Расписание поездов: Горки. Торможение отцепов в горочной зоне

Сортировочная горка (в железнодорожной терминологии и на жаргоне - просто «горка») в сортировочных станциях - вид железнодорожного сортировочного устройства для ускорения расформирования составов из грузовых вагонов, использующий для перемещения вагонов земное тяготение, то есть скатывание вагонов и групп вагонов с уклона.

Сортировочные горки являются одними из наиболее высокопроизводительных сортировочных устройств. Первая в России сортировочная горка была построена в 1899 году на станции Ртищево Рязано-Уральской железной дороги.

в начале своего путешествия на БАМ я посетил сортировочную горку на станции «Иркутск-Сортировочный».

1. Сначала немного теории. Сканы из старого учебника по жд станциям и узлам.

7. Всю главу про горки вы можете скачать . Весит немного:)

8. Сортировочные пути.

9. Маневровый локомотив затаскивает состав на горку.

10. Состав на горку может подаваться как и по специальным отдельным путям, так и через саму горку.

11. С каждым годов объем работы горки уменьшается из-за бюрократии и безопасности. Это с горки не спускать, это не толкать, это тоже не спускать. Таким образом список грузов, которые нельзя спускать с горки, постоянно растет.

12. Но лес в этот список не попадет никогда, поэтому - покатились!

14. Первая (верхняя) тормозная позиция обеспечивает интервалы между движущимися отцепами для их разделения на стрелках и замедлителях (интервальное торможение). Вторая (средняя) тормозная позиция, кроме интервалов, обеспечивает совместно регулирование скорости скатывания отцепа, третья тормозная позиция осуществляет прицельное торможение отцепа в зависимости от занятости подгорочного пути.

15. На горках особые требования к стрелочным переводам. Они должны быстро (по нормативам не более 0,6 с) осуществлять переключение.

16. Локомотив поехал за следующим составом.

17. Зимой и летом скорости вагонов при прочих равных условиях - разные. Поэтому обычно делают две горки - зимнюю и летнюю. Они отличаются разностью высот, на которую поднимается вагон перед отцепкой.

18. Один из вагонных замедлителей второй тормозной позиции.

19. Снегоборьба.

20. Все стрелки и замедлители необходимо регулярно чистить от снега.

21. Замедлители третьей позиции.

22. Сортировочные пути.

23. Как видите, замедлитель работате просто - он сжимает башмаки и затормаживает вагон путем воздействия на колесные пары.

24. К сортировке готовят состав с углем.

25. А пока часть путей чистят. Обратите внимание, один работает, а второй контролирует ситуацию.

26. Сортировочная горка.

27. На станциях обычно две горки - по четному и нечетному направлению.

28. Для компактности в горочных стрелочных горловинах, особенно в их начале, широко применяются симметричные стрелочные переводы с переводными кривыми весьма малых радиусов, а также сдвоенные или даже строенные стрелочные переводы.

29. Существует несколько видов горки с разными профилями и технологией работы. В Иркутске представлена самая обычная.

30. Быстродействие горочных стрелочных электроприводов достигается уменьшением передаточного числа редуктора (43,69 вместо 70). Для ещё большего ускорения перевода стрелки на электродвигатель с номинальным напряжением 100 В подают напряжение 200 В, что увеличивает его мощность до 740 Вт.

31. В своем развитии сортировочные горки прошли путь от башмаков и ручных стрелок до полностью автоматических комплексов.

32. Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику.

Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости. Выберите подходящий поезд и места. Оплатите билет одним из предложенных способов. Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure: Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора. При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты. После оплаты для посадки в поезд нужно либо пройти электронную регистрацию, либо распечатать билет на вокзале. Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать. Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

На многих крупных ж-д станциях есть нехитрое сооружение под названием сортировочная горка. Еще когда я жил в Днепропетровске, неоднократно ходил наблюдать за работой местной горки на ст. Нижнеднепровск-Узел. Чем-то весь этот процесс завораживает, когда несколько десятков вагонов один за другим самостоятельно разбегаются с горки по разным путям, с грохотом сцепляясь со своими собратьями, уже стоящими на этих путях.
Если верить Интернету, Нижнеднепровск-Узел на втором месте в Украине по объему сортируемых вагонов. Процесс сортировки там идет практически непрерывно и застать горку в работе не составляет труда. Поэтому, когда прошлой осенью мы с dfaw были в Днепропетровске, решили заглянуть и сюда.

Сортировочная горка - специальное сооружение на некоторых станциях для быстрой сортировки составов и формирования новых грузовых поездов. Зачем оно вообще нужно? Не секрет, что в грузовом поезде, который перемещается между двумя некими станциями, могут одновременно содержаться как вагоны, для которых конечным пунктом назначения является станция А, так и вагоны, идущие на станцию Б, В и т.д. Поэтому рано или поздно на некой узловой станции этот поезд расформируют, вагоны каждого отдельного направления будут прицеплены к другим вагонам, движущихся по тому же маршруту, но приехавших с иного направления, и заново сформированные составы снова отправятся в путь. Процедура перецепки вагонов из состава в состав может происходить несколько раз, пока они достигнут конечной точки маршрута. Вобщем-то, такая же схема и у прицепных пассажирских вагонов, кто ездил на них, тот знает. Но пассажирские вагоны не сортируют в таких объемах как грузовые, поэтому обычная перецепка маневровым локомотивом может занять длительное время. Для ускорения этого процесса и была придумана сортировочная горка, при работе которой роспуск состава и перецепка его вагонов занимает считанные минуты.

Классическая сортировочная станция имеет парк приема, сортировочную горку, подгорочный парк (парк сортировки) и парк отправления. Все это располагается последовательно. Вновь прибывший состав попадает в парк приема, по номерам вагонов определяется какие из них куда едут и как их следует рассортировать. Затем маневровый локомотив на небольшой скорости выталкивает сзади состав на горку по т.н. путям надвига. Горка в профиле действительно выглядит как горка, вернее небольшой горб с перепадом высот 3-5 метров. Перед проходом вершины горки вагоны расцепляются (расцепляться они могут по одному или группами) и оказавшись на спуске под собственным весом скатываются в подгорочный парк, обычно имеющий несколько десятков путей. Каждый вагон или группа вагонов направляются на свой путь парка - это определяет местный диспетчер. Процесс роспуска состава на горке происходит очень быстро, поэтому стрелки в горловине парка имеют повышенное быстродействие. Чтобы "отцепы" не убежали после горки слишком далеко или сильно не ударили уже стоящие в парке вагоны, их скорость регулируется специальными вагонными замедлителями. В процессе роспуска составов на горке на путях подгорочного парка формируются новые составы, их вытягивают в парк отправления, цепляют магистральный локомотив и состав уходит дальше. Описание процесса заняло много букв, но эти буквы позволяют сортировать до 6-7 тыс. вагонов в сутки.

В крупных ж-д узлах размещают две горки. Как правило, это делается по двухстороннему принципу: т.е. связки "парк приема-горка-подгорочный парк-парк отправления" располагаются параллельно, но развернуты в разные стороны станции, что позволяет максимально быстро производить прием и отправку составов с обоих направлений. По такой же схеме построен и Нижнеднепровск-Узел; на ст. расположены две горки: восточная и западная. Суммарно обе горки имеют почти 50 путей в подгорочных парках.

1. На станции между горками очень удачно расположен пешеходный мостик - аккурат над подгорочными парками обеих горок. Приходи себе и смотри на сортировку вагонов с самой лучшей точки обзора какая только может быть. Наверное работа горки меня никогда бы не привлекла так сильно, если б не этот мостик. Не так давно старый мостик с деревянным настилом демонтировали и поставили новый железобетонный:

2. Подгорочный парк западной горки. Обратите внимание в центр кадра, куда сходятся все пути: горбик возле двухэтажного домика - это и есть горка. За ней расположены пути надвига из парка приема. В начале каждого пути подгорочного парка можно разглядеть вагонные замедлители. Это третья (последняя) тормозная позиция на пути скатывающихся вагонов. Еще две расположены ближе к горке.

4. Вид в другую сторону западного подгорочного парка. Дальше пути уходят на парк отправления, а в левом верхнем углу кадра можно разглядеть зеленые крытые вагоны, которые незначительно уходят вверх к краю кадра. Это путь надвига восточной горки, сейчас мы ее посмотрим более детально:

5. На восточной горке закипела работа и мы можем видеть те самые зеленые крытые вагоны, которые активно начали распускать с горки. Один зеленый крытый вагон пустили вправо, еще несколько таких же вагонов налево:

6. Через пару мгновений. Сравните этот и предыдущий кадр и вы увидите разницу в позициях вагонов.

7. Подгорочный парк восточной горки. Справа вдалеке видно, как первый зеленый вагон уже почти догнал платформу, спущенную с горки перед ним:

8. Пока мы смотрели на восточную горку, на западной тоже началось движение. Вначале роспускали одиночные полувагоны:

9. Тоже самое через пару секунд. По расстояниям между вагонами на спуске с горки можно судить насколько быстро распускают состав. К сожалению, фотография так или иначе статична, в динамике это смотрится более захватывающе: скатывающиеся один за другим вагоны, пшиканье замедляющих устройств, визг колес и в завершение грохот при сцепке вагонов... Настоящая ж-д романтика:)

10. Догонялки:

11. Бац! В момент сцепки вагонов с зерном, песком или другим сыпучим материалом как бонус вверх еще и поднимаются тучи пыли.

12. Еще догонялки:

13. Есть контакт!

14. После полувагонов с горки долго распускали вереницы цистерн:

15. Тем временем на восточной горке закончился роспуск состава и показался толкач в виде электровоза ВЛ8:

16. На восточной горке вскоре снова закипела работа. С этой точки хорошо виден перепад высот горба горки:

17. И немного вагончиков подгорочного парка.

23. Увы, времени было немного и непосредственно к горке спуститься не успели. Сели с Денисом на электричку и уехали в сторону центрального вокзала кататься на местном метро.

Тематическое видео:

1. Видео прямо из под горба горки рядом с первой тормозной позицией. Хорошо видно работу вагонных замедлителей: