Дорога в космос: как происходит запуск ракеты с Байконура. Как запустить макет ракеты

Говорят, что космос растерял всю романтику. Запуск ракеты - это уже обыденность и рутина. Чтобы проверить эти утверждения, журналист Лайфа Михаил Котов отправился на Байконур и посмотрел, как же происходит подготовка космонавтов к запуску на Международную космическую станцию и сам старт ракеты.

Всё начинается с чартерного рейса, заполненного по большей части американскими родственниками космонавтов и специалистами и чиновниками из NASA, громкими и постоянно смеющимися, как и все американцы. Российские специалисты уже на месте и работают или добираются другими рейсами. В хвосте самолёта пресса, операторы с разных каналов, журналисты информагентств, не вылезающие из своих планшетов и телефонов, работники пресс-службы Роскосмоса, организовывающие поездку.

Три часа полёта - и белое снежное покрывало Подмосковья сменяется всеми оттенками охры. Снег сошёл, а трава ещё не выросла, и сверху видно только огромное жёлто-красно-коричневое покрывало. Ещё немного - и самолёт приземляется в аэропорту Крайний, маленьком, зато находящемся практически вплотную с Байконуром. Поддержкой и обеспечением аэропорта занимается центр эксплуатации наземных объектов инфраструктуры (ЦЭНКИ), а таможенники на паспортном контроле казахские. Немного ожидания, и мы на Байконуре - одном из самых известных космических городов в мире.

Вывоз ракеты

Полпятого утра следующего дня - автобус с прессой едет на космодром. Добираться не очень долго, всего сорок-пятьдесят минут по прямой, как стрела, асфальтированной дороге, словно разрезающей степь напополам. Несколько КПП, где нас сверяют со списками и пересчитывают по головам. Стоит отметить, что к безопасности на Байконуре относятся очень серьёзно, и это поражает, когда понимаешь огромный размер относящейся к космодрому территории. Неважно, где вы и что делаете, рядом с вами всегда находится несколько безопасников космодрома, а в узловых местах то тут, то там видишь уже вполне серьёзное полицейское подкрепление.

Темно. Температура около ноля, но поднимающийся ветерок заставляет ёжиться даже самых тепло одетых. Мы ждём, смотря на огромное здание МИК (монтажно-испытательного комплекса), где в настоящее время идёт подготовка к вывозу ракеты-носителя "Союз-ФГ", той, что доставит 55-й экипаж МКС к месту работы. Вообще, ожидание - это самая большая часть любого пресс-тура. На Байконуре это чувствуется особенно сильно.

Выезд всегда заранее, чтобы не пропустить ничего важного, время на подготовку для телевизионщиков, время на подготовку мероприятия. Всё это сливается в спокойные и медитативные часы ожидания, разбавляемые спорами журналистов о космонавтике. Тут вообще практически нет случайных людей, а потому практически каждый первый с ходу готов выступить на тему "Успехи и проблемы современной космонавтики" с кучей цифр, фактов и выводов. Тут все болеют космосом.

Ещё очень важно приехать к месту работы пораньше, чтобы успеть занять правильное место. К моменту открытия ворот МИК возле специально ограждённой территории уже больше сотни человек - журналисты, родственники и знакомые космонавтов, туристы, работники NASA и Роскосмоса, тоже жаждущие увидеть это чудо - выезд ракеты.

Подходит тепловоз, заезжает в цех и потихоньку вывозит огромную, просто поражающую воображение ракету. Несколько минут для начала термостатирования - некоторые узлы ракеты должны всё время находиться при определённой температуре, поэтому их подключают к специальному вагону обеспечения. И медленно, метр за метром ракета выплывает из здания.

Переезд

Поездка ракеты до стартовой площадки занимает несколько часов. Невысокая скорость следования, дважды приходится разворачиваться на специальных тупиках. Следующая точка съёмки - переезд в степи. Опять холодно, но уже не темно. В байконурской степи занимается оранжево-красный рассвет. Спустя полтора часа мы наконец видим ракету, медленно ползущую по рельсам неподалёку от стенда динамических испытаний для советской сверхтяжёлой ракеты-носителя "Энергия".

Сразу становятся понятны циклопические размеры этого здания - его высота более ста метров. В настоящее время оно, а также находящиеся рядом объекты - стартовая площадка "Энергии" и ракеты Н-1 - не используются, эти проекты закрыты. Медленно разрушающиеся здания так и останутся памятниками советским свершениям и возможностям.

Когда тепловоз с ракетой проходит мимо нас по переезду, становится слышно, как "поёт" ракета - она гудит и погромыхивает пустыми баками для топлива и окислителя. Весь путь ракету сопровождают полицейские с собаками.

Вертикализация

А вот и стартовая площадка, это Гагаринский старт, откуда будет совершаться уже 513-й запуск, согласно звёздочкам, нанесённым на обслуживающую конструкцию. Звёздочек, правда, можно насчитать на 511 запусков, но нам объясняют, что просто не успели дорисовать.

Вертикализация ракеты похожа на медленный балет. Специальное устройство переводит ракету в вертикальное положение, где её нежно и практически бесшумно подхватывают силовые балки. Всё, с этого момента ракета висит, словно в колыбели, в специальном устройстве. Она держится только за счёт собственного веса, в момент старта, когда она начнёт движение вперёд, силовые балки сами отпустят её, раскрывшись, словно лепестки тюльпана.

Ещё полчаса спустя возле ракеты, как две ладони, смыкаются технологические фермы, необходимые для завершения подготовки. Теперь работа за десятками специалистов, всё время до старта занимающихся подготовкой носителя к запуску.

Кстати, основного экипажа ракеты на этом мероприятии не бывает. Они уже видели свой будущий транспорт несколько дней назад в МИКе, а затем увидят его вторично только за пару часов перед стартом. Так заведено.

На следующий день мы едем на освящение ракеты. Тут уже нет туристов. Только представители руководства космодрома и священнослужители, проводящие обряд. Это вызывает смешанные чувства, сложно сказать, насколько это нужно и важно. С другой стороны, обряд освящения ракетной техники перед стартом проводится уже несколько лет, и если от этого становится легче и спокойнее такому большому количеству людей, то что ж в этом плохого. Выглядит действо действительно красиво.

Пресс-конференция

На третий день основное событие - пресс-конференция космонавтов перед стартом. Народу много, почти всё руководство, жёны, дети и родственники космонавтов. Помещение небольшое, всё свободное пространство заставлено камерами. Космонавты - основной и дублирующий экипаж - появляются за стеклянной перегородкой. Это из-за карантина. Дело в том, что последние две недели космонавты находятся в строжайшем карантине, чтобы не заболеть перед самым отлётом.

Члены экипажа будущей миссии МКС 55/56 - Олег Артемьев, Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд - отвечают на вопросы прессы, рассказывают о запланированных экспериментах и выходах в космос, много шутят.

Журналисты информационных агентств ищут ближайший интернет, с ходу договариваясь о времени эмбарго, начиная с которого можно будет публиковать эти новости, чтобы все оказались в равных условиях.

Тем временем на Байконур приходит внезапная весна. Солнце сияет изо всех сил, воздух прогревается до 16 градусов. Выдернутые из московской и питерской зимы журналисты после конференции стоят и ловят эти моменты тепла и спокойствия. Завтра будет работа на вылете и станет не до этого.

День вылета

Всё расписано до минут. Сначала встреча космонавтов, когда они садятся в автобус. К слову, автобусов два, и старенького пазика, знакомого всем по кино, среди них нет. Космонавты выходят под звуки "И снится нам не рокот космодрома", зрители приветствуют, воздух заполняется радостными криками вперемешку со стрекотанием зеркальных фотоаппаратов, выдающих одну серию за другой.

Толпа родственников и американцев такая большая, что видны в основном спины и поднятые с телефонами руки, все стараются снять этот момент, запечатлеть его. Автобусы уезжают, а космонавты стоят у окон в полный рост и улыбаются всем и каждому.

Затем пресса быстро прыгает в автобус, и мы едем на Байконур следом за экипажем. Чувствуется усиленная охрана - вдоль всей дороги, на каждом небольшом перекрёстке стоит экипаж с полицейскими. Возле здания "Энергии" останавливаемся, начинается очередная проверка с металлоискателями. Ещё немного - и вот мы уже в том самом дворе, куда космонавты выйдут на доклад главному конструктору и председателю комиссии. Там уже всё готово для этого, расчерчена дорожка, подписаны места, где кто будет стоять.

Пока же журналистов допускают увидеть предполётную проверку скафандров. Опять зал, разделённый стеклянной перегородкой, за ней улыбающиеся космонавты, одетые в скафандры. По очереди они ложатся в специальный ложемент, где специалисты тщательнейшим образом проверяют все системы жизнедеятельности. Зал небольшой, а потому через какое-то время просят удалиться, сначала с экипажем беседуют их семьи, затем технические специалисты, отвечающие за запуск.

Темнеет. Мы стоим во дворе и ждём выхода экипажа. Уже в скафандрах и с теми самыми чемоданчиками, отвечающими за вентиляцию и поддержание комфортной температуры внутри скафандра до того, как космонавты подключатся к бортовой системе космического корабля. Чемоданчики сейчас синенькие и стали гораздо меньше размером.

Церемония происходит чётко и быстро. Выходят космонавты, сообщают руководству о готовности к вылету. Журналисты снимают, туристы и сопровождающие стоят за заборчиком. Опять автобус, правда, ехать тут совсем недалеко, до стартовой площадки остаётся метров пятьсот. Остальные тоже садятся по автобусам и едут к наблюдательному пункту, находящемуся на расстоянии в 1800 метров от старта.

Запуск

Работает громкая связь, слышны команды различным техническим службам космодрома и их чёткие ответы по уставу. Техники самым тщательным образом проверяют ещё раз все системы. Космонавты уже внутри ракеты и ждут старта.

За полчаса от ракеты отходят технологические фермы, ракета по-прежнему удерживается в воздухе только за счёт силовых балок. Сейчас она белая-белая от инея, выступившего на поверхности после заправки баков жидким кислородом. А ещё от неё постоянно идёт дымок испарений.

Совсем темно, видно только осветительные мачты стартового комплекса и саму ракету. Даже примерно не понять, сколько людей сейчас, затаив дыхание, стоят на наблюдательном пункте и ждут старта. Телевизионщики в который раз, как дети перед сдачей стихотворения в школе, репетируют текст репортажа. Старт один, второй раз переснять не получится. Фотокорреспонденты делятся нужными настройками для съёмки запуска - ночью темно и шанс только один.

Раздаются последние команды, обратный отсчёт - и ракета стартует. Сначала она словно приостанавливается, повисая в воздухе, затем резко устремляется в небо. Стоит грохот как от проходящего над тобой на сверхзвуковой скорости истребителя. Пару мгновений светло как днём, затем снова темнота и лишь в небе виден удаляющийся огненный цветок. Голос из динамиков словно подбадривает, сообщая о том, что все системы в норме. После сообщения об успешности вывода начинаются хлопки и аплодисменты.

Автобус с космодрома

Сейчас второй час ночи, а в шесть утра уже вставать, чтобы успеть на самолёт. Однако спать не хочется. В голове куча мыслей и общее тёплое чувство причастности к чему-то большому и светлому. К тому, что делают специалисты всей страны, к десяткам тысяч людей на самых разных работах, создающих то, что называется российской космонавтикой.

Очень легко рассматривать итоговые успехи и неудачи, забывая обо всём том, что было сделано для того, чтобы этот старт состоялся. Здесь, на Байконуре, по-прежнему следуют большому и сложному узору из множества тысяч операций, работ и проверок, ведущих от банальных наземных работ к чуду полёта к звёздам.

И космос в этот момент становится немного ближе.

Как сделать ракету? На самом деле всё очень просто. Несколько лет назад мы с сыном сами сделали и запустили "космический корабль". И название придумали ему соответствующее: «Шаттл». Об этом запуске космического корабля не сообщали СМИ, обошло стороной телевидение, не упомянули по радио… Об этом грандиозном событии знало всего несколько человек. И вот сегодня я снимаю гриф секретности. Вам крупно повезло, только читатели сайта «Мир увлечений» могут узнать все подробности. Смотрим архивное фото с места событий и читаем далее, чтобы узнать, как сделать ракету своими руками.

Принцип работы реактивного двигателя , или немножко теории. Что нужно для того, чтобы привести в движение (запустить) какую-либо машину? Правильно, требуется энергия. Это может быть сила наших мышц, может быть воздействие силы тяжести. Примером простейшей машины является точилка для карандашей. Это тоже машина, в которой для резки дерева используется сила руки. Но большинство современных машин приводится в движение с помощью установленных на них двигателей. Двигатель развивает энергию благодаря сгоранию топлива. Топливо может быть различным, это и бензин, и дизельное топливо, а может быть и уголь или ещё что-то. Эффективность работы двигателя зависит от многих причин. При сгорании топлива выделяется содержащаяся в нем энергия. Реактивный двигатель работает на специальном топливе, при сгорании которого раскаленные газы истекают из сопла ракеты с огромными скоростями, толкая ракету вперед. Ракета взмывает в небеса. У нас такого ракетного топлива нет, но в космос хочется, поэтому будем использовать самый дешевый аналог, а именно воду и воздух. Да-да, наш «Шаттл» взлетит в космические дали на воде и воздухе, но принцип его работы аналогичен действию настоящей ракеты. В роли двигателя у нас будет обычная пластиковая бутылка, наполненная водой на одну треть. Пространство над водой заполняется сжатым воздухом, который накачивается велосипедным насосом. Наступает момент, когда энергия сжатого воздуха в результате компрессии, вытолкнув пробку, вытеснит воду из бутылки, и ракета при этом взлетит.

Что нужно, чтобы сделать водяную ракету? При изготовлении ракеты «Шаттл» нам потребовались: пластиковая бутылка, толстый рифленый картон, воздушный клапан (можно использовать клапан для надува футбольных мячей, продаются в спортивном магазине), резиновая пробка, хороший клей, клейкая лента и велосипедный насос. Согласитесь, всё это можно приготовить без особого труда. Лично у нас была проблема с воздушным клапаном, но и ее мы благополучно разрешили.

Размеры вырезаемых из картона изделий пропорционально используемой пластиковой бутылке, примерная форма показана на рисунке. Прочитав до конца эту статью, вы (дети с участием пап) без особого труда сможете сконструировать и запустить свою оригинальную ракету, придумав ей крутое название.

Ракета из бутылки, порядок изготовления и запуска:

1. Вырезаем три стабилизатора для основания ракеты, два кольца основания и три носовых конусовидных детали из рифленого картона.

2. Делаем основание ракеты из стабилизаторов и двух колец, как показано на рисунке. Склеиваем части основания ракеты или скрепляем их клейкой лентой. Потом готовое основание наклеиваем на пластиковую бутылку.

3. Вырезаем носовую часть в форме конуса и закрепляем на верхней части ракеты.

4. Проделываем маленькую дырочку в резиновой пробке и вставляем в нее воздушный клапан.

5. Тщательно выбираем место для космодрома. Внимание! Эта ракета из бутылки – очень мощная. Она может поранить человека при случайном попадании, поэтому запускать её следует только в присутствии взрослых. Место для космодрома должно быть открытым, вдали от дорог. Запуск ракеты нельзя производить, если рядом находится много других людей.

6. Заполняем бутылку водой на одну треть. Крепко затыкаем горлышко бутылки резиновой пробкой и устанавливаем ракету на ее основание. Крепим шланг велосипедного насоса к воздушному клапану и начинаем накачивать воздух в бутылку. Важно! Нельзя склоняться над ракетой при накачивании, необходимо отстраниться как можно дальше в целях безопасности.

7. При закачивании воздуха в бутылку можно заметить пузырьки воздуха, поднимающиеся вверх через толщу воды. Давление в бутылке будет постепенно нарастать. Наступает самый важный момент, приглашенные и стоящие поодаль фоторепортеры держат наготове свои фотокамеры. Напряжение растет! Пробка не может дольше удерживаться и вылетает. В ту же секунду ракета взмывает в небеса, разбрызгивая вылетающую из нее воду.

Ура!!! Запуск космического корабля «Шаттл» успешно произведен! Щелкают затворы фотоаппаратов… Сияющие лица главного конструктора и его помощника. Уникальное фото запуска реактивной ракеты вы видите в самом начале этой статьи. Окрыленные успехом, позднее мы сконструировали и запустили более сложный летательный аппарат с отделяющейся ступенью, и тоже на реактивной тяге. Но это уже совершенно другая история.

Анатолий Русанов.

Модели ракет часто поставляются в комплектах, которые доступны в большинстве магазинов с товарами для хобби. Такие модели - любимое развлечение множества людей. Модели производятся в различных вариантах, от самых простых до очень сложных. Большинство моделей ракет требуют навыка сборки, но комплекты поставляются с очень подробной инструкцией. Вот несколько простых шагов, которые потребуется сделать для сборки и запуска ракеты.

Шаги

Часть 1

Сборка модели ракеты

    Выберите стартовую площадку для ракеты. Выберите просторное поле без мусора, линий электропередач, деревьев и зданий. Убедитесь, что поблизости нет сухих горючих материалов (например, сухих листьев, веток и так далее).

    Выберите центральную точку на стартовой площадке для системы запуска. Убедитесь, что все зрители находятся на безопасном расстоянии от системы запуска. Неплохо назначить также нескольких человек наблюдателями: ракета может взлететь высоко и быстро, в результате чего ее сложно будет отследить после приземления.

    Подготовьте систему запуска ракеты. Система запуска модели ракеты состоит из двух частей: площадки для старта и контроллера запуска.

    Подготовьте ракету к запуску. Вам потребуется корпус ракеты и головной обтекатель, защитный материал, система спасения, воспламенитель, двигатель для модели ракеты и подвеска двигателя.

    Часть 2

    Запуск ракеты
    1. Проверьте безопасность. Убедитесь, что все зрители находятся на безопасном расстоянии от стартовой платформы, а ваши наблюдатели на месте и готовы отыскать ракету в поле. Еще раз проверьте, нет ли горючих материалов и препятствий на траектории движения ракеты.

      Насадите модель ракеты на пусковой стержень. Сначала снимите защитную заглушку с пускового стержня, затем установите на него ракету. Стержень должен пройти сквозь цилиндрическую часть на боку ракеты, которая называется «пусковой выступ».

    2. Подключите зажигатель на модели ракеты к контроллеру запуска на системе запуска. Подсоедините клеммы контроллера к проводам зажигателя.

      • Не позволяйте клеммам или проводам соприкасаться. Это может привести к неудачному запуску.
    3. Запустите ракету. Разместите ключ в контроллере запуска. Проведите обратный отсчет и нажмите кнопку для запуска ракеты в подходящий момент.

      • Обычно любители запуска моделей ракет используют следующий отсчет: "5... 4... 3... 2... 1... ПУСК!" Когда вы дойдете до слова "ПУСК", нажмите на кнопку.
    4. Решайте проблемы. Если запуск ракеты не удался, проверьте соединение между контроллером и зажигателем. Существует множество других причин, по которым зажигатель может не сработать. Несколько общих советов по решению проблем:

      • Проверьте провода зажигателя там, где они выступают за пределы пирогена. Провода не должны соприкасаться. Если они соприкасаются или расположены слишком близко друг к другу, разведите их.
      • Вставляя зажигатель в ракету, переверните ее соплами вверх. Затем вставьте зажигатель в сопло. Сила тяжести поможет кончику зажигателя соприкоснуться с ракетным топливом, что необходимо для правильного зажигания.
      • Каждый зажигатель поставляется с собственной заглушкой, которая удерживает его на месте. Плотно вставьте заглушку в сопло поверх зажигателя.
      • До того, как соединять клеммы зажигателя с проводами, убедитесь в том, что они чистые. Грязные клеммы - частая проблема, которая может препятствовать нормальному току электричества. Когда вы подключаете клеммы, подключайте их максимально близко к пирогену, но убедитесь, что они не касаются друг друга.
    5. Найдите свою ракету. Если она не повреждена, ее можно использовать повторно. Мелкие повреждения обычно можно исправить.

      • Неплохо бы поставить несколько человек в поле, чтобы они выполняли роль «сыщиков». Это поможет быстрее найти ракету после приземления.
      • Если ракета серьезно повреждена, возможно, вы не сможете запустить ее повторно.
      • Что действительно полезно иметь при себе - эпоксидную смолу. С ее помощью можно быстро и качественно починить ракету при мелких повреждениях.
    • Захватите запасные зажигатели. Часто зажигатель сгорает без запуска двигателя, так что запасные могут спасти весь день!
    • Попробуйте найти клуб ракетомоделирования, чтобы проводить запуски с другими энтузиастами. У них будут необходимые разрешения и уведомления FAA (при необходимости), собственные стартовые площадки, а еще они могут дать вам массу полезных советов.
    • Возьмите с собой инструкцию к ракете и двигателю, там приведены отличные схемы и рекомендации.

    Предупреждения

    • Если у вас собственная площадка, ставьте на нее защитный колпачок, когда она не используется. Это предохранит вас от травм глаз.
    • Не направляйте ракету при запуске на что-то или кого-то.
    • Не вращайте зажигатель вокруг клемм. Это не только никак не поможет ракете, но и может повредить контроллер.
    • Не пытайтесь достать ракету из опасных мест, особенно снять ее с линий электропередач.
    • На некоторых территориях запуск ракет без наличия специального разрешения может быть незаконным, например, в полях, парках или на земле, которая находится в частной собственности. Убедитесь в том, что вы получили разрешение от землевладельца. Уточните детали в местом отделении пожарной службы. В пустыне запуск может быть законным, но при запуске ракеты весом более фунта и менее 3.3 фунтов требуются уведомить FAA (их разрешение не нужно, но они должны быть в курсе запуска). Еще раз, вступление в клуб любителей ракет – отличный способ быть всегда уверенным в том, что вы соблюдаете все законы и нормы.
    • Убедитесь, что парашют находится над защитным материалом.

Кто не хотел бы побывать на космодроме и посмотреть своими глазами на запуск ракеты в космос? Сомневаюсь, что такие люди вообще существуют. Для многих это даже мечта, которая была и у меня. Однажды, в 2011 году она осуществилась, и я присутствовал на космодроме Плесецк во время запуска ракеты-носителя Союз-У, доставившей на орбиту космический аппарат.

Самое забавное заключается в том, что непосредственно сам эффектный старт ракеты длится не больше одной минуты. До этого пришлось ехать полдня на поезде, потом гулять целые сутки по поселку Мирный, а запуск ракеты состоялся только к вечеру второго дня.
Зажигание, стойки отходят, пламя, ракета стремительно поднимается в небо, проходит через облака, и больше ее не видно. Но это стоит того! Это действительно круто.


P.S.
К сожалению, фотографии обновить не получилось, ибо исходники остались на сломавшемся несколько лет назад жестком диске. Поэтому максимум 900х600 пикселей и смешные старые копирайты на фото.

2. До ракеты-носителя примерно полтора километра, она находится в подвешенном состоянии на стартовом столе, зажатая стойками. Справа уезжает поезд с топливом.

3. Состав с кислородом и топливом отъезжает на безопасное расстояние.

4. Солдаты.

5. Первым делом, опускаются главные стойки, остается небольшая опора, прикрепленная к носовой части ракеты-носителя.

6. Зажигание! Отошла последняя опора!

7. Поехали!

8. Всего через 8 минут ракета-носитель Союз-У выйдет на орбиту.

9. По большому счету, я своими глазами не видел как взлетала ракета, только через видоискатель фотоаппарата.

10. Союз-У это трехступенчатая ракета-носитель, которую запускали 42 года. Последни пуск произошел в июле 2015 года с космодрома Байконур.

11. Ракета прошла через облака.

12. С земли видно даже отделение первой ступени, которая через несколько минут рухнет где-то на берегу Северного Ледовитого океана.

13. Люди с космодрома Плесецк не летают, ибо расположен он слишком далеко от Экватора, а запуски получаются значительно дороже, чем с Байконура.

14. Награждение ребят за успешный запуск.

15. Справа командир космодрома до 2011 года генерал-майор Майданович Олег Владимирович.

16. До начала 90-х годов космодром Плесецк удерживал мировое лидерство по числу запусков ракет в космос, Байконур был на втором месте.

17. Одним из технических отличий запусков ракет в России и других странах то, что у нас ракета-носитель подвешена перед стартом, а у них она стоит.

18. Подвешивание ракеты-носителя позволяет сократить расходы, потому что подобный тип запуска наносит намного меньше урона стартовой площадке.

19. Линейная скорость вращения Земли на широте Плесецка составляет 212 м/с, на широте Байконура — 316 м/с.

20. Ракета-носитель Союз-У предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов научно-исследовательского и специального назначения, а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий Союз и Прогресс.

21. По состоянию на 2016 год, космодром Плесецк имеет 6 стартовых комплексов, из них выведены из эксплуатации два - РН Союз и Космос. Строится стартовый комплекс для ракет-носителей Рокот, остановлено строительство стартового комплекса РН Зенит.

22. Всего было произведен 791 запуск ракеты Союз-У, из них 770 успешных.

23. Этот запуск был четвертым с космодрома Плесецк в 2011 году.

24. Рабочим горючим для ракеты-носителя Союз-У являлся керосин, окислитель - жидкий кислород.

25. Технические работы на стартовом комплексе после запуска.

27. Пришел солдат и доложил нам, что ракета-носитель успешно вышла на орбиту, и связь в порядке.

29. После завершающих работ главные опоры поднимают.

31. В процессе запуска участвуют не только военные, но и рядовые инженеры.

32. Спасибо за внимание!

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!