Правило написания мягкого знака на конце слова. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний Слова существительные с мягким знаком

МБОУ БГО СОШ № 12

Правописание мягкого знака
в середине и в конце слова.

урок русского языка, 2 класс

Подготовила и провела

учитель нач. классов Гаврилина Л.В.

г. Борисоглебск

Тема: Правописание мягкого знака

в середине и в конце слова.

Ц е л и:

Обучающие:

развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие:

формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

    наглядные,

    частично-поисковые;

    практические;

    проблемные.

Наглядность:

    карточки в форме солнышка и тучки;

    карточки для словарной работы;

    карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

    карточки со схемами позиций мягкого знака;

    наглядность значений слова «соль»

Ход урока.

I . Орг. момент.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II . Цели урока (психологическая минутка).

Вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

III . Чистописание:

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

Где может стоять второй знак (в конце слова)

Итак, сначала все пропишем в воздухе.

А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая .

Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

    у неё нет собственного звука,

    но может влиять на звук, стоящий перед ней,

    не может стоять в начале слова

    не имеет заглавной буквы.

Вот как сказал про мягкий знак писатель Л. Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь ?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово - скажешь)

Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск _ зать - скажеш ь

IV . Словарная работа:

Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

Почему (проверяем по словарю).

Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

кто?

что?

учитель

девочка

медведь

мальчик

тетрадь

пальто

морковь

коньки

Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

Какие слова отвечают на вопрос Кто?

Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах, отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

Почему? ( правописание чк-чн без мягкого знака– мягкий знак не пишется)

Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

V . Физминутка.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

Рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (дождь, рожь, пьет, льет. )

Почему в этих словах пишется мягкий знак?

А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

А почему говорят: «Соль дела, соль урока»?

Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко -буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ о ] – гл., уд.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

[ - ] .

4 б., 3 зв.

Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

VII . Работа с предложением.

Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения, и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

(когда и зачем пишется мягкий знак)

Хорошо, вы все справились с трудностями.

Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

Молодцы. У вас у всех хорошее настроение.

Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

Спасибо всем. Урок закончен.

Звуки и буквы

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьет, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьет, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чье, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить,

Петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятерку. 9. Я больно ударился о дверь, 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения. Записать и прочитать слова

С мягким знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолета. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привез Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жилье. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришел июнь.

“Июнь! Июнь!” –

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь –

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Собираем в августе

Урожай плодов

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шел снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моем альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нем нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и желтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела теплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились черненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жилье. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчелы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов - Російська мова

Схожі записи:

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ – Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось. – Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, изменение их по числам СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Прослушать словосочетания. Записать слова, отвечающие на вопросы кто? что?,...

    4 класс Части речи Местоимение КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к местоимениям. Дружить с ним, думать о них, пригласить его, встретить без...

    Урок 67. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ Выполняем творческие задания на основе прочитанного произведения 427. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. На горе Арарат рвала...

    ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ УРОКИ 14 – 15 ЗВУКИ И ИХ РОЛЬ В РЕЧИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ 73 Прочитай стихотворение. Жизнь была бы...

    Урок 18. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Узнаем и главных членах предложения 106. Прочитай отрывок из стихотворения. Как ты понимаешь выражения шумит тишина, поет Осень? Таинственно шумит...

    52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Спишите слова. Поставьте...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ §34 – 35 Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных 314 1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на...

    Урок 11 Буквы и, ы Учимся правильно произносить и писать слова с буквами и, ы 76. Произнеси вслед за учителем скороговорки. 1. Мама мылом мыла...

    ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное...

    1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЕРВОМ КЛАССЕ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 1. Прочитай и определи, где слова, а где предложение. Листопад, летит, лист, упал. Осенью листья...

    Урок 34 Буква ь Учимся правильно произносить и писать слова с ь 242. Прочитай стихотворение вслед за учителем. Раз в апрельский ясный день Старый пень...

    УЧИМ НОВЫЕ БУКВЫ Ээ Поэт Эмма Эдик Это Эти Этими Я возьму карандаши. эти Этот Этому Об этом Внимательно прочитай. Запиши предложения по памяти, сверь...

    2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце...

    10.Правильно произносим и пишем слова с безударными гласными в корне слова. Читаем: определяем отношение автора к описываемому 79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так,...

    Урок 3 Украина – многонациональное государство Узнаем новые сведения об Украине 15. Повтори за учителем пословицу. Как ты понимаешь ее смысл? Своя земля и в...

    4. ТЕКСТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 6 1. Прочитай текст. О чем он? Какой характер был у воробья? Всю...

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в...

    4 класс Части речи Имя прилагательное ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Волшебная ночь, у горячей печи, теплое молоко, новогодний вечер,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 36. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С – ТЫСЯЧНЫЙ, – МИЛИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Сравните колонки с количественными...

    5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в...

    6. СЛОВО СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ 8 1. Прочитай слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек? П..суда, лет.. , пош..л, есл.. , п..чему, п..нал, м..г..зин,...

    4 класс Части речи Глагол Правописание не с глаголами КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Подчеркнуть глаголы с частицей не. ПОСЛОВИЦЫ I ЧАСТЬ 1. Солнце врагу не погасить, а...

    4 класс Части речи Глагол Глаголы на – ся, – сь ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться,...

    С НОВЫМ ГОДОМ! Ше же Идти Шел Шла Шли Шел Желтый Пришел Жесткий Ушел Желудь Нашел Тяжелый Зашел Окруженный Загадки 1. Желтый Антошка Вертится на...

    Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...

    Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...

Мягкий знак Ь.

Мягкий знак Ь не обозначает звуков (как и твёрдый знак Ъ) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак.

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

После приставок Ь никогда не пишется

Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
Пылю пылью .
Коля несёт колья .
Сначала полю , потом полью .

Внимание ! Твердый знак Ъ отделяет приставку , оканчивающихся на согласный, от корня на е, ё, ю, я, а мягкий знак используется в остальных случаях.
В некоторых заимствованных словах перед -он :

почталь он, баталь он, буль он, павильон, медальон, шампинь он.

Неразделительный мягкий знак.

Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

  • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
    моль , роль , пять , фонарь .
    При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
    тол - толь, угол - уголь, вес - весь, ясен - ясень, ел - ель, дан - дань.
  • в середине слова Ь обозначает:
    • мягкость согласного перед твердым согласным:
      Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
    • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

    Кузь ме (изменили слово - Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

    Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется - гвозд одёр, где з - твердый звук.

  • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
    маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

Мягкий знак - правила написания

Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.

Однако есть фонемы, которые всегда:

а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

б) Написание следом за ними мягкого знака.

Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

Существуют три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.

Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.

Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

  • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.

Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

Когда пишется «Ь» после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах

В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ет несколь­ко слу­ча­ев, когда пишет­ся мяг­кий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» в суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим их подроб­но.

Ь после шипящих в существительных

После шипя­щих соглас­ных «ь» пишет­ся не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш» , напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния, напри­мер:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.

напи­са­ние кото­рых отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­ри щ, плю щ, ово щ, бор щ;
  • скри­па ч, смер ч, цир­ка ч, кала ч;
  • камы ш, мяки ш, малы ш, шала ш;
  • сто­ро ж, мор ж, фура ж, пля ж.

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь - обре ж ьте;
  • спря ч ь - спря ч ьте;
  • пое ш ь - пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

при­бе­ре ч ь, увле ч ь, помо ч ь, отре ч ься.

В наречиях

Наречия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

Слова-исключения: уж, замуж, нев­тер­пёж.

В конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Ишь ты какой умный!

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

когда пишется «ь» знак после шипящих помогите пожалуйста (пишет дочка)

Вы не указали, какая часть речи Вас интересует, а мягкий знак на конце слов может писаться или не писаться в существительных, кратких прилагательных, наречиях, глаголах и частицах.

Посмотрите на табличку из Интернета, где хорошо представлен почти все правила написания Ь после шипящих.


Обращаю Ваше внимание: нельзя говорить, что после шипящих Ь пишется на конце слов женского рода и не пишется на конце слов мужского рода. Это НЕВЕРНО, потому что слова ДАЧ, КРУЧ, ЗАДАЧ, ТУЧ относятся к женскому роду, а Ь в них не пишется, так как это слова 1-го склонения в родительном падеже множественного числа. А слова училищ, удилищ не относятся ни к женскому, ни к мужскому роду – это существительные среднего рода в родительном падеже множественного числа, и Ь в них тоже не пишется.

ПРАВИЛЬНО сформулировать правило так:

Мягкий знак после шипящих на конце слов пишется у существительных 3-ГО СКЛОНЕНИЯ и не пишется у существительных НЕ 3-го склонения, то есть 1-го и 2-го (примеры в таблице) .

НА конце наречий после шипящих Ь пишется, кроме слов УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

На конце глаголов после шипящих Ь пишется всегда и сохраняется перед возвратным суффиксом -СЯ и перед окончанием повелительного наклонения -ТЕ: стеречь – стеречься; решаешь – решаешься, мажь – мажься, мажьте.

А на конце кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется никогда (примеры в таблице) .

К правилам, представленным на табличке, следует добавить, что есть частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ, союз ЛИШЬ, на конце которых мягкий знак пишется.

Правописание мягкого знака

Буква мягкий знак как знак мягкости

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква «ь» пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква «Ь» как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Мягкий знак — это одна из букв русского алфавита, не имеющая своего звучания. Ее невозможно произнести фонетически, но, несмотря на это, она является значимой и выполняет очень важную роль.

История мягкого знака

На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и . Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и , продолжил смягчать впереди стоящий согласный.

В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).

В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма , и так далее.

Функции мягкого знака

Все мы знаем, что согласные звуки бывают мягкие и твердые. Некоторые согласные всегда мягкие, а некоторые смягчаются другими буквами. Например, йотированные гласныесмягчают твердый согласный, стоящий перед ними. Мягкий знак исполняет абсолютно ту же функцию, что и эти гласные — смягчает согласные, стоящие перед ним:

  • смягчает впередистоящий согласный;
  • выполняет функцию разделения в словах перед йотированными гласными и гласной о в заимствованных словах;
  • не несет особой фонетической нагрузки, но сохраняет грамматическую форму в некоторых словах (мышь, сушь, глушь).

Давайте рассмотрим несколько особых случаев, в которых в середине слова может встречаться мягкий знак.

Мягкий знак, находящийся между двумя согласными

Пример: конь ки, бань ка, голь ф, поль ка, больница, угольный.

В этом случае мягкий знак просто смягчает впереди стоящий согласный. Правило: мягкий знак в середине слова не пишется между сочетаниями согласных щн, щк, чн, чк.

Мягкий знак между согласной и йотированной гласной (разделительный)

Пример: деревья, поленья, соленья, ученье, обезьяна, вьюнок, колье.

В этом случае мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный. Йотированная гласная же раскладывается на два звука.

Мягкий знак может стоять не только перед йотированными гласными.

Пример: бульон, шампиньон, каньон, медальон.

Чаще всего так происходит в иностранных заимствованных словах.

Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?

Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.

Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.

Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:

  • Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
  • Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
  • У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).

Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:

  • Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
  • (хорош, пригож, свеж).
  • Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
  • Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).

Немного о переносе

Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.

Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.

Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.

Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).

Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.

Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.

Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.

При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.

Упражнения

Мягкий знак в середине слова. 1 класс.

1. Подчеркните те слова, в которых мягкий знак смягчает впередистоящий согласный:

Бурьян, лось, огонь, деревья, соль, обезьяна, колья, бемоль, письмо, соболья, олень, сильный, трель, медальон, ельник, журавль, конь, семья, деньки, пальто, карамель, судьи, кровь, любовь, соловьи, смутьян, канитель, кортель, вальяжный.

2. Впишите мягкий знак там, где он необходим:

Тиш_, камыш_, услыш_, гараж_, спиш_, рож_, кураж_, мираж_, печ_, сеч_, замуж_, хорош_, пляж_, сторож_, страж_, уж_, настеж_, невтерпеж_, пляж_, наотмаш_, береч_, увлеч_, грач_, сплош_.

3. Выполните фонетический разбор данных слов (слова можно выдать детям по варинтам или каждому ребенку дать индивидуальное слово):

Портьера, закулисье, раздолье, сомелье, барьер.

ТСЯ и ТЬСЯ — как правильно?

К сожалению, очень многие допускают ошибку в этой, казалось бы, элементарной орфограмме. Как же узнать, что писать на конце глагола?

Нужно просто задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопрос "что делать", мягкий знак ставится. Если вопрос "что делает?" — мягкий знак не нужен.

Пример: убраться (что сделать?), договориться (что сделать?); красоваться (что делать?).

Убирается (что делает?), договаривается (что делает?), красуется (что делает?).

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь -

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.