Репортаж о поднятии танка кв 1. Рвпоо "наследие" немецкий танк pzkpfw iii

В Ленинградской области со дна реки подняли знаменитый танк КВ - один из тех, что в 1941 году участвовали в ожесточённых боях на "Невском пятачке". Обнаружили его ещё весной, но на подготовку сложнейшей операции ушло несколько месяцев. Боевую машину, которую фашисты боялись как огня, теперь ждёт реставрация.

Самая кропотливая и опасная часть работы - погружение. В темную ледяную Неву водолазам пришлось опускаться несколько раз, чтобы закрепить под корпусом танка металлические тросы, с помощью которых боевую машину поднимут наверх.

"Сложностей здесь много. Во-первых, внезапно разыгравшийся ветер с правого берега. Во-вторых, очень сильное и неприятное течение", - говорит руководитель операции по подъему танка Андрей Шпигель.

Глубина русла в этом месте - 15 метров. Судоходный фарватер. Как здесь оказался пятидесятитонный танк, сегодня можно лишь предполагать.

Осенью 1941 года за участок земли, прозванный Невским пятачком, и разворачивались одни из самых жестоких боев Великой Отечественной. Оружие, в том числе и танки, на плотах перевозили с одного берега реки на другой. Плот, на котором находился найденный поисковиками КВ, был уничтожен, видимо, едва отойдя от берега.

Чтобы поднять затонувшую машину, пришлось вызывать плавучий кран из Калининграда. Вытащить на берег на буксире оказалось невозможно. Это пытались сделать еще в июне, когда танк только обнаружили.

"Танк, занесенный песком, перевернутый кверху гусеницами, - рассказывает поисковик-спасатель Валентин Рыбаков. - Там под водой сложно разглядеть что-то".

Первая попытка подъема оказалась неудачной. Слишком опасно натянулись тросы. Лишь через восемь часов на поверхности воды показалась одна гусеница. Танк перевернулся во время подъема набок и чтобы поставить его прямо, пришлось буксировать к ближайшей мели и только потом на берег. Первыми к корпусу пустили саперов. Мины и снаряды внутри и спустя десятилетия могут быть опасны.

За 70 лет под водой броня покрылась песком и илом. Металл проржавел, двигатель уничтожен, орудия нет. Специалисты говорят, что узнать всю историю этой боевой машины и ее экипажа будет невероятно трудно.

И все же реставраторы уверены: корпус они почистят, двигатель починят, орудие заменят.

КВ-1 – "Клим Ворошилов" - легендарный танк времен начала Великой Отечественной. Именно на таком в августе 1941 года экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова на подступах к Ленинграду всего за один бой уничтожил 22 немецких танка и еще два орудия. За невероятную живучесть немцы прозвали КВ "призраком".

"Он был построен на Кировском заводе. Его дети строили, поэтому и нужно передать эту память подрастающему поколению. И когда они увидят, как он заведется, как он поедет, а еще мы им дадим возможность сесть и потрогать. Это словами не передать", - говорит директор музея Битвы за Ленинград Олег Титберия.

Полностью восстановить боевую машину обещают через год. Сегодня во всем мире сохранилось лишь десять таких КВ. Этот станет одиннадцатым.

June 19th, 2014

Компания Wargaming сегодня сообщила об успешном завершении второго этапа кампании по поднятию и реконструкции советского танка КВ-1 — машину подняли со дна реки Дон и транспортировали на берег.


Восстановление легендарного танка проходит в рамках программы «Помним всё» и является совместной инициативой Wargaming, Бронетанкового музея в Кубинке и администрации Верхнемамонского района Воронежской области.

«Реставрация КВ-1 — значимый проект в рамках « Помним всё » и еще один шаг на пути к созданию в Кубинке уникальной коллекции бронетехники, — сказал глава издательского подразделения Wargaming Андрей Яранцев. — Мы рады, что проект вызвал такой живой интерес у любителей военной техники, местных жителей и поклонников World of Tanks».

Подготовка к подъему КВ-1 началась в конце 2013 года, но из-за сложного рельефа дна и неблагоприятных погодных условий мероприятия было решено отложить до весны. Работы по поднятию машины стартовали 29 мая и продлились больше недели. Танк подняли со дна специалисты Национального аварийно-спасательного агентства при содействии местных жителей. У спасенной машины нет башни, правой гусеницы и всего правого борта, которые до сих пор остаются на дне реки. После их подъема танк будет перевезен в Острогожскую военную часть для реставрации. Восстановленная машина будет передана в Центральный музей бронетанкового вооружения и техники Министерства обороны РФ в Кубинке.

Для опытных специалистов агентства это был пятьдесят пятый, самый сложный подъём техники. Трудности создавали жара, сильное течение и нулевая видимость под водой. Кроме того, танк оказался зажат между опорами старой переправы. КВ-1, покрытый метровым слоем ила, четыре дня тянули специально сконструированной лебёдкой — сначала 60 метров под водой, потом 20 метров по суше.

У поднятого на берег КВ-1 недоставало башни, правой гусеницы и всего правого борта — их ещё предстоит извлечь из реки.
После завершения операции по подъёму танк доставят в Острогожскую военную часть, где его ждёт реставрация.
Затем КВ-1 отправят в Бронетанковый музей в Кубинке.

Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке

11 августа 2002 года команда аквалангистов ОТКРЫТОЕ МОРЕ совместно с поисковым отрядом МГА, обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1, который при штурме Невского Пятачка советскими войсками осенью 1941 года не смог завершить переправу и затонул, уйдя под воду с простреленного понтона. Фильм Андрея Герасименко.


Подъём со дна реки Невы танков КВ-1 (тот же что и выше) и Т-38 , обнаруженных в районе "Невского пятачка".

Поднятие танка Т-34-76 из Черного озера в Косино

Подъём танка "Sherman М4А2 (США) Черкасская область.

Тягач «Ста́линец-65»

В ходе поисковых экспедиций АНО ПК "Арьергард" был найден и поднят в деревне Белодедово Западнодвинского района Тверской области (сентябрь 2012 года), а после восстановлен и поставлен на ход в реставрационной мастерской уникальный тягач «Ста́линец-65». Уникальность данной модели заключается в наличии кабины.


Бронеколпак "краб"

В 2008 году в городе Новодружевск во дворе частного дома был обнаружен закопанный в землю пулемётный бронеколпак «Краб» немецкого производства. Со слов местных жителей во время войны в данном месте жилых домов не было, а проходила линия немецкой обороны. Рядом с раскопанным бронеколпаком был также обнаружен железобетонный немецкий бункер размером 3 х 3 метра и высотой 1,8 м. В центре бункера находится колодец с питьевой водой.


Подъем останков трофейного танка КВ-2

Подъем танка Т-34/76 Черкасская область. Затонул 07.01.1944 г. в р.Гнилой Тикич

Подъем именного советского танка Т-34-76 "Смелый"

7 мая 2009 года Поисковым Клубом "Арьергард" в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 "Смелый". По архивам, этот танк отправился на фронт прямо с парада на Красной площади в Москве...


Подъем советского танка Т-34-76 "Снайпер"

Подъем танка времен Второй мировой войны в Новосокольническом районе, Псковской области в 2003 году. Подъем был произведен для музея в Кубинке Поисковым отрядом "Высота", руководителем которого является Андрей Забелин.


Подъем советского танка КВ-1 со дна Невы

16 ноября 2011 года из реки Нева, г. Санкт-Петербург при помощи плавкрана был поднят советский танк КВ-1. Поисковый Клуб "Арьергард" передал поднятый танк Санкт-Петербургскому Музею "Битва за Ленинград".


Подъем немецкой САУ StuG-40

В результате успешной поисковой экспедиции Поискового Клуба "Арьергард" в апреле 2002 года в Псковской области, город Великие Луки была найдена и поднята немецкая Самоходная артиллерийская установка StuG-40.


Подъем советского танка Т-34 "Доватор"

В Псковской области, Великолукском районе, в деревне Бор-Лазава, Поисковым Клубом был поднят именной советский танк Т-34 - Доватор.


Подъем советского танка Т-70

Поисковым клубом 20 сентября 2001 года в Великолукском районе, Псковской области, был поднят из болота советский танк Т-70.


Подъем танка БТ-5

ЗАО "Искатель", подъем танка БТ-5, река Нева. 2008 год


В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

РВПОО "Наследие" Немецкий танк PzKpfw III

В 2001 году в районе х.Гуреев, Дубовского р-на, Ростовской обл., РВПОО "Наследие" г.Волгодонск, подняло и передало в дар музею Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в г.Москве, на Поклонной горе немецкий танк.


В Беларусь нашли останки немецкого Stug-III


11 августа 2002 года команда аквалангистов "Открытое море" совместно с поисковым отрядом "Мга", обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1 (Клим Ворошилов), который при штурме "Невского пятачка" советскими войсками осенью 1941 года, не смог завершить переправу, и затонул на глубине 11 метров, уйдя под воду с простреленного понтона. Подробно об этом было рассказано в журнале "UnderSea" №6 за 2002 год.

Техническое состояние танка было очень хорошее. Учитывая уникальность боевой машины, осенью и зимой 2002 года "Открытое море" активно распространяло информацию о находке. К сожалению, в Питере не нашлось структуры, готовой осуществить или профинансировать подъем. Создание команды, осуществившей проект, стало возможным лишь в марте 2003 года, когда на берег Невы прибыл военно-патриотический клуб "Поиск" Республики Беларусь (руководитель Игорь Матюк, ответственный за подъем Игорь Девятников). Энергичный коллектив был вооружен большим опытом подобных работ и на своих машинах с кунгами доставил в прицепах всю необходимую оснастку - тросы, блоки, помпы, лебедки, лодки и прочее оборудование. Общественный фонд "Поисковых отрядов Ленинградской области" (зам. председателя Илья Прокофьев) и поисковый отряд "Мга" (представитель Илья Ульяненко) при административной поддержке Правительства Ленинградской области оказали максимальное содействие участникам экспедиции.

Подводная часть работ, о которой и будет рассказано, пришлась на руководителя белорусского "Поиска" Игоря Матюка и на нашу питерскую команду Открытое море (Андрей Герасименко, Алексей Архипов, Вадим Кожевников и я). Работы на скованной в начале марта льдом реке облегчила ТЭЦ города Кировска. Её тёплые сбросы образовали под левым берегом длинную промоину в десять метров шириной. Это обстоятельство, позволило быстро и результативно провести первые рабочие спуски, в ходе которых было определено положение танка. Машина, ориентированная на берег стояла ровно, передок заилен до смотрового люка водителя, правый борт занесло песком по башню, Подставленный течению левый борт и корма чистые. Массивный понтон, на котором и переправлялся танк хотя и лежит очень близко, путь танку на берег не перекрывает. Сразу от КВ начинается подъем берега в 30, местами - 45 градусов, на нем десятки затопленных бревен, плотно сидящих в грунте (более двух столетий, до 60-х годов прошлого века по Неве сплавляли лес с берегов Ладоги). Течение 1-1,5 метра в секунду.

Решено было вытаскивать танк весом около 50 тонн пятитонным усилием лебедки ЗИЛ 157, возрастающимдо 150 тонн через систему тросов и блоков (полиспастом). Стал вырисовываться план работ по подъему. В числе первых задач предстоял размыв правого борта машины и ее передней части, чтобы освободить ее и добраться до передних рымов. Путь вытаскивания танка на берег преграждали бревна. После их удаления следовало завести на танк троса и выстроить подводную часть системы полиспастов, так как узкая полоска берега не позволяла обойтись только береговыми сплетениями. В соответствии с планом нами была проделана немалая работа под водой, но самый тяжелый труд производился на берегу. Необходимо было увеличить майну над объектом, выложить сложные сплетения тяжелых тросов и блоков, вкопать в берег анкеры из бревен метровой толщины, построить подъемную стрелу, обеспечивать работу водяной помпы, лодок и растаскивать зацепленные водолазами бревна, Белорусский отряд слаженно и профессионально справлялся с этими задачами.

Под водой Андрей Герасименко, опытный дайвер и оператор, снимал все этапы работ, выполненных нашей водолазной группой. Эти съемки давали возможность всем участникам многодневной экспедиции видеть результаты совместного труда на объекте и чувствовать себя единой командой. Сильное течение реки и плохая видимость поначалу изрядно мешали работе, но через несколько дней подводный склон и сам КВ стали для водолазов экспедиции знакомы до мелочей, так как по многу раз приходилось ходить под воду в течении дня, сменяя друг друга в работе. "Рабочей водолазной силы" нам часто не хватало, мало кто был готов как мы, работать на "энтузиазизме" в личное время, а то и забросив работу, а те кто были готовы - не имели достаточного опыта и экипировки.

Размыв танка выполнялся пожарным гидрантом, работающим от мотопомпы с давлением струи до 8 атмосфер. Главной проблемой, не смотря на подвязывания его к объекту и ходовому, было справляться с парусящим на течении напорным рукавом гидранта. Эта посменная "борьба с анакондой" длилась почти неделю. То менялась ледовая обстановка и сужалась полынья, то проход льдин заставлял выбирать рукава и снимать систему растяжек, а легкий мороз вынуждал осушать системы даже при коротких перерывах в работе. Но, так или иначе, задача размыва снаружи была завершена. После приступили к размыву боевого отделения танка через верхний люк, чтобы облегчить машину и не столкнуться с быстро твердеющим илом внутри танка после подъема.

Алексей Архипов закрепил гидрант за кормовой башенный пулемет карабином внутри танка и напор воды стал выбивать из танка ил, быстро уносимый течением. Для очистки глубины отсеков танка применяли грунтосос. Появились первые находки внутри КВ - пулеметные диски, противогазы, масленка. С понтона, на радость участковому, был даже поднят пулемет "максим". Целый день водолазам пришлось посвятить затопленным бревнам на береговом склоне. Для расчистки применили лебедку ЗиЛа. Её выпущенным тросом водолаз обводил несколько бревен и давал команду на подъем, что ЗиЛ и делал играючи. Больше сил и времени уходило на раскатывание по берегу больших вязанок намокших бревен. Вадим Кожевников и я в тот день работали в воде, на берегу большую помощь белорусской команде оказывали члены клуба "Белый тюлень" . Всего с ведущей на берег полосы шириной в танк, было извлечено с полсотни крупных бревен, не считая полутора - двух десятков бревен "живых", отправленных водолазами по течению самосплавом. Поднятые бревна, не смотря на свои внушительные размеры, к сожалению местных жителей, на "деловую древесину" уже не тянули. Жаль массы леса загубленного в Неве.

К слову сказать, удивило поведение некоторых дайверов из клубов Х и У на поднимаемом объекте. Никак не участвуя в подъеме, они, угадав дни перерыва в нашей работе, перед телекамерами каких-то "своих" специально привезенных журналистов молодецки поныряли на танк, подоставали с него предметы специально не тронутые нами. И были конечно, "героями" в репортажах, которые нам, намаявшимся с бревнами и тросами, было мягко говоря смотреть противно. Сами мы, чтобы "не сглазить", еще вначале работ приняли решение не вызывать журналистов, пока танк не покажется из воды.

После очистки дна от бревен водолазы совершили несколько спусков на КВ установив чалки и закрепив блоки (подводную часть полиспаста), а затем провели в них стальной трос диаметром 40 мм. К этому времени Нева уже вскрылась и по ней ползла ледяная шуга и остатки льда. Руководитель "Поиска" Игорь Матюк, прежде чем дать команду на подъем, много раз спускался под воду, проверял положение блоков, тросов, качество размыва машины. И вот ответственный момент наступил. Когда троса натянулись "зазвенев" все волновались за проделанную работу: выдержат ли троса и блоки, верный ли был расчет, "пойдет" ли танк сразу или придется переделывать конструкцию полиспастов? Но танк "пошел" и, преодолев сопротивление грунта, цепко державшего его шестьдесят лет "прыгнул" вперед, если судить по тросам, на полметра. Срочно осмотревший танк водолаз подтвердил начало движения и факт проворачивания гусениц. Переправлявшиеся машины шли на нейтралке, чтобы можно было их эвакуировать по дну, это мы узнали из архивных источников, обнаружив материалы о работе ЭПРОНа на "Невском пятачке" в годы войны.

После этого процесс подъема шел непрерывно и занял несколько дней. Дело в том, что когда через полиспаст выбиралось лебедкой около 20 метров троса, танк сдвигался вперед всего на полметра, после чего приходилось зачековывать большими скобами всю систему и перенатянув трос лебедки повторять процесс. Каждый цикл занимал час-два. Не все шло гладко, где-то заклинивало, перекрещивалось, перетиралось, приходилось исправлять. Когда танк ко всеобщему ликованию уже показался из воды, Андрей Герасименко опустился с боксом в воду, чтобы запечатлеть этот момент "из двух сред". Тут произошел обрыв части системы и в один миг КВ скатился на несколько метров назад, где был удержан страхующими тросами. Не стоит и говорить, что в эти секунды впечатлений хватило всем, а больше всех Андрею, который на танке "прокатился".

Но вот КВ подтянули к берегу, отмыли брандсбойтом снаружи, внутри и убедились в том, что когда танк уходил на дно, никого из членов экипажа, внутри не было. Только теперь, забравшись на броню, заглянув в темное нутро КВ, мы могли оценить его громаду и мощь. Можно было потрогать заваренные пробоины брони, подержать вещи экипажа - и порадоваться, что стоишь на Невском берегу не 62 года назад. При помощи райотдела милиции и ОМОН разгрузили танк от оружия, боеприпасов и прочего имущества, которого оказалось немало. Пора было назначать "официальную дату подъема " с журналистами, властями, гостями, друзьями, что мы с удовольствием и сделали. В этот торжественный день танк окончательно вытянули на берег и все участники экспедиции искренне поздравили друг друга с проделанной работой и выразили желание встретиться вновь на новом интересном объекте. А КВ-1, завершивший переправу, отправился на ремонт в город Стрельню, откуда он вернется на "Невский пятачок", чтобы занять свое почетное место на постаменте у музея - диорамы в городе Кировске.