Раскрасьте внутренние органы паука крестовика желтым цветом. §25. Класс Паукообразные. Строение тела паука-крестовика
Паукообразных известно около 25 тыс. видов. Эти членистоногие приспособлены к обитанию на суше. Для них характерны органы воздушного дыхания. В качестве типичного представителя класса Паукообразные рассмотрим паука-крестовика.
Внешнее строение и питание паукообразных
У пауков членики тела сливаются, образуя головогрудь и брюшко, отделенные перехватом.
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение. Ее производные - паутинные и ядовитые железы. Ядовитые железы у паука-крестовика расположены у основания верхних челюстей.
Отличительная черта паукообразных - наличие шести пар конечностей . Из них две первые пары - верхние челюсти и ногощупальца - приспособлены к захвату и измельчению пищи. Остальные четыре пары выполняют функции передвижения - это ходильные ноги.
Во время эмбрионального развития на брюшке закладывается большое число конечностей, но в дальнейшем они преобразуются в паутинные бородавки , открывающиеся протоками паутинных желез. Затвердевая на воздухе, выделения этих желез превращаются в паутинные нити, из которых паук строит ловчую сеть.
После того, как насекомое попало в сеть, паук окутывает его паутиной, вонзает в него коготки верхних челюстей и впрыскивает яд. Затем оставляет свою добычу и прячется в укрытие. Секрет ядовитых желез не только убивает насекомых, но действует как пищеварительный сок. Примерно через час паук возвращается к своей добыче и высасывает полужидкую, частично переваренную пищу. От убитого насекомого остается один хитиновый покров.
Дыхательная система у паука-крестовика представлена легочными мешками и трахеями. Легочные мешки и трахеи паукообразных открываются наружу особыми отверстиями на боковых частях члеников. В легочных мешках находятся многочисленные листовидные складки, в которых проходят кровеносные капилляры.
Трахеи представляют собой систему разветвленных трубочек, которые подходят непосредственно ко всем органам, где и совершается тканевой газообмен.
Кровеносная система паукообразных состоит из сердца, находящегося на спинной стороне брюшка и сосуда, по которому кровь движется от сердца к передней части тела. Так как кровеносная система незамкнутая, то в сердце кровь возвращается из смешанной полости тела (миксоцеля), где она омывает легочные мешки и трахеи и обогащается кислородом.
Выделительная система паука-крестовика состоит из нескольких пар трубочек (мальпигиевых сосудов), расположенных в полости тела. Из них продукты жизнедеятельности поступают в задний отдел кишки.
Нервная система паукообразных характеризуется слиянием нервных узлов друг с другом. У пауков вся нервная цепочка сливается в один головогрудный ганглий. Орган осязания - волоски, покрывающие конечности. Орган зрения - 4 пары простых глаз.
Размножение паукообразных
Все паукообразные раздельнополые. Самка паука-крестовика откладывает осенью яйца в сплетенный из шелковистой паутины кокон, который пристраивает в укромных местах (под камнями, пнями и т.п.). К зиме самка погибает, а из перезимовавших в теплом коконе яиц весной выходят паучки.
Другие пауки также проявляют заботу о потомстве. Например, самка тарантула носит свою молодь на спине. Некоторые пауки, отложив яйца в паутинный кокон, нередко носят его с собой.
Тема : «Класс паукообразные»
Цели:
Образовательная : Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
Развивающая : Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
Воспитательная : Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Оборудование: презентация, карточки,тесты
Ход урока
II . Проверка знаний
Тест «Проверь себя»
Рак дышит жабрами (Да).
Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
Тело рака состоит из двух отделов (Да).
У рака простые глаза (Нет).
Раки – растительноядные (Нет).
Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
Кровь у рака красная (Нет).
Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
Проверим, как вы усвоили эту тему и проведем небольшую письменную проверку. Итак, соберитесь и настройтесь на работу. Начинаем работать (1 мин)
А сейчас отложите ручки, поменяйтесь карточками с партнером по парте, возьмите простые карандаши и оцените работу своего партнера.
Если нет ошибок – ставим 5, если 1 ошибка – ставим оценку 4, за 2 ошибки к сожалению оценку 3.
А сейчас возвращаем свои листочки.
Встаньте, пожалуйста, те, кто получил 5. Садитесь. Отлично!
А у кого сегодня за урок будет оценка 4? Присаживайтесь. Хорошо!
А есть оценка пониже, чем 4? Встаньте, пожалуйста. Вам есть, над чем поработать. Но не нужно расстраиваться, в дальнейшем у вас все обязательно получится. Но дома вы должны повторить тему «Класс Ракообразные». И если у вас есть вопросы по вашей работе, подойдите после урока, мы все обсудим.
II I . Изучение нового материала
– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.
Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.
В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.
Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!
Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
Вот такая легенда!
Ребята, от имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами.
Наука о пауках называется арахнология.
И как вы наверное уже догадались тема нашего урока Класс Паукообразные.
– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»
Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.
Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др . практически все они животные наземные, кроме некоторых видов пауков. Многие плетут паутину.
В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.
1.Среда обитания и внешнее строение паукообразных. (Выполнение указанного ниже задания, беседа)
С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:
Сколько у паука отделов тела? Как они называются ?(Головогрудь, брюшко)
Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? (4 пары ходильных ног, прикреплены к головогруди)
Какие органы можно рассмотреть у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз? (На голове паука находятся 4 пары глаз, а снизу крючкообразные твердые челюсти – хелицеры. Рядом с хелицерами расположены короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания – ногощупальца. У паукообразных нет усиков.)
Есть ли конечности на брюшке? (Нет).
Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.
Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).
Одежды себе не шью,
А ткань всегда тку.
О ком идет речь?
Давайте послушаем сообщение о паутине.
Плетение разнообразной паутины - инстинктивный процесс. Каждому виду пауков свойственен свой рисунок паутины. Паутина пауков особо прочна и тонка. Паутину используют для изготовления визиров (перекрещивающихся нитей в окулярах различных приборов). Попытки изготовления тканей из паутины делались давно. Исключительная по прочности, легкости и красоте ткань из паутины известна в Китае под названием «ткань восточного моря». Полинезийцы употребляли паутину
крупных тенетных пауков в качестве ниток для шитья и плетения рыболовных снастей. В начале XVIII в. во Франции из паутины крестовиков были изготовлены перчатки и чулки, представленные в Академию наук и вызвавшие всеобщее восхищение. Известно, что нить паутины можно наматывать сразу на катушку, причем иногда от одного крестовика можно получить нить длиной до 500 м. В 1899 г. из паутины крупного мадагаскарского паука Hephila пытались получить ткань для покрытия
дирижабля, был изготовлен образец роскошной ткани длиной 5 м. Производство паутинного шелка
сталкивается с трудностью массового разведения пауков, главное - с их кормлением.
Как же пауки плетут паутину?
Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. Выделяющаяся из паутинных бородавок жидкость мгновенно твердеет на воздухе и превращается в прочную паутинную нить.
На задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины.
А для чего паутина нужна паукам?
Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.
Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк.
Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.
Видео паук плетет паутину
Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.
– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания.
Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась.Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)
Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка и отжертвы остается только хитиновая оболочка. Такое пищеварение называется внекишечным.
2.Внутреннее строение паука – крестовика. (Рассказ учителя)
По ходу объяснения учащиеся закрашивают внутренние органы паука на карточках
1. Пищеварительная система.
Состоит из рта, глотки, пищевода, желудка и кишки. В кишке имеются выросты увеличивающие объём и поверхность всасывания. Непереваренные остатки выводятся наружу через анальное отверстие. Переваривание пищи – внекишечное.
2.Дыхательная система.
Органы дыхания у паука легкие и трахее. Лёгкие или лёгочные мешки, располагаются внизу, в передней части брюшка. У паука крестовика 2 пары трахей – трубочки доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.
3.Кровеносная система как у раков. Какая?
– Незамкнутая. В теле циркулирует гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки расположенной наспиной стороне брюшка. От сердца отходят кровеносные сосуды
4.Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. Через мальпигиевы сосуды выводятся вредные продукты жизнедеятельности в жидком виде. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).
5.Нервная система. Состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.
6. Размножение. Раздельнополые животные. В половых железах самца развиваются сперматозоиды, а у самок яйцеклетки. Оплодотворение внутренне в организме самки. Через некоторое время самка откладывает яйца либо открыто либо оплетает их паутиной и формирует кокон. Из яиц развиваются маленькие паучки. Осенью они выпускают паутинки, и на них, как на парашютах, разносятся ветром – происходит расселение пауков.
3.Разнообразие паукообразных (просмотр видеоролика)
– Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщение)
Пылевой клещ неразличим невооруженным глазом. В квартире на одного человека приходятся миллионы этих существ. Они обитают в ковровых покрытиях, в постельных принадлежностях, на одежде. Разносимые воздухом микроскопические тела пылевых клещей и выделяемые ими ферменты являются самой распространенной причиной астмы и аллергических реакций. Профилактика подобных заболеваний – частое проветривание помещений и прогревание его солнечными лучами.
И еще об одном отряде который относится к паукообразным нам расскажет Никита
Скорпионы обитают в субтропиках и пустынях, имеют тело до 15 см длиной. Тело скорпионов состоит также из головогруди и брюшка. Брюшко имеет неподвижную и широкую переднюю часть и узкую, длинную подвижную заднюю. На конце брюшка имеется вздутие (там расположена ядовитая железа) с острым крючком. Ядовитый аппарат необходим скорпионам для умерщвления добычи и для защиты от врагов. Раньше считали, что скорпион сам убивает себя в критический момент своим ядовитым жалом. Но, как оказалось, он просто притворяется: «скручивается», принимая самые невероятные позы, после чего надолго замирает. Наблюдать такое поведение можно и в домашних условиях, окружив животное раскаленными углями. Какое-то время скорпион будет метаться в поисках выхода, но, поняв тщетность своих попыток, сделает именно то, что прежде так поражало людей, однако через некоторое время скорпион «оживает». Для человека укол скорпиона очень болезненный и может привести к смерти. Ногощупальца у скорпионов имеют форму клешней и напоминают клешни раков и крабов.
Итак мы выяснили что к паукообразным относятся собственно пауки, клещи и скорпионы.
– Нужны ли паукообразные в природе?
– Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
– Они являются пищей для птиц.
– Участвуют в почвообразовании.
– Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
– Являются переносчиками заболеваний.
I V . Закрепление знаний
Задание №1. «Немые рисунки»
Задание № 2 .Если вы были внимательны на уроке, то без труда справитесь со
следующим заданием. Я буду называть какой-либо признак и если этот признак
относится к паукообразным, то поднимаем зеленую карточку, если нет –оранжевую.
1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. зелёная
2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. зелёная
3.Брюшко членистое. оранжевая
4. Брюшко нечленистое. зелёная
5. Животные имеют 4 пары ног. зелёная
6. На голове есть усики. оранжевая
7. Усиков нет. зелёная
8. Усиков 2 пары – длинные и короткие. оранжевая
9. Животные имеют простые глаза. зелёная
10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. оранжевая
11. Органы дыхания – жабры. оранжевая
12. Дыхание трахейно – лёгочное. зелёная
13. Кровеносная система незамкнутая. зелёная
14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной
нервной цепочки. зелёная
15. У животных есть «сосательный» желудок. зелёная
16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды. зелёная
17. Раздельнополые животные. зелёная
Ответы: 1,2,4,5,7,9,12,13, 14, 15, 16,17.
Задание № 3. Выполнение теста (резервное)
V. Итог урока
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какой вывод модно сделать?
Паукообразные – преимущественно сухопутные, восьминогие животные, для пауков характерно плетение паутины. В отличие от Ракообразных дышат легкими и трахеями, имеют простые глаза. Особенности строения связаны со средой обитания и образом жизни.
Заканчивается урок стихотворением:
Все боятся пауков
Больше всех на свете,
А особенно боятся
Маленькие дети;
Не гоните пауков,
Маленькие дети:
Ловят мух и комаров
Добрые соседи!
Ядовиты пауки –
Это несомненно!
Но не тронут просто так,
Скажем откровенно.
V I . Домашнее задание .
1) § 25 2) составить кроссворд «Паукообразные»
Задание 1. Рассмотрите внешнее строение паука-крестовика.
1. Определите, сколько у паука отделов тела. Напишите, как они называются.
У пауков два отдела тела. Маленькая головогрудь и большое брюшко.
2. Выясните, сколько пар ходильных ног у паука. Обратите внимание на чувствительные волоскии коготки на конечностях. Объясните их значение.
Четыре пары ходильных ног. Пауки чувствуют запах и слышат с помощью чувствительных волосков на конечностях. А с помощью коготков пауки цепляются за разные поверхности.
3. Напишите, какие органы есть на голове паука. Есть ли у пауа усики? Сколько глаз у паука?
На голове у паука есть глаза - 8 шт., также имеется рот, чувствительные волоски, педипальпы и ходильные ноги. Пауки не имеют усики.
4. Выясните, можно ли разглядеть у паука сегментацию брюшка. Есть ли конечности на брюшке? Запишите ответ.
Сегментация не видна. У примитивных пауков следы сегментации на брюшке все же есть. Нет, все конечности располагаются на головогруди.
5. Сделайте вывод об особенностях внешнего строения паука-крестовика.
Для паука-крестовика, как и для всех паукообразных, характерен половой диморфизм, анутреннее оплодотворение, откладка яиц в кокон, сплетеный из паутины.
Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, не имеют усиков.
Задание 2. Раскрасьте внутренние органы паука-крестовика (желтым цветом - органы нервной системы, зеленым - органы пищеварения, черным - половые органы, голубым - органы дыхания, красным - органы кровеносной системы, коричневым - ядовитую железу) и обознчьте их.
Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения.
1. Тело пауков состоит из головогруди и нерасчлененного брюшка.
2. Пауки дышат кислородом, растворенным в воде.
3. У скорпионов несколько пар простых глаз.
4. Ловчие сети пауки плетут ногочелюстями.
5. Паутина может служить пауку средством защиты, передвижения, выведения и охраны потомства.
6. Все пауки дышат атмосферным воздухом.
7. Переваривание пищи происходит в сосательном желудке паука.
9. Яд каракурта смертельно опасен для человека.
Правильные утверждения: 1, 3, 5, 6, 9.
Задание 4. Наблюдения за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия, если в паутине находится муха средней величины; если попадется маленькая мушка, паук не обращает на нее внимания. Объясните, как паук узнает о величине своей жертвы.
Когда жертва попадает в его паутину, она затрагивает некоторые нитки, которые непременно ведут к самомму пауку, Амплитуда раскачивания нити показывает пауку, какой величины жертва попала в паутину: чем меньше жертва, тем меньше амплитуда раскачивания.
Задание 5. Заполните таблицу.
Разделы: Биология
Класс: 7
Цели и задачи урока
Образовательные :
- Формирование знаний об особенностях строения и процессах жизнедеятельности паука - крестовика в связи с поземно - воздушной средой обитания.
Воспитательные:
- Воспитание наблюдательности.
- Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
- Воспитание культуры труда.
Развивающие:
- Развивать когнитивные процессы учащихся.
- Развивать понятия "взаимосвязь строения и функции", "приспособленность строения организма к образу жизни".
- Умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
Оборудование
- Таблица "Тип членистоногие. Класс Паукообразные. Паук-крестовик".
- Видеофильм "Класс Паукообразные".
- Таблица "Тип членистоногие. Класс ракообразные. Речной рак".
- Мультимедиа. Презентация
- Телевизор.
- Видеомагнитофон.
План урока
I. Организация урока.
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, учебных принадлежностей у учащихся.
II. Актуализация знаний, умений, навыков учащихся.
Программированный опрос учащихся по теме: "Тип членистоногие. Класс Ракообразные"
Установите соответствие определений и терминов.
I вариант
А -креветка, Б -водоемы, В - рот, Г - желудок, Д - головогрудь, Е - брюшко, Ж - зеленые железы, З - усики, И - глаза. |
II вариант
А-линька, Б- клешни, В - мокрица, Г- жабры, Д - хитин, Е - циклоп, Ж - хвостовой плавник, З - брюшные ножки. |
Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через проектор, подготовленного учителем с помощью мультимедиа (слайд 1).
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I вариант | Ж | Б | З, И | Д, Е | А | В, Г |
II вариант | Б | А | В | Д | Г | Ж, З |
III. Изучение нового материала.
Скажите, с каким типом животных мы начали с вами знакомство?
Назовите характерные признаки типа членистоногие.
Мы продолжаем знакомство с типом членистоногие. Обратите свое внимание на экран. Предлагаю вам отгадать загадки. Кто это? (слайд 2).
Не по рыбам, а сети расставляет? (паук)
На полке в уголочке, висит сито не руками свито?(паутина)
Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о пауках и паутине
Тема нашего урока: "Класс паукообразные. Образ жизни и внешнее строение паука - крестовика"
Объяснение нового материала сопровождается мультимедиа (слайд 3).
"Фу! Паук!" -вскрикивает человек, и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца этого животного. Необъяснимое отвращение испытывает человек, а порой и страх при встрече с пауками. Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группой животных (слайд 4).
Знакомство с представителями паукообразных (презентация учащегося). (слайд 5-8).
Сообщение целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке познакомимся с основными признаками класса паукообразные на примере паука - крестовика.
Латинское название пауков "Арахниды" ("Arachnida"). Откуда же пошло название пауков? (слайд 9).
Легенда рассказывается учителем на фоне медленной музыки.
Известен древнегреческий миф об Арахне - дочери ремесленника, которая обучалась ткачеству у богини Афины. Она стала похваляться искусством ткачихи и даже вызвала саму Афину на состязание. Разгневанная Афина превратила мастерицу в паучиху. Согласно легенде при классификации пауки получили имя Арахниды.
Паук - во многом интересное животное. Каково строение паука? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к таблице. Типичным представителем является паук - крестовик. Почему? (слайд 10)
Среда обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика (слайд 11)
Чтобы уточнить среду обитания и особенности внешнего строения паука- крестовика обратимся к учебнику. На странице 121 вы найдете ответы на вопросы, которые вам предложены.
Самостоятельная работа с учебником страница 121.
- Подготовить ответы на вопросы (вопросы лежат на столах детей):
- Сколько у паука отделов тела? Как они называются?
- Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикрепляются? Обратите внимание на чувствительные волоски и ноготки на конечностях.
- Почему пауков относят к типу членистоногие?
- Какие органы можно рассмотреть на голове паука? Есть ли у пауков усики? Сколько глаз и какие типы глаз у паука?
- Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?
Работа с учащимися по вопросам. Оценивание ответов.
Обобщение учителя (рассказ по таблице "Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Паук - крестовик")
Особенности строения паука - крестовика мы с вами охарактеризовали, а теперь изобразим внешнее строение паука в тетради.
Самостоятельная работа в тетрадях страница 25 рис.19. "Схема внешнего строения паука крестовика".
Проверка самостоятельной работы по опорному рисунку (слайд 12).
Рисунок 1
Опираясь на схему сделаем вывод, что:
Пауки - восьминогие членистоногие, имеющие 2 отдела тела: слитое брюшко и головогрудь, 8 простых глаз, нет усиков.
Назовите черты отличия и черты сходства во внешнем строении рака и паука - крестовика. (слайд 13-14)
II часть изучения нового материала
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Особенности внутреннего строения паука - крестовика по сравнению с речным раком.
Охота и питание паука - крестовика.
Учитель: Пауки выживают там, где другие гибнут - в высокогорьях, пещерах. Почему?
Они могут несколько недель обходиться без пищи.
Существует 2 отличительные черты у пауков:
- Они все плетут паутину,
- Ядовиты.
Что такое паутина и для чего она нужна? (сообщение учащегося)
Посмотрите на экран. Обратите внимание на то, каким способом паук умерщвляет жертву? (просмотр фильма)
Заполнение схемы в тетрадях учащихся стр. 25 схема 14.
Особенности пищеварительной системы паука - крестовика: (слайд 15)
Рисунок 2
Вывод учащимися: питание начинается вне организма под влиянием яда и слюны. Пауки питаются жидкой, частично переваренной пищей.
Как питается речной рак? В чем отличие пищеварительной системы рака от пищеварительной системы паука?
Среда обитания пауков
Какова среда обитания пауков? Почему? (слайд 16)
Органы дыхания: 1) легкие: мешки, 2) трахеи. Газообмен происходит в них. Дышат кислородом воздуха.
Назовите органы дыхания рака.
Кровеносная система пауков (слайд 17)
Какова кровеносная система рака?
Кровеносная система пауков - незамкнутая, сердце в виде трубки, жидкость - гемолимфа.
Органы выделения пауков (слайд 18)
Назовите органы выделения рака.
У паука органами выделения являются Мальпигиевы сосуды.
Нервная система паука
Какова нервная система рака?
У паука нервная система состоит из: головогрудный узел + нервы.
Репродуктивная система (слайд 19)
У пауков женские половые железы - яичники. Мужские половые железы - семенники.
Самостоятельная работа с учебником.
Как происходит размножение и развитие пауков? Как размножаются раки?
Вывод: для пауков характерен половой диморфизм. Внутреннее оплодотворение в связи с жизнью на суше, откладка яиц самкой в кокон, сплетенный из паутины, появление паучат весной следующего года.
IV. Итог урока
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест.
Взаимопроверка работ учащихся с помощью образца правильных ответов на экране через мультимедиа (слайд 20).
V. Д/з
Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка о Д/з (слайд 21).
- параграф 25, страницы 120 - 124,
- Сообщение (дополнительная литература) - "5",
- Задание 2 стр.126 - "4",
- Задание 4 стр. 126 - "3".
Литература
- Биология. Животные. Учебник для 7 класса/В.Н.Константинов, В.С. Кучменко и Н. Пономарёва.- "Вентана - граф", 2005.
- Биология. Справочник для учителя. Москва 1995.
- Журнал "Биология в школе", №6 Москва "Школа - пресс",1995.
- Книга для учителя "Я иду на урок биологии", Москва, 1999.