«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» То что бог сочетал не разлучит никто

Однажды к Иисусу Христу приступили фарисеи с вопросом: по всякой ли причине разрешается человеку разводиться с женой своей? Спаситель сказал: “Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует” (Мф. 5, 32).

При сотворении людей брачный союз установлен Богом для неразрывного соединения супругов в одну плоть, и это установление Божественное не может быть разрушаемо по произволу человеческому. “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает”, - сказал Господь (Мф. 19, 6). Закон христианский строго ограждает нерушимость брачного союза потому, что от этого зависит благо нашей жизни и поддерживается достоинство нашей природы.

Узаконенная Богом нерасторжимость брака должна показывать людям, что их брачный союз не может ограничиваться только чувственным и случайным сближением полов, по подобию сближения неразумных животных, но должен основываться на нравственном общении людей в единстве любви и взаимопомощи к достижению высших целей жизни. Где супружеские союзы сохраняются свято и нерушимо, там человеческие общества могут возвышаться в силе и численности, преуспевать в доблестях гражданских, наслаждаться довольством и миром. Шатко бывает положение общества, когда основы семейного быта разрушены легкомысленным отношением супругов к брачному союзу, оканчивающимся, обыкновенно, несогласием и разводом. И как часты стали эти разводы в нынешнее время! Не тяжко ли согрешают такие люди, разрывая освященный Богом брачный союз по своенравию или гнусной похоти? А сколько вреда они причиняют себе и всему семейству!

Часто многим приходится горько оплакивать свое неблагоразумие и злой характер, приводящие к пагубному разводу. Стоило бы только супругам при первой возникшей ссоре вооружиться терпением, смириться в душе и подать друг другу руку примирения, тогда несчастие можно было бы предотвратить, и прожили бы супруги весь век вместе, не испытав бедственного раздора. Но, к сожалению, мало в людях смирения и преданности воле Божией. Когда ни один из поссорившихся супругов не хочет уступать, и начало вражды, таким образом, крепнет, искра раздора перерастает в неудержимый пламень, который сжигает все благосостояние человека. Действительно, во взаимные отношения супругов иногда входят весьма важные причины, ведущие к разводу, так что закон о нерасторжимости брака может казаться трудным игом. Но труден этот закон только по причине нашего своенравия и нетерпения. Конечно, по слову апостола Павла: “Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны” (1 Кор. 7, 15). Но для человека, преданного Богу и исполненного любви к ближним, нет такого зла, которого бы он, при помощи Божией, не победил своим терпением и кротостью. Если, по закону христианскому, мы должны относиться ко всем снисходительно, терпеливо носить тяготы других, исправляя друг друга в духе кротости, то тем более так должны относиться друг к другу христианские супруги, давшие перед Богом обещание проводить жизнь в единомыслии и любви.

На эту пару невозможно было смотреть без тёплой улыбки. Они светились счастьем – совсем юная, тоненькая, будто Дюймовочка, невеста и старавшийся быть серьезным и мужественным веснушчатый, с копной рыжих волос жених. Во всё время венчания они то и дело взглядывали друг на друга, словно боялись, что всё это происходит не с ними, а в каком-то дивном сказочном сне.

…Не прошло и полгода, как мать невесты – теперь уже жены – подошла к священнику: «Батюшка, развенчайте наших молодых!» – «Что-что?!» – не понял священник с лёгкостью слетевшего с губ женщины неологизма. – «Развенчать надо, – уверено повторила посетительница, – Детей у них нет, в ЗАГСе уже развели. – «Да что случилось-то?» – «Да ничего страшного, – улыбнулась просительница. – Не сошлись характерами. Светочка моя уж с другим сошлась, надо бы повенчать, но сначала… – она вдруг запнулась, поняв, что говорит нечто несуразное, – развенчаться с этим надо ж».

Развенчать. Ни в одном словаре не найти такого слова. Потому что нет такого понятия, никогда не знала Церковь такого «священнодействи я». Наше горькое безбожное наследие не оборвалось так же резко, как внезапно остановилось гонение на Церковь и веру. В храм нынче смело идут все. Многие – слишком смело. Перестав бояться вызова на комсомольское собрание или в кабинет директора, отбросили и боязнь Бога. И вот уже смело требуют у батюшек: покрестите побыстрее – мы спешим! Обвенчайте в субботу, мы же в этот день расписываемся! Отпойте самоубийцу – он был начальником! И наконец – дух времени! – «развенчайте нас»!

Но Церковь не хочет идти «в ногу со временем». Меняются правительства и внешний статус религии в обществе, но правила церковные остаются неизменными. Они установлены Иисусом Христом и законодательно оформлены в первые века христианства, на семи Вселенских Соборах.

Семь главных священнодействий названы в Церкви таинствами. Таинство – то, что невозможно объяснить рационально, то, что из области знаний переходит в область веры. В таинстве по молитве священника на людей, над которыми совершается таинство, сходит благодать Святого Духа, «снять» которую человек уже не может. Во время венчания из двух людей складывается одна супружеская чета. «Да будут два в плоть едину!» – провозглашает апостол Павел. И добавляет: «Тайна сия велика есть». (Ефес.5,31-32). Сочетаясь законным браком (а таковым Церковь признает только таинство венчания), человек возвращается к своему первоначальному естеству: ведь первой чете – Адаму и Еве было дано одно имя – человек («И сотворил Бог человека… мужа и жену», – читаем мы в 1-й главе книги «Бытие»).

Ежегодно в нашей стране растёт число разводов. Это явление справедливо связывают с безблагодатность ю гражданского бракосочетания. Да и сам термин этот – «гражданский брак» – во времена Царской, Православной России означал совсем не то, что принято понимать под этими словами сегодня. Гражданским браком называли блуд или, ещё хуже – прелюбодеяние! Православное государство признавало законным браком лишь тот, что был заключён в Церкви. Исключение составляли люди, принадлежащие к другим религиям, но и для них российские законы требовали заключения брака по тем религиозным нормам, что существовали в иных конфессиях. Те же, кто жил в блуде (невенчанном браке) или прелюбодействова л (оставлял законного супруга и уходил к другому), считались изгоями общества, а Церковь относилась к такому сожительству очень строго, отлучая таких православных от таинства Святого Причащения.

Сегодня наше государство живёт по иным законам, оно не провозгласило себя Православным, поэтому любой брак должен быть зарегистрирован в гражданских органах власти. Но ведь для души православного человека не изменилось ничего! Меняются правительства, государства, отношения этих государств к религии. А Бог – тот же, и законы Его – те же. Ему не важно, в каком государстве и в какое время мы живём. Ему важно – как мы исполняем Его заповеди.

Супруги, на совместную жизнь которых не было благословения Господня, живут в блуде; дети, рождённые в том браке, для Церкви – незаконнорожденн ые.

Но всё-таки даже венчание – ещё не гарантия прочности семейного очага. В чём же дело?

А дело в том, что в нас почти исчез страх Господень, который святые отцы называют «началом премудрости» и поставляют в основу человеческой жизни. Что ищут молодые в таинстве венчания? Для них это – прежде всего красота, зрелищность, старинный обряд, яркая память, запечатлённая на видеокамеру. Да ещё – как талисман, гарантирующий прочность брака, вручённые молодожёнам священником венчальные свечи и полотенце, которым связывали руки. Но сами по себе материальные свидетельства венчания не сохранят и не упрочат брак. Человек создан Богом свободным, вольным выбирать, жить ли ему по Божьим законам или по своему разумению и хотению. Современный человек чаще выбирает последнее.

Готовясь вступить в брак, о Церкви, как правило, вспоминают в последний момент. Или ещё хуже: помнить-то помнят, но откладывают визит к священнику до последней минуты. Уже давно назначен в ЗАГСе день регистрации, пошиты свадебные наряды, разосланы приглашения гостям, собрано приданое, заказаны оркестр и машины. Осталось два дня до свадьбы – ну, теперь можно и к батюшке сходить. Да и то – зачем самим молодым тратить время, пусть отдохнут перед свадьбой, а с батюшкой договорится мать невесты, она ведь и в храм иногда по праздникам ходит… Пришла. «Обвенчать надо, батюшка!» А священник ей – с горькой улыбкой: «А где же ваш жених?» – «Да не меня, – смеётся женщина, всё ещё не понимая нелепости своей просьбы. – Не меня, дочка моя замуж выходит». Объясняет батюшка, мягко выговаривает за нерадивость, и приходится всё-таки самим молодым идти на беседу к священнику. Но что успевает запечатлеться в их памяти и душах, когда до свадьбы – два дня, когда в часовой беседе нужно усвоить то, чему должны были учить родители с детства… если бы у них самих была православная семья. Но даже если эта беседа состоялась у священника за неделю, за месяц до свадьбы, то многие ли подготовились к таинству, как должно? Ведь венчанию должен предшествовать пост, исповедь и Причастие. В прошлые времена молодожёны приезжали в воскресный день в храм к началу службы, исповедовались, причащались, и по окончании Литургии начиналось венчание. Сейчас многие батюшки отказываются венчать в воскресенье. Регистрация была накануне, всю ночь ели и пили, гуляли и веселились. И вот, прямо из-за стола, гурьбой, поехали в храм. Не исполнив ничего из положенного перед венчанием, не отдав Богу Божие, мы требуем, чтобы Он воздал нам сполна, гарантировал нерушимость и благополучие семьи. Но может ли быть прочно то, что начато с вопиющими нарушениями?

Как-то раз, незадолго до начала Рождественского поста, мне пришлось участвовать в венчании одной пары. Пришли молодые вместе с родителями к батюшке недели за две. Побеседовали, выбрали дату венчания. «А когда же свадьба?» – спросил священник. Посетители засмеялись. «Вы нас, батюшка, ругать будете. В первый день поста». Почему, зачем? Тем более – зная заведомо, что совершают беззаконие. Да и спешить-то им было некуда – у жениха с невестой подрастал сынишка. Венчание состоялось в назначенный день. А свадьба? Этого я не знаю. Но слабо верится, что, убеждённые словами священника, её отменили, перенесли на послерождественс кое время.

А вот другая нововенчанная чета. Молодая девушка вышла за разведённого мужчину. Он оставил жену, детей и ищет счастья в новом браке. Формально, перед законом он чист: с прежней женой разведён, с нею он не венчался. Это тоже одно из распространённых заблуждений, а скорее, самооправданий: не венчался – значит, свободен. Но, видимо, совесть что-то подсказывает, и не в свой храм, а в город, к незнакомому батюшке едут молодожёны, и там на вопрос священника: «Не обещался ли иной невесте?» – разведённый жених твёрдо отвечает: «Не обещался». По церковному закону, без этого вопроса-ответа нельзя начинать венчания. И если кто-то из присутствующих знает, что у жениха или невесты есть препятствия к вступлению в брак, они обязаны объявить об этом в храме, иначе сами становятся соучастниками греха. Знают все: свидетели, родные, гости и сами молодые. Знают, что не только «обещался», но и бегают где-то возле своего дома двое детей жениха. Знают – и молчат, и искренне желают ему счастья в новом браке. Не знает только батюшка, возлагающий на их главы венцы. Батюшку можно обмануть. Но Бога?! Пошлёт ли Он Своё благословение, благодать Святого Духа на совершающееся беззаконие?

А что, спрашивается, делать, если действительно не сошлись характерами, если недавно ещё не мыслившие своего существования друг без друга становятся чужими, не имеющими ничего общего, кроме дома и хозяйства, людьми? Да ничего не делать. Жить и понемногу менять свой характер, подстраивать его под характер супруга. Церковь принципиально против любого развода: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит». (Мф.19,6). В исключительных случаях расторжение венчанного брака возможно, и главная причина, по которой высшее священноначалие (приходской священник разрешить эту проблему не властен) может разрешить развод – прелюбодеяние, физическая измена одного из супругов. Грехом прелюбодеяния нарушается целостность брака: в единую плоть, каковой является муж и жена, вторгается некто третий. Но и эта серьёзная причина не является обязательной для развода. Если согрешивший супруг приносит покаяние и обещает своей законной «половине» не нарушать супружеской верности впредь, то их брак остаётся в силе. Духовной причиной для расторжения брака могут стать препятствия, чинимые одним из супругов другому в исполнении религиозных таинств и обрядов. Например, муж-атеист или иноверец запрещает жене ходить в церковь, причащаться, крестить детей, или же принуждает её к принятию другой, не православной религии. Случается, что супруги, не имеющие несовершеннолетн их детей, решаются, по взаимному согласию, посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастыри. Разрешение на монашество может быть получено. Хотя в этом случае брак их не расторгается, а переходит из области плотской в область сугубо духовную.

Большинство причин, кажущихся нам весомыми для расторжения брака, Церковью не признаются существенными для развода. Нужно устранять их, по возможности, собственными силами, собственным смирением и терпением скорбей, которые неизбежны для живущих на земле. Большую помощь для восстановления семьи может оказать и опытный духовник-священн ик, а чтобы причин, разрушающих брак, было меньше, нужно относиться к таинству венчания как к самому серьезному в своей жизни и готовиться к нему задолго до объявления дня свадьбы. В прекрасной книге «Нравственное Богословие для мирян» (она должна стать настольной книгой всякой православной семьи!) даётся такой совет женихам и невестам: «Если вы хотите найти взаимное счастье в супружестве, – вот чего ищите друг в друге: веры и веры в Бога». Вера в Бога – это желание и стремление жить по Заповедям Божиим. А там, где они будут соблюдаться, там, где будет общее желание исполнять Закон Христов, – сами собой примирятся несхожие характеры и не прозвучит под сводами храма печальное «развенчайте нас».

Живущим в вечности еще предстоит увидеть и быть участниками брака на небесах, брака Агнца и Его жены. И это будет самый чистый брак и самый вечный союз, который никогда, никем не будет расторгнут. Именно для этого союза Бог Отец запланировал вечность, чтобы, соединившись однажды, эта брачная пара жила вечной любовью друг ко другу, слившись в одно целое. Какие у них будут взаимоотношения? Какие у них будут чувства друг ко другу? Как они будут друг друга любить? Во всей полноте на эти вопросы не ответит сейчас, наверно, никто из людей. Но тем не менее Бог не оставляет в неведении Свой народ. Бог дает объяснение небесных отношений через земные примеры. Зная, какие отношения имеют земные отец и сын, человек понимает, какое почитание должно быть пред Отцом Небесным. Зная, какие отношения между родными братьями, мы понимаем, какие отношения должны быть в семье Божией. Поэтому Бог, желая объяснить человеку, какие взаимоотношения его ожидают в союзе с Господом, Он от начала творения мира сказав: "Не хорошо быть человеку одному", создает семью, и ставит перед ней задачу, решение которой зависит и от мужа и от жены, задачу - стать одной плотью. У первых двух людей для достижения этой цели были все условия, пока в их жизнь не вошел грех. Книга Бытие в 3-ей главе описывает, как противник Божиих планов, обольстивши людей, свой первый удар на земле нанес именно на семью. Грех вошел в мир через семью, разрушив чистые и наполненные любовью взаимоотношения. Именно в семье происходит первое человеческое убийство - брат убивает брата (Быт. 4:8). Далее - многоженство (Быт. 4:19), гомосексуализм, извращения, блуд, прелюбодеяние и прочие мерзости, которыми сейчас наполнен мир. И все это разрушает семью и понимание первоначального плана Божиего для семьи.

Каждая супружеская пара нуждается в том, чтобы знать истину о браке. Эту истину невозможно найти в учениях и примерах современной мирской жизни. И если в семье возникают серьезные проблемы, то этот мир большей частью решает их с помощью развода.

Совершенное Слово Божие готово дать ответ всякому жаждущему найти решение своих семейных проблем. Но прежде чем решиться на развод, посмотрим, что говорит Библия о первоначальном замысле Бога для брака и возможно, - молюсь об этом, - вы возрадуетесь тому, что приготовил для вас Господь в супружестве.

Истины о браке

  • Семью создал Бог (Быт. 1:27).
  • Бог решил проблему одиночества (Быт. 2:18-22). Брак был предназначен для того, чтобы облегчить чувство одиночества.
  • Брак предназначен приносить счастье (Быт. 2:23). Это первая песнь любви. Адам выразил радостное изумление: "Наконец, у меня есть кто-то соответствующий мне".
  • Условия для создания брака (Быт. 2:24). Брак начинается с оставления самых близких взаимоотношений, кроме брачных. Даже любовь к родителям должна измениться по характеру так, чтобы супруги всецело принадлежали теперь друг другу.
  • Постоянство в браке (Быт. 2:24). Прилепиться - спаять в одно так, что невозможно разорвать на две половины, не повредив обоим. Это значит, отдаться всем сердцем, прежде всего духовно, а потом позволить этой отдаче проникнуть во все сферы нашего существа так, чтобы соединение было интеллектуальным, эмоциональным и физическим на всю жизнь.
  • Брак - это единство. Брак должен быть моногамным, т.е. одна жена и один муж. Внебрачные половые связи исключаются. Единство имеет более глубокое значение, чем только физическое. Стать одной плотью, быть едиными включает и интимные отношения. Поэтому для появления новой пары, в которой две отдельные личности сливаются в одну - одни ум, одно сердце, одно тело, один дух, нужно оставить прежние связи, стать единой плотью и познать дуг друга.
  • И не случайно, что эти истины находятся в первых главах Священного Писания. Они имеют очень важное значение для нас. Но мир смирился с разводом и это проникает даже в христианские семьи. Но если в браке уже возникли серьезные проблемы, как же должны их решать верующие во Христа? Чтобы поступать правильно, обратимся к единственному истинному источнику - Слову Божиему. Фарисеи, которых тоже интересовал вопрос развода, однажды обратились к Иисусу, искушая, спросили Его: "По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" (Мтф. 19:3). Из этого видно, что развод у фарисеев был чем-то нормальным, их интересовала лишь причина развода. Отвечая им, Иисус пренебрег их чрезмерным интересом к причинам развода и обратил их внимание на первоначальный план Божий, но Того, Кто сотворил мужчину и женщину (Быт. 1:27), и на идею Бога для брака (Быт. 2:24), добавив: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мтф. 19:6). Слово "сочетал" означает - запрягать вместе. Но фарисеи, пытаясь втянуть Иисуса в шумную полемику, привели в пример разводное письмо Моисея. На что Иисус ответил: "Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было мак" (Мтф. 19:8). Другими словами, у Моисея это была вынужденная мера, а фарисеи приняли позволение Моисея для себя - заповедью. Разводное письмо, о котором упомянули фарисеи, защищало невинную сторону-личность, которая не совершала греха прелюбодеяния и на которой не было вины. Оно защищало женщину юридически от суда общества и смерти, т.к. была оставлена по инициативе мужа за ненадобностью, будучи признана нечистой. Во времена Иисуса одни иудеи считали, что всякий акт прелюбодеяния является нечистотой, другие определяли нечистоту в самом широком смысле. Например, когда жена готовит пищу, и она пригорит, то это уже нечистота. Или, если она громко разговаривает, это тоже нечистота. Или, если она появляется на людях с непокрытой головой, это опять нечистота. Это значил, что любая причина могла быть основанием для развода. Были и такие, которые говорили, что жену, которая не находит благоволения в очах своего мужа, можно назвать нечистой и прогнать ее. Этим они давали себе полное разрешение на развод. Теперь становится понятно, почему фарисеев интересовала причина развода, и почему Иисус обратил их к началу, говоря: "А сначала не было так". В этом же месте (Мтф. 19:9) Иисус допускает развод по причине прелюбодеяния. Можно ли, опираясь на этот стих, сказать, что развод по причине прелюбодеяния - это воля Божия? Видно, что Иисус допускает развод по причине блуда, но не нужно добиваться развода. Как в случае с разводным письмом Моисей защищал невинную сторону, так и здесь Иисус, допуская развод, защищает невиновного.

    Брак же должен быть нерушим всю жизнь - "что Бог сочетал, человек да не разлучает". Божий план для брака - постоянство. Сам Бог соединил мужчину и женщину вместе. Он "был свидетелем между тобою и женою юности твоей" (Мал. 2:14). Бог соединяет их, меняя то, что называлось "двое" , на "одно". Только смерть может разлучить двоих, соединенных браком (Рим. 7:2-3). Для любого человека пытаться разъединить то, что соединил Сам Бог, является актом невежественного вызова против ясно выраженной воли Божией. Блуд ломает печать брака и ведет к разводу. Совокупляющийся с блудницей становится одно тело с нею (1 Кор. 6:16). А развод разрушает завет. Блуд - это похотливое действие к противоположному полу. И, как видно из Мтф. 5:28 , это похотливое действие возникает в сердце человека. И, чтобы человек к этому относился со всей серьезностью, Иисус говорит: "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя" (Мтф. 5:29). Повеление Господо ясно и четко выражено в 1 Кор.7:10-11 - жене не разводиться с мужем. Если же разведется, во-первых, нарушает повеление Господа, во-вторых, должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим. Мужу - не оставлять жены своей. Далее Апостол Павел говорит о смешанных браках (где один из супругов верующий, а другой - нет). Верующий не должен оставлять своего неверующего супруга, если он согласен жить с ним (1 Кор. 7:12-13), но оказывать на него святое воздействие (освящать), а не провоцировать его на развод, так как Бог любит неверующего и хочет его спасти через достойное поведение верующего (1 Пет. 3:1). Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, верующий в таком случае не связан, ради призвания к миру (1 Кор. 7:15). Итак, мы видим, что Слово Божие допускает развод в двух случаях: по причине блуда одного из супругов или если неверующая сторона - инициатор разрыва семейных уз.

    Что же можно посоветовать человеку, у которого в семье есть все условия для того, чтобы "развестись по Слову Божиему"? Самое лучшее - это посмотреть на Господа. У Него тоже были все условия, чтобы дать разводную - "ты со многими любовниками блудодействовала: ты отступила о Господа, Бога твоего, и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом" (Иер. 3:1, 13). Книга пророка Осии в Ветхом Завете дает нам поучительный пример безграничной любви, которая в итоге опять соединяет мужа и жену, несмотря на пережитые невзгоды. Возьмите, возлюбленные братья и сестры, сегодня вечером в руки Библию и еще раз перечитайте эту удивительную историю о том, как верность и любовь к Гомере ее мужа, его следование Божиим повелениям поднимают эту женщину с самого дна жизни. Гомерь не только отдалась блуду, она совершила более тяжкий грех: забыла Бога своего и стала исполнять обязанности жрицы Ваала. Но Господь дал мужу знание о том, что Он хочет употребить его переживание, чтобы, с одной стороны, показать Свою любовь к Израилю, а с другой - к грешникам, даже таким, как Гомерь. Соединив вновь мужа-праведника и жену-блудницу, Господь таким образом нам показывает, что Он против развода, ибо, если Господь через Кровь Христа, омыл нас от греха, неужели муж отступит от жены, пусть даже согрешившей? "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Причина, по которой Бог ненавидит развод, состоит в том, что развод разрушает Его земную картину Его вечной безоговорочной любви Бога к нам. Но вы можете возразить: "А как же мое счастье?" Тогда спросите себя: "В чем ваше счастье - в супружестве или в правильных отношениях с вашим Богом?" Если вы уповаете на Господа в своей семейной жизни и следуете Его повелениям, то Он все устрояет к вашему благу. И не надо говорить, что, мол, история Гомери и ее мужа - библейская, а мы - другие, мы живем в нынешние времена. Да, мы - другие. А Господь всегда один и Тот же, Он не меняется. И вот несколько примеров из наших дней того, как Господь наставляет нас в семье. Муж оставляет свою жену и двоих детей. Верующая жена начинает вместе с детьми со слезами взывать к Богу. Она не хотела смириться с уходом мужа и стояла за него в проломе, умоляя Бога, чтобы Он вернул мужа семье и вернул его спасенным. В молитве подвязалась группа молитвенного общения. И при содействии Духа Святого муж вернулся в семью и принял Христа. И теперь это благословенная семья, которой Бог подарил еще одного ребенка.

    Или другой пример. В семье ухудшаются взаимоотношения между супругами. Муж появляется дома только поздно вечером. Его родители считают это нормальным. Жена переживает одиночество. Из-за неправильного поведения мужа, в ней охладевает любовь. Но она находит в себе силы и принимает решение любить мужа таким, каой он есть. Она молится, взывает к Господу. Любовь к мужу выражается и в делах, и в совах, и в мыслях. И после этого Бог начинает работать с мужем. И как результат - семья сохранена.

    Но есть и такие семьи, где одни из супругов не может, а, точнее, не хочет простить другого. И как результат - эти семьи распадаются.

    Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Любите друг друга, прощайте друг друга. Муж! Бог сочетал тебя с твоей женой. Жена! Бог сочетал тебя с твоим мужем. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

    Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 3-12.

    19.3. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

    19.4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

    19.5. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

    19.6. так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

    19.7. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

    19.8. Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;

    19.9. но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

    19.10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

    19.11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,

    19.12. ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

    (Мф. 19, 3-12)

    Каждый раз, когда фарисеи приступали ко Христу с каким-либо вопросом, они делали это не для того, чтобы научиться от Него, но чтобы искусить Его, не скажет ли Он чего-нибудь противного закону, дабы можно было обвинить Его. Так и в этот раз приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? (Мф. 19, 3).

    Об этом был спор среди фарисеев и народа. Теоретически идеал иудейского брака не имел равного в тогдашнем мире. Но практика была совсем иной: по иудейскому закону у женщины не было никаких прав, и она находилась в полной власти мужа. Мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании, женщина же могла потребовать развод лишь по нескольким причинам.

    В ответ Спаситель указывает на первоначальный закон брака: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 5-6). Господь указывает на образ творения Богом мужа и жены, раскрывая тем самым истинный смысл брака как богоустановленного учреждения.

    Евфимий Зигабен пишет: «Итак, заключает, что нельзя разводиться с женою, спокойно и убедительно показывая, что развод противен природе и закону, - природе, потому что разделяется одна плоть, а закону - потому что разъединяются те, которым Бог повелел составлять одно».

    Тога фарисеи спросили: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? (Мф. 19, 7). Действительно, закон Моисея гласит:

    Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего (Втор. 24, 1).

    В ответ на этот лукавый вопрос Господь замечает: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф. 19, 8).

    Борис Ильич Гладков поясняет: «Моисей знал свой жестокосердный народ; он понимал, что запрещение отпускать жену, потерявшую благоволение мужа, вынудило бы евреев прибегать к другому средству избавляться от нелюбимых жен: женоубийств».

    Моисей позволил развод лишь по жестокосердию, вследствие того, что мужья мучили и истязали нелюбимых жен, то есть допустил меньшее зло, дабы избежать большего. Но в настоящей богобоязненной семье должны царить мир и любовь, терпение и уважение.

    Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Бог сотворил одного мужчину и одну женщину: следовательно, в намерении Творца было, чтобы мужчина имел лишь одну жену и не оставлял бы ее. Эта связь супружеская ближе и теснее, чем кровная связь сына с отцом и матерью, которых он оставляет ради жены: два человека становятся, как один, по мыслям, чувствам, намерениям, действиям - они должны быть одним существом. А если они так соединены по первоначальному Божественному установлению, то и не должны разлучаться».

    Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что настоящей основой брака являются смирение друг перед другом и любовь, преодолевающая гордость. Другими словами, такой является настоящая Христова любовь, с помощью которой человек может преобразиться в Божественном свете.

    Помогай нам в этом Господь!

    Иеромонах Пимен (Шевченко)

    Что Бог сочетал, того человек да не разлучает

    Матф. 19, 6. Марк. 10, 9.


    Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

    Смотреть что такое "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" в других словарях:

      Что̀ Богъ сочеталъ, того человѣкъ да не разлучаетъ. Матѳ. 19, 6. Марк. 10, 9 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

      БРАК - общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи. История человечества знает разные формы Б.: моногамный (Б. одного мужа и одной жены), полигамный (многоженство) … Православная энциклопедия

      Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

      ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

      Межличностные отношения Типы отношений Агамия · Брачный союз · Броманс · Вдовство · Гражданское партнёрство · Дружба · Жена (супруг … Википедия

      Запрос «Брак» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Брак (производное от глагола брать), или брачный союз, регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах также… … Википедия

      Запрос «девственность» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В древнем Риме весталки строго хранили девственность, иначе наказывались смертью. Девственность в физиологическом смысле состояние … Википедия

      Брак - Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого… … Православие. Словарь-справочник

      - (от греч. еuangélion, буквально благая весть) раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе (См. Христос). Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета (См. Новый завет), и апокрифические… … Большая советская энциклопедия

      Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.