Семья сергея бондарчука и ирины скобцевой. Сергей бондарчук, биография, новости, фото. Никогда не расставаться

Ирина Скобцева - советская и российская актриса, педагог, народная артистка РСФСР. Наиболее известные роли – в фильмах «Отелло» (1955), «Я шагаю по Москве» (1963), «Война и мир» (1965-1966), «Зигзаг удачи» (1968) и др. Супруга режиссера и актера Сергея Бондарчука , мать Федора Бондарчука .

Детство и юность

Ирина Скобцева появилась на свет 22 августа 1927 г. в Туле. Ее отец Константин Алексеевич (1903-1975) был научным сотрудником Главного управления гидрометцентра, мать Юлия Николаевна (1904-1999) служила работником архива. Предки актрисы несколько поколений жили неподалеку от Ясной Поляны.

Подростковые годы Ирины пришлись на войну, поэтому учебную программу старших классов девочке пришлось изучать практически самостоятельно. Получив аттестат зрелости, Скобцева решила стать искусствоведом и поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова.


Мир театра Ирина открыла для себя в годы учебы в университете: девушка с удовольствием играла в студенческих спектаклях и участвовала в конкурсах. Прекрасно сложенная, красивая, артистичная Скобцева была словно создана для сцены.

Решающую роль в судьбе Ирины сыграл художник Валентин Серов. Ее как будущего искусствоведа отправили на практику в Третьяковку, поручив инвентаризацию работ автора «Девочки с персиками». Через полтора месяца кропотливой работы она поняла, что не готова провести свою жизнь в пыли и полумраке музейных хранилищ. После окончания МГУ она поступила сразу на третий курс Школы-студии при МХАТе.

Актерская карьера

Актерский дебют Ирины Скобцевой получился очень ярким – в 1955 году молодая актриса сыграла Дездемону в картине Сергея Юткевича «Отелло». Эта роль подарила ей всесоюзное признание, звание «Мисс шарм Каннского кинофестиваля» и любимого человека – Сергея Бондарчука (он сыграл в фильме мавра). Однако была у медали и обратная сторона: режиссеры замечали лишь красоту актрисы, существенно ограничивая ей выбор героинь – «обычных» женщин ей играть отныне не предлагали.


В следующем году актриса появилась в главной роли в мелодраме Александра Столбова «Обыкновенный человек», которая получила большой успех. Вскоре Ирина присоединилась к труппе Государственного театра киноактера, где служит по сей день.


После выхода «Обыкновенного человека» Скобцева была нарасхват у отечественных кинорежиссеров. Ее актерское резюме пополнилось главными ролями в черно-белых фильмах «Неповторимая весна» (1957), «Поединок» (1957), «Аннушка» (1959) и «Сережа» (1960) Георгия Данелии , в котором также снялся Бондарчук.


Вообще, Ирину Скобцеву часто называли «музой Данелии», а режиссер считал ее своим талисманом. Огромную популярность актрисе принесла роль в лирической киноповести режиссера «Я шагаю по Москве» (1963) с молодым Никитой Михалковым . Впоследствии она воплотила яркие комедийные образы в его работах «Тридцать три» и «Совсем пропащий».


В начале 1960-х Скобцева приступила к съемкам снялась во втором фильме ее на тот момент уже супруга Сергея Бондарчука. Киноэпопея по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (1965-1967) в четырех частях стала одним из наиболее высокобюджетных фильмов в истории отечественного кинематографа. Кроме того, фильм прославился впечатляющими батальными сценам и новаторской панорамной съемкой. Картина стала лидером проката в стране, а в 1969 году получила «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.


В картине Скобцевой досталась роль Элен Курагиной, жены Пьера Безухова (его сыграл сам Бондарчук). Интересно, что сначала на роль Безуховой ассистенты режиссера пригласили латвийскую актрису Вию Артмане (она долго играла эту роль в рижском театре), но Бондарчук в последний момент отказал ей. Много лет спустя Вия узнала, что Бондарчук заявил супруге, что Элен попросту некому играть.

Скобцева не была исключительно «актрисой русской классики», как ее называют многие. В 1968 году она с легкостью сменила корсет Элен Безуховой на современный наряд фотографа Лидии из популярной трагикомедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи», в которой также появились Евгений Леонов , Валентина Талызина и Евгений Евстигнеев .


С 1970 года вместе с мужем Ирина начала преподавать во ВГИКе, не забывая и о съемках.

«Режиссеры побаивались меня звать», – вспоминала Ирина.

Однако Бондарчук, который действительно часто снимал супругу в своих фильмах («Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь»), спокойно отпускал Скобцеву к другим режиссерам. Это и уже упоминавшийся Данелия, и Леонид Винихидзе – в 1983 году Ирина сыграла соседку Кэти Ларк во всеми любимой музыкальной комедии «Мэри Поппинс, до свидания».


В 1986 году Скобцева вновь поработала с Бондарчуком на съемках его трагедии «Борис Годунов», экранизации одноименного исторического произведения А. С. Пушкина. Бондарчук снял в этой картине всю свою семью: супруга Ирина сыграла хозяйку корчмы, дочь Алена – царевну Ксению, а сын Федор – царевича Федора Годунов.


После перестройки Бондарчук приступил к проекту, идею которого вынашивал еще с середины 1960-х. Сергей Федорович собрался снять мини-сериал «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Средств на съемки в СССР не было, поэтому Бондарчуку пришлось обратиться к итальянскому продюсеру Энцо Рисполи. Согласно договору, на главные роли пришлось пригласить иностранных актеров, что вызывало немало трудностей. Однако большую часть труппы составили российские артисты – Алёна Бондарчук, Наталья Андрейченко , Борис Щербаков и др. Сам Бондарчук сыграл в фильме генерала Краснова, а Скобцева – Василису Ильиничну, жену Пантелея Мелехова (Мюррей Абрахам).


Выход фильма был отложен на долгие годы из-за конфликта с итальянской стороной и смерти Бондарчука.

«Эта неудача его подкосила. Не будь «Тихого Дона», уверена, что Сергей Федорович прожил бы дольше», – поделилась с прессой Скобцева.

Лишь в 2005 году благодаря стараниям Ирины удалось выкупить рабочие материалы. Монтажом и съемками недостающих сцен занялся сын Федор Бондарчук. Пролежавший на полках почти 15 лет фильм вышел осенью 2006 года на Первом канале. Режиссер картины так и не увидел своей работы на экранах.

Ирина Скобцева. Мой герой

После смерти супруга в 1994 году, чтобы забыться, Ирина начала сниматься в небольших ролях в сериалах. Среди самых известных – «Зависть богов» (2000) с Верой Алентовой , «Наследница» (2001), «Женская логика» (2002-2006) и комедия «Артистка» Станислава Говорухина . В 2008 году Ирина снялась у сына Федора в его фантастическом фильме «Обитаемый остров» по произведению братьев Стругацких.

Личная жизнь Ирины Скобцевой

Со своим первым супругом Ирина Скобцева познакомилась еще в студенчестве. Ее избранником стал будущий журналист Алексей Аджубей, который в конце 1950-х работал главредом популярных изданий «Комсомольская правда» и «Известия». Их брак продлился недолго, и впоследствии Аджубей взял в жены дочь Никиты Хрущёва Раду.


Позже Ирина познакомилась с актером Сергеем Бондарчуком. Они случайно встретились на троллейбусной остановке у студии Горького. За год молодые люди пересеклись всего раза три: то был первым, второй эпизод произошел на выставке Василия Ефанова, который лично вручил Скобцевой приглашение. Среди работ был и ее портрет, который пристально рассматривал Бондарчук.


Затем они вместе сыграли в фильме «Отелло». Сцена венчания, которую снимали в рижском соборе, стала пророческой. Вернувшись со съемок, Сергей и Ирина пытались бороться с желанием вновь увидеть друг друга. Бондарчук был женат на актрисе Инне Макаровой и воспитывал совместную дочь Наталью, будущую актрису (она прославилась благодаря роли в фильме 1972 года «Солярис»). Инна и Ирина до сих пор работают в одном театре.


Вскоре Бондарчук развелся с Макаровой. На Скобцеву тут же навесили ярлык разлучницы, Сергея «прессовали» в партийном руководстве, стыдили за развод, им запрещали вместе выезжать за границу на премьеры их фильмов. Лишь в 1959 году влюбленным удалось официально зарегистрировать отношения. Но несмотря ни на что, они были счастливы.


После свадьбы в семье родилась дочь Елена (Алёна), а еще пять лет спустя – сын Федор. В семье их в шутку называли «дети войны и мира»: девочка родилась, когда Бондарчук утверждал актеров на роли в своей киноэпопее, а сын – в год премьеры заключительной части. Молодые артисты много работали, поэтому воспитание детей доверили бабушке Юлии.

Ирина Скобцева. Судьба человека с Борисом Корчевниковым

Дети Скобцевой и Бондарчука пошли по стопам талантливых родителей. Оба стали актерами и режиссерами, которые прославились далеко за пределы России. Внуки Ирины также известны отечественной публике. Сын Елены, Константин Крюков , стал актером и продюсером («9 рота », «Жара»). Сын Федора, Сергей, известен по ролям в фильмах «Оттепель» (2013) и «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее» (2016).


В 1994 году супруг Ирины, с которым она прожила 35 лет, скончался от инфаркта миокарда. А 15 лет спустя в семью Бондарчуков вновь пришло горе: от рака на 48-м году жизни скончалась Елена.

Ирина Скобцева сейчас

Несмотря на возраст (в 2017 Ирина Скобцева отметила 90-летие), актриса продолжает работать в театре и иногда снимается в кино. Среди ее последних работ – два приключенческих фильма Ольги Беляевой «Тайна тёмной комнаты» (2014) и «Опасные каникулы» (2016). В 2018 году актриса получила от Президента РФ Владимира Путина «Орден Почёта» и Почетный приз Кинотавра - за трепетность таланта и чарующую женственность.


В нашей стране Ирину Скобцеву знают как известную актрису, супругу выдающегося советского режиссёра Сергея Бондарчука и мать известного российского кинематографиста Фёдора Бондарчука. Личная жизнь Ирины Скобцевой до сих пор интересует журналистов, но актриса не любит о ней рассказывать.

Семья Ирины Скобцевой

Тула является родным городом для Ирины Скобцевой. Здесь прошло детство будущей актрисы. Ее отцу Константину довелось работать в управлении метеорологической службы, а мама Скобцевой Юлия служила архивариусом.

Когда Ирина училась в школе, началась война. Все старшеклассники вынуждены были перейти на самостоятельное изучение школьных предметов. В то время будущая звезда советского кино ещё не мечтала стать актрисой. После школы биография Ирины Скобцевой была связана с МГУ, где она училась на историческом факультете по специализации искусствоведение.

В это же время она встретила Алексея Аджубея, и личная жизнь Ирины Скобцевой изменилась. Этот красивый и умный молодой человек стал её первым мужем.

Творческая биография Ирины Скобцевой

Когда девушка училась в МГУ, то была участницей различных творческих конкурсов и актрисой студенческого театра. Окончив ВУЗ, она стала студенткой Школы-студии МХАТ, диплом которой Скобцевой вручили в 1955 году.

После этого её родным домом стал Театр-студия киноактера, где Ирина провела свою молодость. В 1971 году её пригласили на должность преподавателя во ВГИК, где она долгое время обучала студентов актеёскому мастерству.

Фильмы в главной роли с Ириной Скобцевой

Творческая биография Ирины Скобцевой тесно связана с режиссером Сергеем Юткевичем, который дал ей путевку в большое кино. Девушка ещё была студенткой, когда на неё обратил внимание мэтр советского кинематографа. Он в то время готовился к съёмкам фильма «Отелло» по знаменитой пьесе Шекспира.

В итоге Дездемону в картине сыграла Скобцева. После премьеры этой киноленты она проснулась знаменитой и даже была приглашена на легендарный Каннский кинофестиваль, где её назвали «Мисс шарм».

После «Отелло» Скобцеву ждали главные роли во многих известных советских фильмах. В «Иване Франко» актриса сыграла Людовику Шанкевич. В «Серёже» Игоря Таланкина и Георгия Данелии она блистала на экране вместе со своим мужем Сергеем Бондарчуком.

Знаменитый советский комедиограф Эльдар Рязанов снял её в «Зигзаге удачи» в роли Лидии Сергеевны. В «Человеке в штатском» актриса перевоплотилась в баронессу Изольду фон Остен-Фельзен.

Звезда советского кино играла много запоминающихся второстепенных персонажей. Муж Ирины Скобцевой Сергей Бондарчук пригласил её в свою «Войну и мир», в которой актриса исполнила Элен Безухову.

В романтических «Белых ночах» она стала герцогиней, в лирической комедии «Я шагаю по Москве» - дамой с зонтиком, в социальной комедии «Тридцать три» - психиатром Верой Сергеевной, в «Оводе» - матерью главного героя, в «Борисе Годунове» - хозяйкой корчмы, а в детском мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания!» - миссис Парк.

Новый век

Личная жизнь Ирины Скобцевой всегда была тесно связана с кино, так как её муж, дети, а теперь и внуки приглашали её в свои проекты. Например, сын Федор Бондарчук уже в новом тысячелетии снял свою мать в «Обитаемом острове».

Творческая биография Ирины Скобцевой в двухтысячные годы продолжила развиваться с новой силой. Российские режиссёры приглашали умудрённую жизненным опытом актрису в свои фильмы и сериалы. В «Семейном ужине» она сыграла Ксению Васильевну, в «Синдроме дракона» - Маргариту Петровну, в «Янтарных крыльях» - Елену Сергеевну, в «Белой гвардии» - Марию Францевну Най-Турс, а в «Золоте» - мать главного героя в исполнении Сергея Безрукова.

Культовый советский и российский режиссер Станислав Говорухин пригласил Скобцеву в свою мелодраматическую комедию «В стиле jazz» на роль бывшей тёщи главного героя. В комедийной мелодраме Резо Гигиенишвили «Жара» она сыграла хозяйку квартиры, а в «Чёрном принце» - бабушку.

Последняя на данный момент работа актрисы в кино - один из главных персонажей «Тайны темной комнаты». Этот фильм снят в жанре детской приключенческой мистики.

Личная жизнь и мужья Ирины Скобцевой

Во время учебы в Московском государственном университете будущая звезда советского кино влюбилась в Алексея Аджубея, который занимался на журналистском факультете в этом же ВУЗе. У молодого человека к тому времени в кармане уже был диплом Школы-студии МХАТ. Бракосочетание молодой пары состоялось в 1945 году. Они были вместе в течение четырех лет. Затем муж Ирины Скобцевой встретил дочку Никиты Хрущева Раду и ради неё развелся с супругой.

Второй знаменитый муж

В 1955 году личная жизнь Ирины Скобцевой претерпела существенные изменения. На съёмочной площадке фильма «Отелло» она встретила знаменитого Сергея Бондарчука, который играл в картине главную роль.

В то время его официальной супругой была звезда советского кино Инна Макарова.

В 1959 году Бондарчук вступил в новый брак. Фото звёздной пары в то время не сходило с обложек советских журналов.

Муж Ирины Скобцевой умер в 1994 году. За время совместной жизни актриса родила ему дочку Алёну и сына Фёдора. Дети Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука также освоили творческие профессии. Мало кто в нашей стране не знает успешного режиссёра, актёра, продюсера и телеведущего Федора Бондарчука.

Смерть дочери Ирины Скобцевой

Личная жизнь Ирины Скобцевой, кроме смерти мужа, связана с ещё одной большой трагедией. В 2009 году не стало её дочери Алёны, которая страдала от онкологического заболевания.

Актриса не любит разговаривать с журналистами на эту тему и до сих пор сильно переживает потерю близкого человека. Дочь Ирины Скобцевой также, как и мать, была актрисой.

Современность

Легенда советского кино воспитала своих внуков Константина Крюкова, Сергея и Варвару Бондарчуков, а сейчас занимается правнучками - Верой, Маргаритой и Юлией.

Скобцева работает над мемуарами, любит читать книги, посвящённые актёрам, театру и кинематографу.
В 2016 году она сильно травмировалась, в результате чего сломала бедро и руку. Это произошло ночью в домашней обстановке. Актрису пришлось дважды оперировать.

В начале следующего года на творческом вечере звезды советского кино в Московском художественном театре собрался полный зал. На мероприятии был и сын Ирины Скобцевой. Он пришёл на него со своей новой возлюбленной. Актриса Паулина Андреева неожиданно вошла в жизнь российской знаменитости. В этот вечер в адрес актрисы звучали тёплые слова от Игоря Золотовицкого, Олега Табакова, Игоря Верника и её внука Константина Крюкова.

Через пару месяцев на территории кинотелевизионного комплекса «Главкино» состоялось открытие мемориального кабинета Сергея Бондарчука. Памятная экспозиция, представленная в этом месте, рассказывает о легендарной киноэпопее «Война и мир». Здесь можно увидеть видеозаписи о знаменитом советском кинорежиссёре, его фотографии, а также заняться осмотром кинокамер, на которые снимали культовую киноленту, реальных кресел и стола Бондарчука.

Биография Ирины Скобцевой была очень насыщенной разными хорошими и плохими событиями, но актриса навсегда вошла в золотой фонд отечественного кинематографа.

Ирина Скобцева – известная советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Она обрела свою известность играя во многих театральных постановках и спектаклях, а также благодаря съемкам в кино.

Родилась Ирина Скобцева 22 августа, 1927 года в городе Тула в семье не имевшей никакого отношения к творческой деятельности. Отец актрисы – Константин Алексеевич Скобцев работал научным сотрудником в Главном управлении метеослужбы. А мама – Юлия Николаевна была работником архива. Будучи подростком, Ирина на себе познала все тяготы и лишения войны. Так что учебную программу старших классов она осваивала самостоятельно.

Ирина Скобцева в молодости

В то тяжелое время, Ира не могла и думать о том, чтобы стать актрисой. После окончания школы, будущая актриса поступает в МГУ на исторический факультет, выбрав специальность искусствоведа. Уже во время учебы в университете Ирина Скобцева начинает заниматься театральным искусством и пробует себя на сцене театра. Она участвует в кружках художественной самодеятельности и играет в студенческих спектаклях. Мир театра насколько ее захватил, что после окончания университета, девушка принимает решение поступить в Школу-студию имени Немировича-Данченко, которая существовала при МХАТе. Здесь Скобцева училась вплоть до 1955 года.

После окончания театрального учебного заведения Ирина начала играть в Театре-студии киноактера. С 1971 года Скобцева начала преподавательскую работу во ВГИКе, где вела курс актерского мастерства. За свою актерскую деятельность в театре и кино в 1965 году, Скобцева была удостоена звания Заслуженной артистки РСФСР, в 1974 ей присваивают звание Народной артистки, а в 1997 актриса была награждена орденом Дружбы.

Кинокарьера

Дебютировала Ирина Скобцева на киноэкране во время учебы на последнем курсе школы-студии МХАТ. Среди многих претенденток ее выбрал на главную женскую роль в фильме режиссер Сергей Юткевич. Ей пришлось сыграть Дездемону в фильме «Отелло», снятом по мотивам трагедии Уильяма Шекспира. Благодаря блестяще сыгранной роли, Ирина стала известной на всю страну. Даже больше, на международном Канском кинофестивале, ей присудили звание «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».

Кадр из фильма "Отелло"

После такого ошеломляющего успеха, Ирина Скобцева снялась в больше 70 кинофильмах. Преимущественно она играла серьезные роли в кино. Отлично сыграла главную роль в биографическом фильме о жизни украинского писателя и поэта «Иван Франко». Особо следует отметить мелодраму «Сережа», комедийные фильмы «Обыкновенный человек» и «Зигзаг удачи», фантастику «Суд сумасшедших», детективную киноленту «Пятьдесят на пятьдесят», а также драмы «Единожды солгав…», «Человек в штатском», «Призраки зеленой комнаты».

Кроме главных ролей Ирина Скобцева играла и эпизодические роли. Здесь следует отметить следующие популярные кинокартины: «Я шагаю по Москве», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Тридцать три», «Овод», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Тихий дон» и так далее.

Начиная с 1971 года Ирина Скобцева занялась преподавательской деятельностью и передавать свое актерское мастерство начинающим актерам. Актриса начала работать преподавателем во ВГИКе, в мастерской знаменитого режиссера и актера Сергея Бондарчука. В 1979 Скобцева получает звание доцента.

Актриса в фильме "Война и мир"

Начиная с 2000-х, находящаяся уже в возрасте актриса не стала уходить на покой и продолжила работать дальше. Она продолжила сниматься в фильмах и сериалах, более известные из них – «Обитаемый остров», «Белая гвардия», «Золото», «Семейный ужин» и «Янтарные крылья».

Последняя киноработа с участием 88-летней Ирины Скобцевой является детский приключенческий фильм «Тайна темной комнаты», где актриса сыграла одну из главных ролей.

Кадр из фильма "Тихий Дон"

Личная жизнь

В годы своей учебы в Московском государственном университете, Скобцева познакомилась с Алексеем Аджубеевым, который учился на факультете журналистики. Алексей до начала своей учебы в МГУ, уже успел получить театральное образование. Между молодыми людьми завязались романтические отношения, которые закончились официальным браком в 1945 году. Пара прожила вместе четыре года, а в 1949 году Аджубеев познакомился с дочкой будущего генсекретаря СССР Никиты Хрущева – Радой Хрущевой и поэтому подал на развод.

В 1955 году Ирина Скобцева принимала участие в съемках фильма «Отелло». Во время работы над этим фильмом у Ирины возник роман с коллегой по фильму Сергеем Бондарчуком. Ситуацию осложнял тот факт, что в это время Бондарчук состоял в браке с актрисой Инной Макаровой. Через четыре года Скобцева и Бондарчук наконец-то расписались и прожили в счастливом браке 35 лет, до момента смерти известного актера и режиссера.

Фото из семейного альбома актрисы

Их браку не помешали ни, распространяемые прессой и другими недоброжелателями, слухи об их личной жизни. Также были домыслы, что Сергей Бондарчук является евреем по национальности и брак со Скобцевой и дальнейшую успешную их актерскую карьеру, называли семитским заговором.

У Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука родилось двое детей – дочь Алена и сын Федор. Федор Бондарчук решил пойти по стопам своих родителей и впоследствии стал актером, а немногим позже занялся кинорежиссурой. Актриса очень гордится своим сыном. В одном из своих интервью, она рассказала, что, когда еще был жив Сергей Бондарчук, в их дома часто возникала комическая ситуация: звонили режиссеры, продюсеры и другие люди и просили позвать Бондарчука, на что ей приходилось уточнять кого нужно звать – старшего или младшего.

В жизни актрисы смерть ее мужа не единственная печальная страница. Ее дочь, Алена, ставшая актрисой театра и кино, скончалась в 2009 году от онкологического заболевания. Скобцева много рассказывает о своем муже и дочери. Она утверждает, справится с таким горем нельзя, поэтому не скрывает своих чувств.

Актриса в сопровождении своего сына - Федора Бондарчука

У актрисы есть внуки – Константин Крюков, Сергей Бондарчук, Варвара, а также правнуки – Маргарита, Юлия, Вера.

Ирина Скобцева сейчас

В середине 2016 года Ирина Скобцева, упала в своем доме и получила серьезную травму бедра и руки. Актриса была госпитализирована в одну из клиник, где врачи сделали ей две операции.

В середине января 2017 года актриса провела свой творческий вечер в МХТ им. А. П. Чехова. На вечере присутствовал сын Народной артистки - Федор Бондарчук вместе с актрисой Паулиной Андреевой. Также на творческом вечере присутствовали Константин Крюков – внук Скобцевой, Игорь Золотовицкий, Олег Табаков, Игорь Верник и другие известные актеры. Присутствующие гости поочередно выходили на сцену и делились своими воспоминаниями со зрителями.

Актриса сейчас

В начале марта 2017 года Ирина Скобцева вместе со своим сыном Федором Бондарчуком открыли в телекомплексе «Главкино» кабинет-музей Сергея Бондарчука. Центральное место в экспозиции кабинета отведено кинокартине Сергея Бондарчука «Война и мир». В кабинете размещены кресло и стол, за которым работал известный кинорежиссер, а также телекамеры, которые использовались во время съемок картины «Война и мир» и фото и видео хроника о работе и личной жизни Сергея Бондарчука.

В конце лета прошедшего года, Ирина Скобцева отметила свой очередной юбилей – 22 августа 2017 года ей исполнилось 90 лет. К этому своему жизненному рубежу, актриса подошла с огромным багажом сыгранных ролей в театре и кино.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Они были самой красивой парой советского кино. Изящная, женственная, утонченная Скобцева и сильный, волевой, мужественный Бондарчук... История их любви началась во время съемок шекспировской трагедии «Отелло». На экране Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще воплотили бессмертные образы ревнивого мавра и венецианской красавицы. Нередко случается, что у актеров экранный сюжет переплетается с жизнью. Но в данном случае действительность оказалась гораздо счастливее одного из самых трагичных любовных сюжетов мировой культуры. Роман Бондарчука и Скобцевой положил начало крепким семейным отношениям. Сама Ирина сказала об этой ситуации не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился». Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Акаде­мии художеств, где проходила выставка очень известного тогда живописца, пятикратного лауреата Сталинской пре­мии Василия Ефанова. По словам Ирины Скобцевой, это была почти мистическая история. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка Школы-студии МХАТа, согласилась позировать Ефанову для портрета. Неудивительно, что на выставке среди прочих картин художника было представлено и ее изображение. Ирину пригласили на вернисаж, куда в один из дней она и отправилась. «Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно раз­глядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бон­дарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный ар­тист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подо­шел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязы­вающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Жизнь действительно рассу­дила иначе, распорядившись по-своему. Сергей Бондар­чук без памяти влюбился в ту, чей портрет так привлек его внимание. И случилось это совсем скоро, когда Судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной пло­щадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТа, когда при­знанный мастер отечественного кино режиссер С. Ютке­вич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных ки­нопробах на роль Дездемоны. Это была одна из интерес­нейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Поначалу режиссера привлек лишь внешний облик актрисы: женственная и обаятельная, красавица Скобцева как нельзя лучше соответствовала образу Дезде­моны. Однако не только красота дебютантки помогла ре­жиссеру выбрать именно ее среди многочисленных пре­тенденток на роль. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью и даже строгостью Скобцевой скрываются эмоциональность и умение тонко чувствовать. Позднее из­вестный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ири­ны Скобцевой характерно удивительное сочетание «кра­соты, женственности, ума и высокой образованности». На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым акте­ром, имел немало званий и наград. За свою дипломную работу – роль в картине «Молодая гвардия» (1948 г.) – Сергею Бондарчуку присудили Сталинскую премию. Этот актер всегда бил в десятку. В 1952 году он снялся в глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На родине он так понравился Иосифу Сталину, что тот на­звал его «истинно народным артистом». Наутро после пра­вительственного просмотра фильма о великом поэте Ук­раины 32-летнему Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Фильм «Отелло» принес акте­ру и мировую известность, но, главное, он подарил ему настоящую любовь, самую большую любовь в его жизни. В то время как на съемочной площадке бушевали шекс­пировские страсти, у Ирины Скобцевой и Сергея Бондар­чука вспыхнул роман. Оказалось, что актеры готовы ре­шительно опровергнуть замысел великого Шекспира: в отношениях Отелло и Дездемоны явно обозначился счаст­ливый финал. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скоб­цева не были в то время свободны, у каждого из них была семья. Бондарчук был женат (это был его второй брак) на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. 21-летняя Макарова покорила сердце видавшего виды Бондарчука. Поначалу она даже называла своего 28-летнего супруга «взрослый дядечка». Вместе они прожили 10 лет. Их дочь Наталья Бондарчук стала впоследствии известной актри­сой и режиссером. Ирина Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджу-беем. Тем самым, который впоследствии стал зятем Ники­ты Хрущева. Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку вос­препятствовали все – начиная от коллег-актеров и закан­чивая политиками самого высокого ранга. «Прежде чем мы объединились в семью, прошли через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне, – вспоминает Ирина Скобцева. – Нас вызывали в ЦК КПСС – по моральному вопросу, не выпускали вдвоем на зарубежные премьеры. А успех у "Отелло" был огром­ный, нас приглашали с картиной по всему миру. Года три мотали нам нервы. Однажды, это был пятьдесят восьмой год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вече­ром мне сообщили, что я не еду. И Сергей Федорович прямо с аэродрома приехал ко мне, сказал, что больше никуда без меня не поедет». Ничто не могло повлиять на решение Бондарчука связать свою судьбу с Ириной Скобцевой. Однако, как вспоминает Ирина Константиновна, «началь­ство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Но, перед тем как рас­писаться, жених поставил невесте два обязательных усло­вия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку. Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где ыли бабушка, мама и папа. Приняли его радушно. Глава семьи, отец Ирины Скобцевой, был научным работником Главного управления метеослужбы, а мама всю жизнь про­работала в архивах. Как раз в то время Бондарчук задумал один из своих шедевров – картину «Судьба человека». «Над сценарием мы работали все вместе – моя мама печатала на машинке, папа клеил... После встречи с Сергеем Федо­ровичем вся моя жизнь была подчинена семье и нашей работе, других интересов у меня не было», – вспоминает Ирина Константиновна. Триумф фильма «Судьба челове­ка», где Сергей Бондарчук впервые выступил как режис­сер, принес ему не только звание лауреата Ленинской пре­мии, но и помог улучшить жилищные условия. Из двухкомнатной квартирки Сергей и Ирина вместе с родителями и бабушкой переехали в шикарную квартиру на улице Горького... Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время как раз работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Алена у нас была "нулевой" серией на картине "Война и мир", а Федя – "шестой", – рассказывает Ирина Скоб­цева. – Ну а карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась. Начало ведь у меня действи­тельно было блестящим – заметные роли в фильмах "Отел­ло", "Неповторимая весна", "Поединок", "Обыкновенный человек"... Но по-другому поступить не могла, да и не хо­тела. Перед съемками "Войны и мира", помню, Сергей сказал мне: "Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота..." Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Может быть, в личном плане я многое тогда упустила: никаких "светских" вече­ров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на поднож­ке грузовика, но это была наша с ним жизнь». «Война и мир» стала их самой большой совместной удачей. В кар­тине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной. Роли эти были тем более сложные, что на съемочной площадке им вновь при­шлось как бы «переспорить» не слишком веселый литера­турный сюжет. И все же это был их огромный, во всех смыслах общий успех. Успех не только режиссера и актри­сы. Успех двух любящих людей, единомышленников, вер­ных помощников друг другу... Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и ника­ких измен с его стороны никогда бы не потерпела. У счаст­ливой и самой красивой пары советского кинематографа всегда было немало завистников и врагов. Причем слухи и домыслы, которые вокруг нее распространялись, касались как личной жизни, так и творчества. Особенно достава­лось Сергею Федоровичу. Говорили, например, что круп­ные работы удавались ему лишь потому, что он дружил с сильными мира сего. Даже сегодня Ирине Скобцевой при­ходится опровергать эти слухи: «Друзей у нас было немно­го, и уж совсем не из того мира! Например, с покойным министром обороны Гречко Сергей Федорович встречался только однажды, да и то потому, что маршал хотел, чтобы Бондарчук снял фильм "Битва за Кавказ". А он вместо этого снял "Они сражались за Родину". Так его затаскали по инстанциям. Сергей весь черный ходил. Но не жаловался и ни у кого не просил защиты. Разве только у Всевышне­го... Несмотря на все препоны, снял в картине "Война и мир" крестный ход – помните, как толпы людей идут к Иверской заступнице и пропускают вперед Кутузова? Пе­ред самым Бородино слышно, как молится армия. Его долго убеждали, чтобы он не снимал эту сцену, а он все равно снял, и она получилась одной из лучших в картине. И не­многим известно, что во время съемок киноэпопеи он чу­дом остался жив – в шестьдесят пятом году на несколько минут у него остановилось сердце. И почти то же самое повторилось спустя три года, во время съемок фильма "Ватерлоо"...» Дважды Ирина Скобцева вытаскивала мужа, можно ска­зать, с того света, выхаживала, заботилась, оберегала... Бла­гополучие талантливому режиссеру создавали жена, семья. У Сергея Бондарчука был крепкий тыл. И когда ему было плохо, об этом никто не догадывался. Если бы не жена, как знать, смог ли бы режиссер пережить величайшие взлеты и крутые падения, выпавшие на его долю... «Мама полностью "растворилась" в отце, посвятила ему жизнь, помогала в ра­боте. Моим воспитанием занималась бабушка», – рас­сказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федорови­ча, Федор Бондарчук, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бон­дарчука, особенно когда у него случались огромные переры­вы между картинами – по три-четыре года. Тяжелые време­на для мастера, который всегда говорил, что кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям. Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бон­дарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать "мало уделял нам внимания" – значит ничего не сказать. Он почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал гро­маднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я общался с ним доста­точно плотно именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас». В жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой было немало трудностей, невзгод. Одним из таких тяжелых для их семьи периодов стала вторая половина 80-х. Ведь Бон­дарчук и Скобцева символизировали собой советское кино, а с приходом перестройки, когда все рушилось и отверга­лось, ничто советское не приветствовалось. На первый в перестроечный период кинематографический съезд Сер­гея Бондарчука не избрали даже делегатом. Молодые ре­жиссеры, в общем-то «имевшие зуб» на все советское кино, решили отыграться на Бондарчуке. Единственным, кто вышел на трибуну V съезда кинематографистов в 1986 году и защитил Сергея Федоровича, обратившись к залу: «Что вы делаете?! Это же предательство!», – был Никита Ми­халков. И все же Бондарчука удалось, нет, не сломать, но как-то отодвинуть на второй план, и, что еще страшнее, лишить возможности работать. В те годы Бондарчук почти перестал снимать... И когда, в начале 90-х годов, у режиссера появилась возможность снять на итальянские деньги «Тихий Дон», он готов был плакать от счастья. Тем более, что экранизи­ровать роман Шолохова было его заветной мечтой. И ни он и никто другой еще не знали, что этот фильм станет прощальной работой Сергея Бондарчука и что свое послед­нее детище ему увидеть уже не придется. Почти крими­нальная история с исчезновением отснятой ленты «Тихого Дона» оставалась очень долго невыясненной. Позднее ста­ло ясно, что «за кадром» была организована и проведена крупная денежная махинация. Итальянские продюсеры оказались аферистами высочайшего класса, не имевшими никакого отношения к кинематографу. Они обманули ре­жиссера, скрывшись вместе с черновым смонтированным вариантом фильма – «Тихий Дон» был практически го­тов. Картина за долги была арестована одним из банков Италии, сам видеоматериал хранился в Риме на киносту­дии, а вот звуковую запись продюсер увез и спрятал в Лон­доне. Что касается прав режиссера на картину, то в кон­тракте о них не было ни слова. Для неопытного в таких вопросах Сергея Бондарчука это стало полной неожидан­ностью. Телефонные переговоры и десятки писем ни к чему не привели. Эта история, полная отчаяния и боли, сократила последние годы жизни мастера. В октябре 1994-го сердце режиссера остановилось: он не смог пережить слу­чившегося. Распутать юридический и финансовый клубок в исто­рии с «Тихим Доном» не удавалось долгие годы ни госу­дарственным, ни частным структурам. И вот, спустя 13 лет, долговой конфликт был наконец решен. Последняя кар­тина Сергея Бондарчука вновь на Родине. Когда материал привезли в монтажную мастерскую, все вздохнули с об­легчением: пленка хорошо сохранилась. Единственное, что не удалось вернуть, – звуковой материал. Его, как и му­зыку к картине, придется писать заново. Главная задача – восстановить «Тихий Дон» именно таким, каким его хотел видеть Сергей Бондарчук. Ориентиры – черновой монтаж самого режиссера, его записи и, конечно, воспоминания Ирины Скобцевой, которая вместе со своими детьми сде­лала все, чтобы картина, снятая ее мужем, вернулась в Россию. «Бондарчук считал, что "Тихий Дон" – это фильм о любви, не о любви мужчины к женщине, хотя и это тоже есть, а о любви к Родине, о любви к Отечеству, о любви семейной, о любви братской». Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом ис­полняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уве­рены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять "Войну и мир", "Ватерлоо" и 10-серийный фильм "Тихий Дон", что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он никогда не изображал из себя гения. Когда-то в далеком прошлом их соединил киноэкран – первую московскую красавицу и кубанского парня со жгу­чими «казацкими» глазами. Они впервые сыграли вместе на одной съемочной площадке. Сыграли виртуозно, блес­тяще – быть может, потому, что за придуманной любовью шекспировских героев скрывалось их настоящее чувство.Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кине­матографа, но и два верных спутника жизни, которых со­единили любовь, семья и творчество...


На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны. Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.

Портрет Ирины Скобцевой, художник Василий Ефанов.

Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?


Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме "Отелло".

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Сергей Бондарчук.

Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.

Ирина Скобцева.

За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса


Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме "Война и мир", 1967 год.

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева с детьми.

С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева.

Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева со своими студентами.

Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


Сергей Бондарчук.

После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Ирина Скобцева.

Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.