Раскрасьте внутренние органы паука крестовика желтым цветом. §25. Класс Паукообразные. Строение тела паука-крестовика

Паукообразных известно около 25 тыс. видов. Эти членистоногие приспособлены к обитанию на суше. Для них характерны органы воздушного дыхания. В качестве типичного представителя класса Паукообразные рассмотрим паука-крестовика.

Внешнее строение и питание паукообразных

У пауков членики тела сливаются, образуя головогрудь и брюшко, отделенные перехватом.

Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение. Ее производные - паутинные и ядовитые железы. Ядовитые железы у паука-крестовика расположены у основания верхних челюстей.

Отличительная черта паукообразных - наличие шести пар конечностей . Из них две первые пары - верхние челюсти и ногощупальца - приспособлены к захвату и измельчению пищи. Остальные четыре пары выполняют функции передвижения - это ходильные ноги.


Во время эмбрионального развития на брюшке закладывается большое число конечностей, но в дальнейшем они преобразуются в паутинные бородавки , открывающиеся протоками паутинных желез. Затвердевая на воздухе, выделения этих желез превращаются в паутинные нити, из которых паук строит ловчую сеть.

После того, как насекомое попало в сеть, паук окутывает его паутиной, вонзает в него коготки верхних челюстей и впрыскивает яд. Затем оставляет свою добычу и прячется в укрытие. Секрет ядовитых желез не только убивает насекомых, но действует как пищеварительный сок. Примерно через час паук возвращается к своей добыче и высасывает полужидкую, частично переваренную пищу. От убитого насекомого остается один хитиновый покров.

Дыхательная система у паука-крестовика представлена легочными мешками и трахеями. Легочные мешки и трахеи паукообразных открываются наружу особыми отверстиями на боковых частях члеников. В легочных мешках находятся многочисленные листовидные складки, в которых проходят кровеносные капилляры.

Трахеи представляют собой систему разветвленных трубочек, которые подходят непосредственно ко всем органам, где и совершается тканевой газообмен.


Кровеносная система паукообразных состоит из сердца, находящегося на спинной стороне брюшка и сосуда, по которому кровь движется от сердца к передней части тела. Так как кровеносная система незамкнутая, то в сердце кровь возвращается из смешанной полости тела (миксоцеля), где она омывает легочные мешки и трахеи и обогащается кислородом.

Выделительная система паука-крестовика состоит из нескольких пар трубочек (мальпигиевых сосудов), расположенных в полости тела. Из них продукты жизнедеятельности поступают в задний отдел кишки.

Нервная система паукообразных характеризуется слиянием нервных узлов друг с другом. У пауков вся нервная цепочка сливается в один головогрудный ганглий. Орган осязания - волоски, покрывающие конечности. Орган зрения - 4 пары простых глаз.

Размножение паукообразных

Все паукообразные раздельнополые. Самка паука-крестовика откладывает осенью яйца в сплетенный из шелковистой паутины кокон, который пристраивает в укромных местах (под камнями, пнями и т.п.). К зиме самка погибает, а из перезимовавших в теплом коконе яиц весной выходят паучки.

Другие пауки также проявляют заботу о потомстве. Например, самка тарантула носит свою молодь на спине. Некоторые пауки, отложив яйца в паутинный кокон, нередко носят его с собой.

Тема : «Класс паукообразные»

Цели:

    Образовательная : Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.

    Развивающая : Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.

    Воспитательная : Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: презентация, карточки,тесты

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка знаний

Тест «Проверь себя»

    Рак дышит жабрами (Да).

    Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

    Тело рака состоит из двух отделов (Да).

    У рака простые глаза (Нет).

    Раки – растительноядные (Нет).

    Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

    С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

    Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

    Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

    Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

    Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

    Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

    Кровь у рака красная (Нет).

    Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. Начинаем работать (1 мин)

А сейчас отложите ручки, поменяйтесь карточками с партнером по парте, возьмите простые карандаши и оцените работу своего партнера.

Если нет ошибок – ставим 5, если 1 ошибка – ставим оценку 4, за 2 ошибки к сожалению оценку 3.

А сейчас возвращаем свои листочки.

Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 5. Садитесь. Отлично!

А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Присаживайтесь. Хорошо!

А есть оценка пониже, чем 4? Встаньте, пожалуйста. Вам есть, над чем поработать. Но не нужно расстраиваться, в дальнейшем у вас все обязательно получится. Но дома вы должны повторить тему «Класс Ракообразные». И если у вас есть вопросы по вашей работе, подойдите после урока, мы все обсудим.

II I . Изучение нового материала

Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда!

Ребята, от имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.

Наука о пауках называется арахнология.

И как вы наверное уже догадались тема нашего урока Класс Паукообразные.

Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др . практически все они животные наземные, кроме некоторых видов пауков. Многие плетут паутину.

В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.

1.Среда обитания и внешнее строение паукообразных. (Выполнение указанного ниже задания, беседа)

С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:

    Сколько у паука отделов тела? Как они называются ?(Головогрудь, брюшко)

    Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? (4 пары ходильных ног, прикреплены к головогруди)

    Какие органы можно рассмотреть у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз? (На голове паука находятся 4 пары глаз, а снизу крючкообразные твердые челюсти – хелицеры. Рядом с хелицерами расположены короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца. У паукообразных нет усиков.)

    Есть ли конечности на брюшке? (Нет).

Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку.

О ком идет речь?

Давайте послушаем сообщение о паутине.

Плетение разнообразной паутины - инстинктивный процесс. Каждому виду пауков свойственен свой рисунок паутины. Паутина пауков особо прочна и тонка. Паутину используют для изготовления визиров (перекрещивающихся нитей в окулярах различных приборов). Попытки изготовления тканей из паутины делались давно. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием «ткань восточного моря». Полинезийцы употребляли паутину

крупных тенетных пауков в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. В начале XVIII в. во Франции из паутины крестовиков были изготовлены перчатки и чулки, представленные в Академию наук и вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что нить паутины можно наматывать сразу на катушку, причем иногда от одного крестовика можно получить нить длиной до 500 м. В 1899 г. из паутины крупного мадагаскарского паука Hephila пытались получить ткань для покрытия

дирижабля, был изготовлен образец роскошной ткани длиной 5 м. Производство паутинного шелка

сталкивается с трудностью массового разведения пауков, главное - с их кормлением.

Как же пауки плетут паутину?

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.

На задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины.

А для чего паутина нужна паукам?

Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк.

Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.

Видео паук плетет паутину

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания.

Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась.Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка и отжертвы остается только хитиновая оболочка. Такое пищеварение называется внекишечным.

2.Внутреннее строение паука – крестовика. (Рассказ учителя)

По ходу объяснения учащиеся закрашивают внутренние органы паука на карточках

1. Пищеварительная система.

Состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишки. В кишке имеются выросты увеличивающие объём и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Переваривание пищи – внекишечное.

2.Дыхательная система.

Органы дыхания у паука легкие и трахее. Лёгкие или лёгочные мешки, располагаются внизу, в передней части брюшка. У паука крестовика 2 пары трахей – трубочки доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

3.Кровеносная система как у раков. Какая?

Незамкнутая. В теле циркулирует гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки расположенной наспиной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды

4.Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. Через мальпигиевы сосуды выводятся вредные продукты жизнедеятельности в жидком виде. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

5.Нервная система. Состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.

6. Размножение. Раздельнополые животные. В половых железах самца развиваются сперматозоиды, а у самок яйцеклетки. Оплодотворение внутренне в организме самки. Через некоторое время самка откладывает яйца либо открыто либо оплетает их паутиной и формирует кокон. Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром – происходит расселение пауков.

3.Разнообразие паукообразных (просмотр видеоролика)

Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщение)

Пылевой клещ неразличим невооруженным глазом. В квартире на одного человека приходятся миллионы этих существ. Они обитают в ковровых покрытиях, в постельных принадлежностях, на одежде. Разносимые воздухом микроскопические тела пылевых клещей и выделяемые ими ферменты являются самой распространенной причиной астмы и аллергических реакций. Профилактика подобных заболеваний – частое проветривание помещений и прогревание его солнечными лучами.

И еще об одном отряде который относится к паукообразным нам расскажет Никита

Скорпионы обитают в субтропиках и пустынях, имеют тело до 15 см длиной. Тело скорпионов состоит также из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Ядовитый аппарат необходим скорпионам для умерщвления добычи и для защиты от врагов. Раньше считали, что скорпион сам убивает себя в критический момент своим ядовитым жалом. Но, как оказалось, он просто притворяется: «скручивается», принимая самые невероятные позы, после чего надолго замирает. Наблюдать такое поведение можно и в домашних условиях, окружив животное раскаленными углями. Какое-то время скорпион будет метаться в поисках выхода, но, поняв тщетность своих попыток, сделает именно то, что прежде так поражало людей, однако через некоторое время скорпион «оживает». Для человека укол скорпиона очень болезненный и может привести к смерти. Ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней и напоминают клешни раков и крабов.

Итак мы выяснили что к паукообразным относятся собственно пауки, клещи и скорпионы.

Нужны ли паукообразные в природе?

Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.

Они являются пищей для птиц.

Участвуют в почвообразовании.

Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.

Являются переносчиками заболеваний.

I V . Закрепление знаний

Задание №1. «Немые рисунки»

Задание № 2 .Если вы были внимательны на уроке, то без труда справитесь со

следующим заданием. Я буду называть какой-либо признак и если этот признак

относится к паукообразным, то поднимаем зеленую карточку, если нет –оранжевую.

1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. зелёная

2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. зелёная

3.Брюшко членистое. оранжевая

4. Брюшко нечленистое. зелёная

5. Животные имеют 4 пары ног. зелёная

6. На голове есть усики. оранжевая

7. Усиков нет. зелёная

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие. оранжевая

9. Животные имеют простые глаза. зелёная

10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. оранжевая

11. Органы дыхания – жабры. оранжевая

12. Дыхание трахейно – лёгочное. зелёная

13. Кровеносная система незамкнутая. зелёная

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной

нервной цепочки. зелёная

15. У животных есть «сосательный» желудок. зелёная

16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды. зелёная

17. Раздельнополые животные. зелёная

Ответы: 1,2,4,5,7,9,12,13, 14, 15, 16,17.

Задание № 3. Выполнение теста (резервное)

V. Итог урока

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Какой вывод модно сделать?

Паукообразные – преимущественно сухопутные, восьминогие животные, для пауков характерно плетение паутины. В отличие от Ракообразных дышат легкими и трахеями, имеют простые глаза. Особенности строения связаны со средой обитания и образом жизни.

Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.

V I . Домашнее задание .

1) § 25 2) составить кроссворд «Паукообразные»

Задание 1. Рассмотрите внешнее строение паука-крестовика.

1. Определите, сколько у паука отделов тела. Напишите, как они называются.

У пауков два отдела тела. Маленькая головогрудь и большое брюшко.

2. Выясните, сколько пар ходильных ног у паука. Обратите внимание на чувствительные волоскии коготки на конечностях. Объясните их значение.

Четыре пары ходильных ног. Пауки чувствуют запах и слышат с помощью чувствительных волосков на конечностях. А с помощью коготков пауки цепляются за разные поверхности.

3. Напишите, какие органы есть на голове паука. Есть ли у пауа усики? Сколько глаз у паука?

На голове у паука есть глаза - 8 шт., также имеется рот, чувствительные волоски, педипальпы и ходильные ноги. Пауки не имеют усики.

4. Выясните, можно ли разглядеть у паука сегментацию брюшка. Есть ли конечности на брюшке? Запишите ответ.

Сегментация не видна. У примитивных пауков следы сегментации на брюшке все же есть. Нет, все конечности располагаются на головогруди.

5. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения паука-крестовика.

Для паука-крестовика, как и для всех паукообразных, характерен половой диморфизм, анутреннее оплодотворение, откладка яиц в кокон, сплетеный из паутины.

Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, не имеют усиков.

Задание 2. Раскрасьте внутренние органы паука-крестовика (желтым цветом - органы нервной системы, зеленым - органы пищеварения, черным - половые органы, голубым - органы дыхания, красным - органы кровеносной системы, коричневым - ядовитую железу) и обознчьте их.

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения.

1. Тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка.

2. Пауки дышат кислородом, растворенным в воде.

3. У скорпионов несколько пар простых глаз.

4. Ловчие сети пауки плетут ногочелюстями.

5. Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства.

6. Все пауки дышат атмосферным воздухом.

7. Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука.

9. Яд каракурта смертельно опасен для человека.

Правильные утверждения: 1, 3, 5, 6, 9.

Задание 4. Наблюдения за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия, если в паутине находится муха средней величины; если попадется маленькая мушка, паук не обращает на нее внимания. Объясните, как паук узнает о величине своей жертвы.

Когда жертва попадает в его паутину, она затрагивает некоторые нитки, которые непременно ведут к самомму пауку, Амплитуда раскачивания нити показывает пауку, какой величины жертва попала в паутину: чем меньше жертва, тем меньше амплитуда раскачивания.

Задание 5. Заполните таблицу.

Разделы: Биология

Класс: 7

Цели и задачи урока

Образовательные :

  • Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука - крестовика в связи с поземно - воздушной средой обитания.

Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности.
  • Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • Воспитание культуры труда.

Развивающие:

  • Развивать когнитивные процессы учащихся.
  • Развивать понятия "взаимосвязь строения и функции", "приспособленность строения организма к образу жизни".
  • Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

Оборудование

  • Таблица "Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик".
  • Видеофильм "Класс Паукообразные".
  • Таблица "Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак".
  • Мультимедиа. Презентация
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.

План урока

I. Организация урока.

Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.

II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.

Программированный опрос учащихся по теме: "Тип членистоногие. Класс Ракообразные"

Установите соответствие определений и терминов.

I вариант

  1. Органы выделения рака речного
  2. Место обитания рака речного.
  3. Органы чувств речного рака.
  4. Отделы тела ракообразных.
  5. Представители ракообразных.
  6. Пищеварительная система рака.

А -креветка, Б -водоемы,

В - рот, Г - желудок, Д - головогрудь, Е - брюшко,

Ж - зеленые железы, З - усики, И - глаза.

II вариант

  1. Органы защиты речного рака.
  2. Смена наружных покровов речного рака.
  3. Представители ракообразных.
  4. Покровы тела речного рака.
  5. Органы дыхания речного рака.
  6. Органы, расположенные на брюшке речного рака.

А-линька, Б- клешни,

В - мокрица, Г- жабры, Д - хитин, Е - циклоп,

Ж - хвостовой плавник, З - брюшные ножки.

Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).

№ вопроса 1 2 3 4 5 6
I вариант Ж Б З, И Д, Е А В, Г
II вариант Б А В Д Г Ж, З

III. Изучение нового материала.

Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?

Назовите характерные признаки типа членистоногие.

Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).

Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)

На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)

Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине

Тема нашего урока: "Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика"

Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).

"Фу! Паук!" -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных (слайд 4).

Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).

Сообщение целей урока.

Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.

Латинское название пауков "Арахниды" ("Arachnida"). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).

Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.

Известен древнегреческий миф об Арахне - дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.

Паук - во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук - крестовик. Почему? (слайд 10)

Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)

Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.

Самостоятельная работа с учебником страница 121.

  • Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
  • Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
  • Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
  • Почему пауков относят к типу членистоногие?
  • Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
  • Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.

Обобщение учителя (рассказ по таблице "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук - крестовик")

Особенности строения паука - крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.

Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. "Схема внешнего строения паука крестовика".

Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).

Рисунок 1

Опираясь на схему сделаем вывод, что:

Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.

Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука - крестовика. (слайд 13-14)

II часть изучения нового материала

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.

Охота и питание паука - крестовика.

Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут - в высокогорьях, пещерах. Почему?

Они могут несколько недель обходиться без пищи.

Существует 2 отличительные черты у пауков:

  1. Они все плетут паутину,
  2. Ядовиты.

Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)

Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)

Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.

Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)

Рисунок 2

Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.

Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?

Среда обитания пауков

Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)

Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.

Назовите органы дыхания рака.

Кровеносная система пауков (слайд 17)

Какова кровеносная система рака?

Кровеносная система пауков - незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость - гемолимфа.

Органы выделения пауков (слайд 18)

Назовите органы выделения рака.

У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.

Нервная система паука

Какова нервная система рака?

У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.

Репродуктивная система (слайд 19)

У пауков женские половые железы - яичники. Мужские половые железы - семенники.

Самостоятельная работа с учебником.

Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?

Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.

IV. Итог урока

Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.

Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).

V. Д/з

Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).

Литература

  1. Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- "Вентана - граф", 2005.
  2. Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
  3. Журнал "Биология в школе", №6 Москва "Школа - пресс",1995.
  4. Книга для учителя "Я иду на урок биологии", Москва, 1999.