» также снял режиссер Игорь Зайцев - прим. ред.). Мне кажется, только люди, не обладающие большими дарованиями, могут оболгать тех, кто значительно выше их по своему таланту.

- Как отреагировали на фильм знакомые вашей семьи?

Позвонила одна моя близкая подруга, сказала: «Оля, твоя мама, мы же ее помним! Это же ужас!» А сестре позвонил какой-то генерал и сказал, что там один самолет не мог летать вверх колесами. Звонила внучка Белякова Анечка (Александр Беляков, советский летчик, участвовавший вместе с Чкаловым в перелете в США через Северный полюс – прим. ред. ). А вот подружка моей внучки сказала: «А мне фильм понравился! Он воспитывает патриотизм!» Но я лично не поняла, для чего и для кого он был сделан. Если для ребят 15-16 лет, которые ходят с банками пива, то они могут подумать: «О! Этот-то все время поддавал, а смотри, куда забрался! И у нас также будет!»

Ну не могут люди, которые с утра до ночи пьют, испытывать самолеты! Они физически не смогут это делать! Вообще, если присмотреться, самые положительные герои в фильме – это НКВДшники, которые все время разруливают какие-то ситуации. Может быть, это их дань основной профессии нашего президента, я не знаю.

Кадр из фильма «Чкалов. Крылья» на Первом канале.

летчики-испытатели охотно помогали молодому одаренному пилоту. Как и в истребительной эскадрилье, у Чкалова появились друзья. Неиссякаемая энергия и яркость интеллекта привлекали к нему симпатии товарищей по работе. Особенно сдружился Чкалов с командиром звена летчиком Александром Фроловичем Анисимовым. Об Анисимове он слышал задолго до того, как впервые встретился с ним в институте. Еще летчики-истребители Ленинградской эскадрильи с восторгом говорили о полетах Анисимова. В то время он летал в Киеве и славился безукоризненными фигурами высшего пилотажа на малой высоте. Анисимов был смел, решителен, искал новых путей в авиации. У него было много общего с Чкаловым, хотя внешне они совершенно не были схожи. Анисимов, высокий стройный блондин с тонким лицом, казался рядом с Валерием изнеженным и хрупким. Но в действительности его руки с длинными пальцами музыканта умели крепко держать штурвал. Он был блестящим мастером высшего пилотажа. В воздухе Анисимов и Чкалов походили друг на друга. Была у них еще одна общая черта, за которую их любили товарищи, – душевность. Они быстро сошлись. На первых порах, когда Валерий еще только начал выполнять свои новые обязанности, Анисимов помогал ему. Валерий легко усваивал все до мельчайших деталей, но при этом добавлял свое, чкаловское. Анисимову это нравилось. Он высоко ценил незаурядное летное дарование Чкалова и смотрел на него не как на подчиненного, а как на равного себе, возможного соперника в авиационном мастерстве. Позднее Чкалов в свою очередь отнесся с такой же дружеской приветливостью и теплотой к молодому пилоту Георгию Байдукову, который стал потом участником исторических перелетов. В авиацию Байдуков пришел по путевке комсомола. Подростком он работал кровельщиком, поступил в железнодорожную школу. Настоящее свое призвание Байдуков нашел за штурвалом самолета. Он был талантлив и упорен, у него была верная рабочая хватка, он не искал легких успехов, не боялся трудностей. Когда растущему НИИ понадобились новые летчики-испытатели, военные части послали туда лучших своих пилотов. В их числе был и Георгий Байдуков. С Валерием Чкаловым он встретился ночью, на летном поле института. В обязанности Чкалова входило инструктирование вновь поступающих молодых летчиков – так называемые «вывозные» полеты. Он «вывозил» Байдукова, и тот сразу завоевал симпатию Валерия Павловича своей сообразительностью, смелостью и знанием летного дела. – И откуда ты, Байдук, взялся? Сколько лет ты летаешь? – говорил Чкалов, любуясь смелым полетом новичка. С первого же знакомства он стал называть Байдукова ласково: «Егорушка» или «Байдук». У Чкалова была прекрасная черта, в той или иной степени свойственная всем нашим летчикам, – сильно развитое чувство товарищества. Успеху других летчиков он радовался, как своему собственному. С загоревшимися глазами и теплой улыбкой, смягчавшей резкие черты его характерного лица, Чкалов говорил о полетах Громова, восхищался воздушным мастерством своего друга Анисимова, удачными полетами Георгия Байдукова. Когда же дело доходило до соревнования, пусть с самыми лучшими друзьями, Чкалов всегда стремился быть первым и только первым, не уступать в борьбе, обогнать соперника. В период работы в НИИ Чкалов был молод, он еще не научился сдерживать свои порывы, особенно если наталкивался на серьезное препятствие. Пускать его в воздух вместе с Анисимовым считали рискованным. Они так увлекались, что совсем забывали об опасности. Характерен в этом отношении и первый воздушный «бой» Чкалова с Байдуковым. Вот как описал его сам Георгий Филиппович Байдуков: «…Однажды Валерий Чкалов предложил мне подраться в воздухе. Самолеты наши были различных систем, но это было неважно. Чкалов хотел мне показать лобовые атаки истребителя. Мы поднялись в воздух и разошлись на положенную дистанцию. Когда я развернул самолет в его сторону, Валерий был километрах в двух от меня и шел навстречу. Его мотор слегка дымился. Я смотрел в калематор и изредка стрелял фотопулеметом. С каждой секундой расстояние между мной и Чкаловым сокращалось. Ведь встречные скорости огромны. Вот осталось каких-нибудь пятьсот метров, а мы

Главный конструктор и летчик долго обсуждают полет, продолжавшийся всего лишь несколько минут.

А далее начинается кропотливая, с победами и поражениями работа по доводке и совершенствованию новой машины. От полета к полету программа испытаний усложняется, и летчик должен все время быть начеку и быть готовым к худшему.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов - летчик НИИ ВВС Красной Армии.

Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.

Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.

Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.

Валерий приветствовал товарища:

А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу - привет!

Дрессировщику новых истребителей - почтение! - улыбаясь, ответил Анисимов.

Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:

Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! - и отправился к ангарам завода.

Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.

Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.

Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:

Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.

Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.

Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.

Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя кричал Валерий.

Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.

Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.

После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.

Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.

Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.

А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Авария на «И-15»

Подошла зима. Снежный покров скрыл летное поле. На самолете «И-15» колеса шасси заменили лыжами.

Однажды при полете на максимальной скорости неожиданно оборвался узел крепления переднего амортизатора левой лыжи, и ее носовая часть опустилась вниз. С такой неисправностью при посадке машина могла зацепить грунт вертикально вставшей лыжей, на большой скорости перевернуться через нос и грохнуться на спину, или, как говорят летчики, сделать «капот».

Валерий Чкалов даже не подумал оставить самолет, выпрыгнув с парашютом. Чтобы максимально уменьшить посадочную скорость, Чкалов подвел самолет к земле на большом угле атаки крыла, мотор при этом работал на полной мощности. Машина с задранным носом медленно, вибрируя и вздрагивая, парашютировала, просаживалась вниз. Когда оставалось до земли не больше метра, Чкалов выключил зажигание мотора, самолет плюхнулся на снежную полосу и тут же перевернулся. Но это был не скоростной «капот». Чкалов висел вниз головой и ждал, когда ему помогут освободиться от привязных ремней.

Вскоре летчик выбрался из-под машины и, не обращая внимания ни на Поликарпова, ни на директора завода и врача, обошел вокруг лежавшей вверх пузом машины и, заметив уже вертевшегося здесь механика, хлопнул его по плечу и, смеясь, проокал:

Ну и хороша твоя машина - перевернулась, а ведь целехонькая…

Затем он подошел к Поликарпову и, делая вид, что ничего серьезного не произошло, тихонько сказал главному конструктору:

Не унывай, Николай Николаевич! Растить детей не так просто. Ты уж лучше подумай, как ее теперь-то, не сломав, обратно на ноги поставить.

Поликарпов не выдержал и, обняв Валерия, с дрожью в голосе сказал:

Спасибо великое, Валерий Павлович!

Чкалов добродушно буркнул, садясь в санитарную машину:

Брось ты, дорогуша… Давай чини быстрее, а то ведь нам с тобой еще летать да летать…

Сбежавшиеся со всех сторон люди аплодировали Чкалову и кидали вверх шапки.

Решение Чкалова прежде всего спасти самолет имело огромное значение как для завода, так и для обороны страны.

Поликарпов в короткий срок устранил обнаруженный дефект шасси, и Чкалов быстро закончил все испытания «И-15», после чего его внедрили в серию. Вскоре Николай Николаевич этот тип машины выпустил с более мощным мотором, дав ему название «И-15-бис». Этот истребитель имел максимальную скорость 370 километров в час, потолок около 10 километров, дальность 800 километров. Он был вооружен 4 пулеметами калибра 7,6 миллиметра.

А еще через четыре года этот самолет был досконально модернизирован и получил название «Чайка» («И-153»).

Это был истребитель с убирающимися шасси, он обладал скоростью 443 километра в час. Он строился большой серией и пользовался популярностью у наших летчиков в боях с японской авиацией на Халхин-Голе и в войне с белофиннами. В то время это был самый лучший из когда-либо созданных истребителей-бипланов.

Выпрыгни Чкалов из опытной машины с неисправной лыжей, вряд ли страна получила бы такое грозное оружие, каким оказался «И-15».

Чкалов ведет творческие споры

Продолжая испытания «И-15», Чкалов зорко следил за проектированием, а затем сборкой нового истребителя «И-16».

В декабре 1933 года новый самолет вывели на аэродром. Но все как-то не ладилось - «И-16» подготовили к полету только в канун Нового года.

Дальнейшие испытания по программе также проходили без особых затруднений. Правда, в одном из полетов Чкалов не смог убрать шасси из-за больших физических нагрузок на ручку подъемного механизма. Такое же затруднение испытывал летчик, управляя закрылками.

По замечаниям Чкалова Поликарпов переделал все механизмы уборки и выпуска шасси и закрылков, заменив ручное управление механизированным, с применением пневматических приводов.

После таких доработок испытательные полеты на «И-16» продолжались довольно успешно. Но однажды, при заходе на посадку, Валерий Павлович никак не мог выпустить шасси. С земли видели, что в воздухе происходит что-то неладное, но помочь испытателю ничем не могли.

Анисимов Александр Фролович - невероятно талантливый летчик, непревзойденный испытатель, мастер высшего пилотажа.

На сегодняшний день сведения об этом великом человеке можно найти только в чужих мемуарах, где о нем упоминается вскользь, как об однокурснике и самом близком друге Валерия Чкалова. А ведь именно Александром Анисимовым были выполнены фигуры высшего пилотажа, которые никто еще не смог повторить. И многие эксперты сходятся во мнении, что в летном мастерстве он превосходил Чкалова.

Биография Александра Анисимова

Точная дата рождения Александра неизвестна. Предположительно, 28 ноября 1897 года, по другим данным - 28 июля 1897 года. Но что известно достоверно, так это место рождения: маленькая, ничем не примечательная деревушка Взъезды, каких было много в Новгородской губернии.

С техникой Александр Анисимов был знаком, можно сказать, с детства. В 1912 году, будучи пятнадцатилетним мальчиком, Саша закончил обучение в Новгородском четырехклассном городском училище, после чего трудился шофером - механиком до призыва в армию.

Первая Мировая война

Александр Анисимов в 1914 году был призван в армию России. И так совпало, что 28 июля (одна из предполагаемых дат рождения) 1914 года грянула Первая Мировая война.

Молодой человек, оказавшись вовлеченным в ход военных действий, занимался обслуживанием самолетов.

Профессия Александра оказалась востребованной, и в 1915 году он оканчивает моторный класс в городе Петрограде при Политехническом институте. После учебы Анисимов получает должность моториста 4-го истребительного отряда и звание старшего унтер-офицера.

В ходе Первой Мировой войны большое количество пилотов во время боевых действий погибало в воздухе. Царское правительство приняло решение о необходимости пополнения кадров путем обучения наиболее талантливых и перспективных солдат. Среди них оказался и Александр Анисимов, ставший курсантом Гатчинской авиашколы.

Перед парнем открылись все возможности для дальнейшего развития карьеры военного летчика. Но ход истории внес свои коррективы в биографию Александра.

Гражданская война

В 1917 году, движимый своими убеждениями, выходец из крестьянской семьи Александр Анисимов принял активное участие в октябрьской революции, а в 1918 году вступил в ряды Красной Армии.

И в жизни парня началось новое испытание - Гражданская война.

В 1918 - 1919 годах Анисимов выполнял обязанности старшего авиамоториста и воевал сначала на Восточном фронте против частей Чехословацкого корпуса, а затем - на Западном, против войск Юденича и поляков.

Путь в небо

После окончания Гражданской войны пришло время, наконец, осуществить свою давнюю мечту - стать летчиком. Для этого было необходимо получить соответствующее образование.

Александр Анисимов поступает в Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, которую в 1922 году успешно оканчивает. Потом парень в 1923 году был переведен в высшую авиационную школу летчиков в Качине, а затем - в Москву и, наконец, завершающим этапом обучения стала в 1924 году авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

Служебная биография

После окончания учебы молодой летчик Александр Анисимов проходил службу в авиационно-истребительных частях ВВС. Первым местом работы стала третья Киевская истребительная эскадрилья. На сегодняшний день сохранились архивы, в которых имеется описание профессиональных навыков Александра, характеризующих его высокие достижения в качестве летчика-истребителя.

В 1928 году Александр Анисимов был переведен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. А уже через три года, в 1931 году, он получил повышение и стал командиром своего отряда.

Выдающийся летчик-испытатель Александр Анисимов работал со множеством разных самолетов, среди них истребители И-4 и И-5. А на испытаниях ставшего уже легендарным "Звена-1" он принял участие в качестве пилота на истребителе И-4 в первом полете.

С 1933 года в служебной биографии летчика Александра Анисимова произошли перемены. Его перевели на работу в Остехбюро П. И. Гроховского, где он произвел еще несколько важных испытаний.

Трагическая гибель

К сожалению, служба на новом месте продлилась не долго. 11 октября 1933 года Александра Анисимова не стало. Летчик погиб не во время испытаний очередного самолета, а по нелепой случайности, оборвавшей жизнь великого мастера своего дела.

На кинопленку снимали учебный видеоматериал для летчиков-истребителей. Анисимов демонстрировал фигуры высшего пилотажа, которые применяются в бою. Он производил полет на истребителе И-5.

Все трюки нужно было сделать так, чтобы киноаппарат четко зафиксировал происходящее, поэтому высота должна была быть предельно низкой.

Чкалов, который присутствовал при этих событиях, видел, как Анисимов четко вышел из пике и принялся за выполнение полупетли. В верхней точке необходимо было вернуть самолет из перевернутого состояния в нормальное положение, чтобы фигура иммельман была завершена. Но на самой высшей точке самолет так и остался перевернутым, после чего начал падать. Чкалов бежал к другу, ничего не понимая и не осознавая происходящего. Он кричал, пытался помочь советами, но самолет так и рухнул колесами вверх.

После проведенного расследования была выявлена причина: неисправность самолета. Педаль управления рулем поворота не выдержала и переломилась. Другого способа перевернуть самолет на низкой высоте не было.

Анисимов при жизни ни с кем не делился секретами своих трюков, по этой причине многие его описывали как человека злобного и себялюбивого. Но друзья восхищались его тягой к новым знаниям в технике и работоспособностью.

К сожалению, сведения о семье этого великого человека не сохранились, так как работа для Александра Анисимова была всегда на первом месте.