В небе родился в земле. Казачьи загадки о явлениях природы. Один костер весь мир согреет

Казачьи загадки о явлениях природы. Без рук, без ног, а двери открывает. С неба падаю, в землю врезаюсь Взрослым- прохлада, а детям я – отрада. Поднялись ворота- всему миру красота Есть на свете конь: хоть топнуть, хоть заржать- всему свету не сдержать! В небе родился, в земле схоронился. (Снег). (Ветер). (Молния). (Радуга). (Гром). (Дождь).

Слайд 21 из презентации «Явления природы» . Размер архива с презентацией 1771 КБ.

Окружающий мир 1 класс

краткое содержание других презентаций

«Игра «Живое-неживое»» - Ползун ползёт, иглы везёт. Признаки живой и неживой природы. В лесу на одной ножке выросла лепёшка. На шесте дворец, во дворце певец. Любите природу. Игра «Живое-неживое». На всех садится, никого не боится. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо. Без рук, без ног, а бежит. Живая природа. Окружающий мир- живая и неживая природа. Луна. Фёдор Тютчев. В воде под мостиком виляет хвостиком. Дышит, растёт, а ходить не может.

«Путешествие по Москве» - Кремль Московский. Начало Москвы. Третьяковская галерея. Благовещенский собор. Храм Василия Блаженного. Век прошел. Соборная площадь. Новодевичий монастырь. Москва. Урок по курсу окружающий мир 1 класс. Успенский собор. Оружейная палата. Царь-колокол. Красная площадь. Государственный центр Москвы. Храм Христа Спасителя. Архангельский собор.

«Детям о насекомых» - Окончание. Насекомые - это животные, у которых 6 ног. Охранять природу – значит охранять Родину. Части растений. Насекомые. Животные. Кого можно назвать животными. Жизненный цикл бабочки. Берегите насекомых. Кто такие насекомые.

«Производство хлеба» - На широкие долины вышли новые машины. Зерно пшеницы. Маленький росточек пшеницы. Зерно перетирают - мелят и получают муку. Человек привык трудиться. За лесами, за лугами раздаётся в поле гром. Хлебобулочные изделия. Как хлеб появился в магазине. Состав теста. Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами- комбайнами. Венок колосьев золотых- дело тяжелое рук трудовых. Цели. Путешествие колобка.

«Игра про животных» - Назови маму. Назови признаки животных. Просмотр мультфильма. Кто осенью холодной ходит злой, голодный. Что вы можете рассказать про этих птиц. Задание «Одень меня». Приветствие команд. Животный мир. Конкурс «Эмпатия». Какие сказки о животных вы знаете. Конкурс капитанов. Загадки о животных. Физминутка.

«Класс Насекомые» - Насекомые-рекордсмены. Насекомые. Знания. Факты о насекомых. Кто такие насекомые. Кого можно назвать животными. Для чего нам насекомые. Жуки и бабочки. Термитник. Насекомые - это животные. Животные. Берегите насекомых. Огромное солнце.

Фольклорный праздник для учащихся, родителей, гостей.

Цели:

Формировать осознанное патриотическое чувство, основываясь на понимании тех духовных ценностей, которые заложены в традиционной народной культуре;

Прививать желание знать и использовать русский фольклор;

Воспитывать у детей любовь и уважение к народному творчеству, народным традициям.

Прогнозируемый результат: через знание и понимание истории культуры русских обычаев и традиций, пробуждать в сердцах младших школьников чувство любви к Отечеству.

От всех дверей,

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Открываю ворота,

Выходи, кому охота!

Ведущий: Приветствуем, Вас, добрые люди! Добро пожаловать, гости дорогие!

Просим в курень! Красному гостю – почётное место!

Будьте как дома, присаживайтесь!

Милости просим!

Радостно мне, что собрались вы все вместе.

Только вот скажите, по какой причине?

Дети: А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

1.Ой, над Доном туманы плывут

Ой, над Доном заря занимается

Где-то в поле казачки от счастья поют

И Донская волна откликаетс

Хутор на Дону – это маленький организм, где все друг с другом связаны. Старшее поколение старается передать молодёжи все традиции и обычаи прадедов, казачьи песни, танцы, способы изготовления народной одежды. Как же называются некоторые элементы женской и мужской казачьей одежды?

Женская одежда: кубелёк – платье в талию с узкими рукавами; ичиги – узорные расписные сапоги из мягкой разноцветной кожи; фальшонка – шёлковая чёрная кружевная косынка.

Мужская одежда: шаровары – штаны; рубаха – двух видов – русская и бешмет; сапоги; пояс.

2. Родная степь… Бескрайние просторы.

Кузнечики куют как ковали.

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

3. Тебя люблю, родимый край…

И тихих вод твоих осоку,

И серебро песчаных кос,

Плач чибиса в круге зелёной,

Песнь хороводов на заре,

И в праздник шум станичного майдана,

И старый милый Дон не променяю ни на что.

4. В родной степи шумят моря и реки

Цветут сады, колышутся поля

Очаровала ты меня навеки

Моя Донщина, родина моя!

Удивительное это растение – ковыль. Не ест его скот, не клюют его семена птицы, не нужно оно вроде бы и человеку. Поётся о нём в грустных песнях про расставания да невозвратимые потери-утраты.

А сейчас послушайте историю о цветке, который вы все видели и знаете.

Сценка

Батый: Брата? А муж?

Овдотья: Замуж выйду – муж будет; будет муж – свёкор будет; муж будет – сын родится; а сын у свёкра родится – деверем мне будет. А брата мне уж нигде не взять – родителей моих сжёг ты…

Батый: Иди по моей Орде, доколе цветок не увянет, и тех из своей родни, кого сыскать успеешь, бери без выкупа.

Автор: И пошла она по его Орде… Не ведал Батый, что русская женщина сможет волшебную силу цветку передать. Собрали её ладони воедино и любовь великую, и печаль грозную, и гнев неукротимый, чтоб не дать увянуть цветку. Долго бродила Овдотья по Орде и многих русичей тогда от смерти спасла. Жил заветный цветок и ещё красивее стал. С той поры и называют его бессмертником.

6. И прадеды мои, и сверстники,

И в наши дни, и в старину

Цветок бесхитростный

Бессмертником с любовью

Звали на Дону.

Ведущий:

Над дымом ковыля чубатого,

Как искорку, как уголёк,

Своё соцветие розоватое

Взметает в мае стебелёк.

А хмурою порой осеннею

По горницам казачьих хат

В букетах он, как при цветении,

Хранит свой скромный аромат.

7. Эх, сторонушка донская,

Сердцу ты всегда мила.

Где б я ни был в дальних странах,

Вспоминал твои поля.

Мне знакома даль степная,

Воды Чира и Донца,

Я всегда свой край узнаю

По дыханью чабреца.

Ведущий: А вот ещё одна легенда о родной степи, о её незабываемом запахе, который будит в душе казака любовь к своей родной земле.

Пожухнет глубокой осенью трава в степи, укроет её до самого окаёма густым и липким туманом, а он чабрец, по-прежнему пахнет горько, и звонко, и радостно. Старые казаки рассказывают, что уехал как-то один казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо, сердце… Послали за ним станичника6 «Расскажи ему, как стали красивы наши девушки». Выслушал, головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего – с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу. Было ли, не было так… Горько пахнет чабрец, и не спутаешь его ни с какой другой травой. В нём вся степь раздольная и луг многотравный – словом, весь край родной.

8. Казаки, казаки!

Кто сказал, что отныне

Наше время ушло,

Как вода сквозь песок?

Наша вера жива,

И Россия едина –

Всё связалось навеки

В тугой узелок.

Ведущий: А теперь время пришло хлопцев и девчат испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовьсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все загадки!

1. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

2. Над домом висит полбуханки хлебаю (Луна)

3. На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (Снег весной)

4. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

5. Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (Кот)

6. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)

7. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето. (Дерево)

8. Стоит старушка на грядках, вся замотана в платках. (Капуста)

9. Отгадай – ка, что это: из под земли вылезает, одетым в жаркую баню идёт, а после бани его раздевают. (Картофель)

10. Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Вёдра и коромысло)

Ведущий: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

1. Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке –

Просто в кислом молоке!

2. Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!

3. Речка Дон у нас красива

Чистая до донышка.

А улыбки у девчат –

Яркие, как солнышки!.

4. Щука плавает в Дону,

Спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок.

Выйдет шёлковый платок!

5. Закудахтал пёс Барбос:

В конуре яичко снёс…

В марте стаял снег и лёд –

Это к нам зима идёт!

6. Ой. ребята. Та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе – воронок.

7. Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр, карр да карр –

Вот устроили базар!

8. Вот вернулся селезень –

На замок закрыт курень.

Пришёл Петя-кочеток

И ключом открыл замок.

Ведущий: Донской край богат своими говорами и диалектами. Многие из старых казачьих слов перешли к нам в современный язык. Сейчас я буду называть вам старые казачьи слова, а вы объясните их значение:

Батя – отец

Курень – изба, дом

Завеска – фартук

Нехай – пусть

Чувяки – тапочки

Вечерять – ужинать

Хворать – болеть

Кочет – петух

Квёлый – грустный

Буханка – булка

Гутарить – говорить

Цибарка – ведро.

9. Хочу, чтоб небо было – на века.

Хочу, чтоб солнце каждый день всходило,

Хочу, чтобы мне сердце молодила

Журчащая вода из родника.

10. Хочу, чтобы орёл взлетел туда,

Где гром рокочет – с молнией обвенчан.

11. Прошу, поверьте сердцу моему,

Нет ничего почётней в жизни

Всегда душой любить свою страну

Везде служить своей Отчизне.

13. Весенние воды Тихого Дона

В мерцанье ночи золотятся огнём

Душевный восторг колокольного звона

Обжигает нутро волшебным питьём.

Ведущий: У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край, который дарит ему радость, питает душу, даёт силы. Наша малая родина – это посёлок Виноградный, наша родная школа.

14. Я люблю наш хутор Виноградный

Это чудное сияние зари

Что с рожденья дня растает

Утоли мои печали! Утоли!

15. Я люблю наш хутор Виноградный

Мы здесь счастье в жизни обрели.

За любовь нас строго не суди

И, как мы, казачий край люби!

Ведущий: Давно повелось на Дону, что в горе и в праздник семья пела песни. Песня помогала в работе, и в труде, и в праздники, и в будни.

Казачья песня «Как за Доном, за рекой…»

Игра

Дома ль Марья?

Девочки отвечают из- за домика, затем выходят.

1 девочка. -Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Дарья?

2 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль Акулина?

3 девочка. Туточки я, туточки!

Ведущий. Дома ль душенька - Танюшенька?

4 девочка. Туточки я, туточки!

Девочки выходят из-за домика, 4 девочка с прялкой садится на завалинку

4 девочка. Сяду ль я молоденька, на лавку, да под белую березку. Буду прясть да попрядывать, на подруженек поглядывать.

Рассказчики потешек.

Вставай, Дуняша, уже день занимается!

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дуняша, петушок поёт!

Пусть поёт! Петушок маленький, ему и ночь долга!

Вставай, Дуняша. Уже солнышко восходит!

Пусть восходит, ему далеко бежать нужно!

Вставай, Дуняша, каша готова!

А я уж, матушка, за столом сижу!

Белый рыжего спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не замазкой,

Я на солнышке лежал, кверху бороду держал.

Сынок, сходи за водицей на речку.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Что ж раз мать велит - надо идти.

Стучит, брынчит по улице, Фома едет на курице,

Тимошка на кошке,

Туды же по дорожке.

Куды Фома едешь,

Куды погоняешь?

Сено косить.

На что тебе сено?

Коровок кормить.

На что тебе коровы?

Молока доить.

На что тебе молоко?

Ребяток поить.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Что такой весёлый?

Рукавицы искал.

Нашёл?

Нашёл.

Где ж они были?

За поясом заткнуты!

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он не идёт.

Так сам иди.

Да он меня не пускает.

Тит, иди молотить!

Живот болит!

Тит, иди кисель хлебать!

Где моя большая ложка?!

Девочки-частушницы (поют частушки) .

Вам спою сейчас, подружки,

Я капустные частушки.

Я хотя и маленька,

Да зато удаленька!

Топну ножкой да другой -

Раззадорю люд честной!

А когда плясать пойду -

Всех с собою уведу!

На мне новеньки сапожки

И платочек аленький,

А ещё купить серёжки

Обещала маменька.

Мне работать не впервой,

Я ведь девка с головой:

Всем в работе пособлю -

Вам частушки пропою!

Ах, ты, Тима, Тимофей,

Не жалей своих лаптей,

Ты нам, дружка, попляши.

Нас, девчонок, посмеши!

Эх, топни, нога,

Разгуляйся, друга!

Враз душа сама запела

У меня, у паренька!

Любим кушать мы малину,

Да за ней мудрёно лезть.

Мы пришли к вам чин по чину

Пироги с капустой есть!

Вам пропели мы, подружки,

Развесёлые частушки.

Пели мы, старалися,

А вы нам улыбалися!

Хозяйка.

Поиграли, поплясали,

Много нового узнали,

Мне, Хозяйке, помогли.

Славно время провели!

Некому скучать в углах

На капустных вечерах.

А теперича - конец -

Делу славному венец.

Всех вас я благодарю,

На прощанье одарю.

Гости милы-дороги

Станут кушать пироги!

Пироги капустные,

Сытные и вкусные.

Всем поклон мой и наказ:

Жду вас в следующий раз.


Узоры - это не просто украшения. Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ. Пословица: живут четыре царя - который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут.

Узоры - это не просто украшения.

Они говорят о главных элементах - природных стихиях, из которых состоит мир: ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ.

Пословица: живут четыре царя - который умрет из них, то все за ним в могилу пойдут.

Небесные знаки.

- Ложкой краски весь мир красит

- Один костер весь мир согреет

Взглянешь - заплачешь, а краше его на свете нет.

Знаки КРУГА, КОЛЕСА, РОЗЕТКИ с лепестками могли обозначать небо и небесный огонь.

Девять вороных коней

Гонит Гром в ночное:

Мчатся кони табуном,

Ходит небо ходуном. (гроза, молния, гром)

Небесный огонь - молния. У многих народов есть сказание о боге грозы, громовержце. Знак его - это колесо с шестью спицами.

У меня есть буйволица: где ложится, там травы не родится. Что даешь, съедает, от воды умирает.

Земные знаки.

Загадка: два быка бодутся, вместе не сойдутся. (небо и земля).

Земные знаки - это квадрат, прямоугольник, ромб с крестом, решеточкой, точкой внутри.

Число 4 почитается у многих народов.

Вода небесная, земная и подземная.

В небе родился, в земле схоронился.

Шел долговяз в землю увяз.

Между гор, между дол бежит белый конь.

Вода может обозначаться змейкой, черточками.

Воздух, дыхание, душа.

Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет. (воздух)

У слов ВОЗДУХ, ДЫХАНИЕ, ДУША, ДУХ - общий корень. Древний образ ДУХА И ДУШИ - ПТИЦА.

Мировое дерево.

Мировое дерево соединяет три яруса мира.

Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе.

Стоит н мосту яблоня, у ней цвет во весь белый свет (солнце)

Вечером цветут, утром вянут. (звезды)

Нижний мир - Это обиталище змея, повелителя подземного царства и воды.

Верхний мир -Это небо. Там царство света, солнца, небесных вод. Часто вверху на дереве - птица. Это солнце на самой вершине неба.

Средний мир - Это земля. На ней живут люди и животные. Середина мирового дерева - это место встречи человека со Вселенной, с природой вокруг нас. Человек внутри, в центре мира. Но человек - это всего лишь часть большого целого!

Люди считали, что знаки природных стихий защищают от злых сил, поэтому изображали их на домашней утвари, на одеже, в доме.

РУБАХА

Рубаха - самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Ее носили мужчины, женщины, дети.

Множество обычаев, поверий и обрядов связано с рубахой, с ее изготовлением и ношением. Родился человек. Первые минуты, часы, дни его пребывания в незнакомом ему мире сопровождались многочисленными ритуалами. Они исполнялись для того, чтобы обеспечить новому человеку здоровье, приобщить его к миру людей, определить его жизненный путь.

Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтобы ребенок был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его". Завертывание ребенка в рубаху отца - общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не полагалось: "тогда смоешь силу и любовь отца". Одежда мужа и отца имела охранительную символику.

Одежда вообще, в народном представлении, теснейшим образом связана с ее носителем и отождествляется с ним. Заворачивание ребенка в отцовскую рубаху означало принятие ребенка отцом. Ребенок становился продолжением не только матери, но и отца, его частью. А старые поношенные вещи воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к другому.

Через шесть недель после рождения ребенка его крестная мать приносила ребенку в подарок рубашечку, крестик и поясок. Крестильная пеленка особо украшалась. В некоторых местах ею служила венчальная рубаха отца. После крещения крестная мать впервые подпоясывала ребенка, с этого момента он носил пояс. В московской губернии обряд первого опоясывания совершается лишь через год после рождения ребенка; при этом крестная ставит своего крестника к печному столбу и говорит, одевая ему пояс: "будь здоров и толстой, как столб печной!"

Подросшие дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах, перешедших от старших сестер и братьев, или перешитые из старых вещей родителей.

В ряде мест в 6-8 лет мальчику надевали штаны, а девочке юбку. Во многих областях детям вообще не полагалось одежды из новой материи. Девочка до совершеннолетия могла ходить в одной рубахе с поясом и лишь в праздники на нее надевали сарафан или рубаху поновее.

Итак, основой народного костюма является рубаха. У мужчин она имела длину до колен или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но могла быть до пят, либо напротив, короткой - до пояса. Любая рубаха обязательно подпоясывалась. Декор обычно располагался вокруг горловины, разреза не груди, у линии соединения рукава с проймой (плечом), рукав сверху, по низу рубахи и низу рукавов.

Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, т. е. вторая сущность человека, то на ней оформлялись, естественно, детали, призванные защищать определенные части тела человека. Именно на этих частях одеяния фиксировались самые важные и знаковые орнаменты-обереги: прежде всего - ворот, на шее крепится голова и шею нужно оберегать. Далее плечи, так как отсюда начинается главный рабочий орган - руки. Орнаменты располагались на груди: у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род. И наконец, тщательно оформлялся подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем больше репродуктивная функция одетой в нее женщины. Можно предположить, что украшая подол рубахи женщина рассчитывала, прикасаясь подолом к земле и травам, передать им силу плодородия, таящуюся в закодированных орнаментах вышивки и ткачества. Процесс этот, вероятно, мыслился как обратимый, т.е. и женщина в свою очередь через такие орнаменты при соприкосновении их с землей и травами обретала большую репродуктивную силу.

Региональные особенности в конструировании женской рубахи.

В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.

Женские рубахи Рязанской, Тульской, Калужской губернии состояли из 3-4-х полотнищ, швы соединения полотнищ располагались по бокам и спереди. Здесь были распространены рубахи туникообразные, с прямыми и косыми поликами. Стан туникообразных рубах состоял их трех цельных полотнищ.

Центральное полотнище перегибалось посередине по утку, образуя линию плеча. По линии сгиба делался разрез или вырез для надевания рубахи через голову. К боковым сторонам присоединяли по одному полотнищу. Рукава цельными полотнищами присоединялись по прямой линии к верхней части центрального (перегнутого) полотнища (рукава - в прямую пройму). Вызывает интерес конструктивное решение рукавов: от полотнищ для рукавов внизу отрезали треугольники, которые затем присоединяли к верхним частям рукавов, расширяя, таким образом, рукава под мышкой и образуя при этом ластовицы.

Рубахи с прямыми поликами были распространены в 19 в. в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. Изготовляли их из четырех полотнищ холста (два спереди, два сзади), присборенных вокруг горловины. Рукава состояли из цельных полотнищ и дополнялись ластовицами. Иногда рукава делались широкими, присборенными у запястья и завершались манжетой. Подол рубахи декорировался своеобразным тканым узором, позднее - вышивкой крестом. В девичьих рубахах расшивался весь подол (вокруг), в женской рубахе только спереди, т.к. по бокам и сзади рубаха закрывалась поневой. Низ рубах у пожилых женщин не украшался вообще.

В Тульской и Рязанской областях бытовали рубахи с косыми поликами. Различались рубахи по месту присоединения полика: косой полик вставлялся в разрезы полотнища (более старинный вариант) или между двумя полотнищами.

В Тульской Губернии бытовали рубахи из трех полотнищ белого холста с прямыми поликами из красного ситца с цветочным орнаментом. Рукава таких рубах были прямыми, состояли из полутора полотнищ, их присбаривали у запястья, завершая сборкой из красного ситца с цветочным орнаментом. Сборка вокруг горловины закреплялась присоединенной оборкой из ситца. Из такой же фабричной ткани делались квадратные ластовицы.

Мужская рубаха и ее особенности.

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.

2. С прямыми поликами.

3. С узкими нашивками на плечах.

4. На кокетке.

Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя. Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

С прямыми цельными бочками;

со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);

с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);

с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);

"колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;

туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;

Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;

Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;

Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;

Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

Чьи шаги всю ночь я слышу?
Я теперь усну едва ли,
Может, кошек подковали?

Мы предлагаем Вам вместе с детьми впитать немного народной мудрости, используя в играх загадкипро дождь. Это не только забавная игра, но и развитие речи ребенка, проявление эрудиции, и просто замечательное времяпровождение дома и на улице.

Более того, загадки вдохновляют ребенка на новые открытия, заряжая его позитивной энергией.

М ы его просим, мы его ждём,
А как он придет - мы прятаться начнём.

Кто всю ночь по крышам бьёт
Да постукивает, да бормочет,
Песни нам поёт,
Убаюкивает?

Он пойдёт, мы побежим,
Он догоняет все равно!
Мы в дом укрыться поспешим,
Стучать он будет к нам в окно,
И стук по крыше, тук-тук-тук!
Нет, не впустим, тебя друг!

Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

Без пути и без дороги
Идёт самый длинноногий,
В тучках прячется, во мгле,
Только ноги на земле.

Шумит он в рощах и в саду,
Но в дом не попадёт.
И гулять я не пойду,
Пока он не пройдёт.

Не пешеход он, а идёт.
Намокли люди у ворот.
Дворник ловит его в кадку.
Ну что, трудная загадка?

Идёт он по земле без ног,
Без рук он в дом стучится.
Его не пустим на порог,
Чтоб не намочиться.

Из тучки, как из решета,
Капля за каплей - капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Скажи, что это за водичка?

Без рук он и без ног,
Под окном стучится,
К нам в избу просится

Он, как будто гость постылый,
Грустный, не подаст он руку,
Он в окно стучит уныло,
На ребят наводит скуку!
Только жалобы и вздохи,
Только слезы льет наш гость.
Кто роняет эти "охи"
За окном? Осенний...

Конечно же, дождь.

Кто из нас не улыбался, наблюдая, как маленькие первооткрыватели в резиновых сапожках испытывает глубину лужи, порой подпрыгивая в ней, поднимая волну. Или как маленькие модницы урывают локоны под своими детскими зонтиками.

Загадки активно используются педагогами и воспитателями, т.к. малышам они интересны. Детки в садиках и начальных школах тянут ручки, чтобы предложить ответ на загадку первым.

Из тёмных кораблей капает,
И цветы каплями умывает.

Долог, да тонок, а сядет - в траве не виден.

Что всегда опускается и никогда не поднимается?

Меня ждут, никак не дождутся,
А как приметят — все разбегутся.

Дробно, крупно зачастило,
Да всю землю напоило.

С неба он пришёл,
И в землю ушёл.

Частенько меня просят, ждут,
А только появлюсь - так прятаться начнут.

Тонкий и высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч - он вождь,
Ты ведь знаешь, это - ...

Не идёт он и не скачет,
Он плывёт и шумно плачет.

Не удержались в сите
Серебряные нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучку к полю.

Посмотрю, я в окошко -
Идет длинный Антошка.

Он длиннющий и большущий.

Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.

Кто не плачет,
А слёзы текут?

Живет он в небе,
Как гулять пойдет -
Ноги на землю спустит.

Он в небе родился,
А в земле схоронился.

Надеемся, что загадки про дождь помогут Вам развивать познавательные способности малыша в игровой форме.

«Князь Владимир» - Походы Владимира Святославовича Архитектура периода крещения Руси. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Князь Владимир. Укрепление княжеской власти; Укрепление международного авторитета Киевской Руси; Христиане и язычники. Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

«Мономах» - Ослепление князя Василька Ростиславича. Василий Великий. Подавайте сироте. Походы. Долобский съезд князей. Шапка Мономаха. Князья. Молитвой человек побеждает дьявола. Мозаика Св.Софии. Свидетели и свидетельства. Православная культура. Мономах. Как изучают родную историю. Прозвище Мономах. Старых чтите.

«Первые киевские князья» - Князь Святослав (957 – 972 гг.). Княгиня Ольга(945 – 957 гг.). Почему Святослав решил город Переяславец сделать столицей. Какие выводы можно сделать. Полюдье. Закрепление. Древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. Реформы Ольги. Восточное направление походов.

«Мономах Владимир» - Красный-не понравился. О православной религии. Выводы: Устаревшие слова. Что писал Мономах о православной религии и о христианских заповедях? Мы приветствуем дружественные племена восточных славян!!! Физкультминутка. В.Мономах вошёл в историю России как выдающийся исторический деятель. Что нового узнали о самом князе Владимире Мономахе?

«Князья на Руси» - Итоги правления первых русских князей. 882. Установление влияния на пути «из варяг в греки». 962 – 972. 945. Киевская Русь. Игорь Рюрикович (Старый) - великий князь киевский, сын Олега. Олег 882- 912 гг. Деятельность: Олег (Вещий)- князь новгородский и (с 882) киевский. Первые русские князья. Владимир 956-1015гг.

«Игорь Олег Ольга» - Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян. Образование и расширение границ государства Русь. Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское). Усвоить организацию власти князя над покоренными племенами. Основные направления походов первых киевских князей: Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга?

Всего в теме 40 презентаций