Грузинская царица тамара. Золотой век Грузии: правление легендарной царицы Тамары. Давид – надежное плечо

Если бы ученые изобрели машину времени, вы бы вряд ли захотели побывать в Грузии XI века. Кровопролитная война с Византийской империей, закончившаяся поражением, междоусобицы, вторжение турок и непосильная дань — таковы реалии этого времени. Однако все изменилось с восшествием на престол Тамары. Правление мудрой и справедливой царицы по праву называют «золотым веком» Грузии, периодом блистательного взлета. Великие свершения правительницы со временем обратились в легенды и мифы.

Биография царицы Тамары

Восхождение на престол женщины в XII веке — явление из ряда вон выходящее как для , так и для всего мира. Наследники и элита, как правило, такому исходу событий всячески препятствовали. Впрочем, и отец Тамары Георгий III изначально не собирался отдавать бразды правления дочери. Он был опекуном Давида, сына своего старшего брата, и лелеял мысль: юноша станет следующим правителем. Однако судьба распорядилась иначе — разгорелись междоусобицы, и Давид исчез. То ли был убит, то ли скрылся под чужим именем. О его судьбе историки спорят до сих пор.

В 1178 году Георгий III сделал Тамару своей соправительницей. Он решил не искушать судьбу, догадываясь, какие препятствия будет строить знать на ее пути после его смерти. Особых надежд на дочь царь не возлагал, а зря. Во-первых, она была прекрасно образована. Во-вторых, обладала талантом дипломата. Учитывая, что Грузию окружал мусульманский мир, это было необходимостью. В-третьих, Тамара сочетала в себе, казалось бы, несовместимые качества: милосердие, чисто женскую мягкость и вместе с тем — несгибаемую волю военачальника, стремление идти до победного конца.

Хрупкая, застенчивая девушка, когда нужно, стояла на своем до последнего. Воспевая эти качества в поэмах, грузинский народ нередко перегибал палку, что затрудняет объективную оценку личности Тамары. Так, восхваляя царицу, грузинские летописцы утверждали, что она запретила применять телесные наказания и смертную казнь. «В дни царствования Тамар не встречалось ни одного человека, с ее ведома подвергшегося насилию, и никого, кто бы подвергался наказанию, если не считать случаев применения старого закона, который положен для разбойников — повешения на дереве», — писал Басили Эзосмодзгвари (XIII век) в труде «История царицы Тамар». Между тем, эти сведения не соответствуют исторической действительности. Наказания применялись, хотя и редко.

Царица Тамара. (wikipedia.org)

Славу великой правительницы Тамара приобрела благодаря своим завоеваниям. После смерти отца она была повторно коронована. Не теряя времени, царица приступила к делу: реформировала войско по феодальной системе, ввела систему военных округов и воинскую повинность; солдат, прежде чем отправлять на поле боя, обучали их ремеслу. Особое внимание теперь уделялось разведке.

Тамара понимала, что нападение турок на Грузию неизбежно: слишком выгодным было расположение царства. Она выбрала тактику наступления. Это был смелый шаг, ведь численность турецкого войска значительно превышала численность грузинского. Однако суровая дисциплина и опытные военачальники сделали свое дело, и грузинская армия одержала победу над турками в Южной Армении. Список завоеваний за 27 лет правления легендарной царицы впечатляет: почти весь Кавказ, бывшие византийские провинции, несколько иранских городов. Войска Тамары успешно отразили нападения объединенной мусульманской армии. Грузинское царство еще никогда не было таким могущественным. Увы, от этого могущества не останется и следа, когда придет самый опасный противник — монголы.


Территория Грузии в начале XIII века. (wikipedia.org)

Как Тамара воевала со своим бывшим мужем

Первый брак царицы оказался неудачным. Супруга ей выбирала религиозная верхушка. Разумеется, что он должен был исповедовать православие. Выбор пал на Георгия (Юрия), сына Андрея Боголюбского. В отличие от отца, Георгий талантом полководца и политика не обладал. Сражениям он предпочитал кабаки, выпивку и женщин (по некоторым легендам, мужчин). Тамара довольно быстро разочаровалась в муже и спустя два с половиной года потребовала развода. Надо понимать, что развод тогда был делом немыслимым. Однако церковь дала согласие. Возможно, причиной этому послужили реформы, затеянные Тамарой в начале правления. Она поставила во главе церкви преданных ей людей, которые не были замечены в вымогательстве денег и злоупотреблении своей властью. Кроме того, церкви были освобождены от повинностей, на их существование из казны выделялись щедрые средства. Заручилась царица и поддержкой элиты — она значительно расширила полномочия советов знати. Низшие слои населения также были довольны своей участью, их освободили от тяжких поборов.


Грузинская церковь причислила Тамару к лику святых. (wikipedia.org)

Итак, никто не препятствовал разводу Тамары. И здесь начинается самое интересное: царица отправила Георгия в изгнание, снабдив при этом крупной суммой денег. Поступок благородный. Отвергнутый муж отправился в Константинополь, а затем вместе с войском вернулся в Грузию для отмщения. Тамаре пришлось воевать со своим бывшим мужем. Правда, преданная ей армия быстро выдворила незадачливого супруга за пределы царства.

Легенды приписывают красавице-Тамаре многочисленных любовников. Но это не более чем художественный вымысел, этакий атрибут романтического образа. Достоверно известно одно: молодая вдова искала мужа самостоятельно. Ее избранником стал осетинский царевич Давид-Сослан. Со вторым супругом разногласий не возникло; кроме того, он был талантливым военачальником.

Правление царицы Тамары

Тамара, помимо прочих достижений, покровительствовала искусствам, литературе и науке. Надо отметить, что культурное достояние Грузии в XII веке было уникально. Царство располагалось на пересечении торговых путей, и в культуре удивительным образом сочетались христианские и персидские традиции. Однако после многочисленных вражеских набегов обширное достояние серьезно пострадало.

В правление Тамары во всех уголках страны строились монастыри и церкви, их стены расписывали лучшие мастера. Правительница окружила себя поэтами и писателями, которые в процессе своего творчества сформировали нормы грузинского языка.

Многие предания рассказывают о романтических отношениях Тамары и выдающегося поэта Шота Руставели

Шота Руставели. (wikipedia.org)

И действительно, между строк его поэмы «Витязь в тигровой шкуре» читается безоглядная любовь. Тамара явно благоволила к поэту и назначила его государственным казначеем. Но исследователи говорят, что никакой романтической связи между царицей и поэтом не было. Вообще, сведения о биографии Руставели скудные и противоречивые. Существует несколько версий последних лет его жизни, начиная от монашеского пострига и заканчивая браком с красавицей-грузинкой.

Великая правительница умерла в период с 1209 по 1213 год. Место ее захоронения неизвестно. Тамара до сих пор остается излюбленной героиней грузинского фольклора, да и не только грузинского. У каждой народности Кавказа найдется парочка-другая историй о Тамаре — справедливой и отважной царице.

Последняя тайна царицы Тамары

"...Мастерство, язык и сердце мне нужны, чтоб петь о ней. Дай мне силы, вдохновенье! Разум сам послужит ей..."

Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"

Она происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Есть имена, известные каждому жителю бывшей великой страны - СССР. К ним относится и имя легендарной царицы Тамары (1166-1209 гг.). Еще в школе нам рассказывали о жестокой правительнице Грузии, жившей в Дарьяльском ущелье. О ней мы узнавали из вдохновенного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Каждую ночь пировала кавказская красавица с новым возлюбленным - боготворящим ее юношей, - и каждое утро окровавленный труп любовника принимали волны могучего Терека.

Ш.Руставели, так писал о Тамаре:

"...Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит. Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит? Косы царственной - агаты, ярче лалов жар ланит. Упивается нектаром тот, кто солнце лецезрит. Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято! Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то. Мне пером была тростинка, тушью - озеро агата. Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата..."

Но в исторических трудах, да и романах предстает другая Тамара. Это мудрая правительница, память о которой сохранилась на Кавказе в виде многочисленных крепостей, сберегающих мир в горных ущельях. Есть и еще одна Тамара, не царица, а верная подруга, пронесшая через всю свою жизнь большую любовь к другу детства, воинственному алану Сослану, получившему после крещения христианское имя Давид. Дошли до нашего времени и романтические легенды о царице Тамаре. Одна из них, самая последняя, не дает покоя историкам. Тамара правила Грузией и своим собственным двором в Мцхете твердой, порой жестокой рукой, нередка вызывая недовольство и отдельных феодалов, привыкших рассматривать свои вотчины как самостоятельные княжества. Непривычно было свободолюбивому грузинскому дворянству подчиняться «слабой» женщине.
После смерти царицы родственники не без основания боялись надругательства над ее останками. Чтобы этого не произошло, были изготовлены четыре абсолютно одинаковых дубовых гроба. В один из них положили умершую царицу, а в три других - тела похожих на нее женщин. Ночью четыре процессии тайно покинули царский дворец и разъехались в разные стороны. Места всех четырех захоронений неизвестны до сих пор. Тайну их сохранили весьма простым способом. Участники каждой процессии после возвращения в Мцхету были окружены воинами и безжалостно изрублены. Предусмотрительность приближенных царицы, укрывших тело своей повелительницы, пошла дальше. У них не было уверенности в том, что кто-нибудь из убитых участников похоронных процессий в последние минуты своей жизни не сообщил, где скрыт гроб. Специальный отряд наиболее преданных царице воинов уничтожил тех воинов, которые ликвидировали участников похоронных процессий.

Гроб с телом царицы Тамары искали восемь веков. Были тщательно обследованы все места, которые могли бы стать последним пристанищем легендарной властительницы: царское кладбище Гелати в Мцхете, монастырь на склонах горы Казбек, пещеры в Касарском ущелье и многие другие. Все поиски заканчивались неудачами. Постепенно археологи и просто поисковики-любители оставили попытки найти место упокоения царицы или хотя бы одной из трех женщин, умерщвленных после ее смерти.

Но ученые рано отказались от возможности раскрыть одну из исторических тайн. Существует в Грузии место, где может храниться один из гробов. Предполагаемое место захоронения царицы Тамары осталось в Грузии, с которой Россия сегодня находится в натянутых отношениях. Но рано или поздно страны, прожившие вместе сотни лет, должны помириться, и тогда такая экспедиция станет реальностью. Зимой 1967 года спортсмены Московского геологоразведочного института под руководством своего тренера, мастера спорта по альпинизму Эдуарда Грекова совершали восхождения на вершины в районе Грузинского угла. Первая ночевка была в коше, располагающемся в верховье реки Кистинки. Как это часто бывает, возбуждение от мрачной красоты окружающих ущелье гор и зрелища быстрой реки, несущей свои воды к Тереку, не давало им уснуть, и они полночи слушали рассказы тренера о его приключениях в горах. Среди прочих мы услышали историю, имевшую непосредственное отношение к царице Тамаре.

Примерно в 1963-1964 годах на Военно-грузинской дороге, недалеко от высокогорного селения Казбеги, произошла трагедия. На крутом повороте шофер не смог удержать машину, и она вместе с четырьмя пассажирами рухнула в ущелье Терека. Прибывшему на место происшествия горноспасательному отряду пришлось поднимать на дорогу тела погибших путешественников. При спуске вниз по альпинистской веревке один из спасателей увидел под карнизом скалы темное отверстие входа в пещеру, загороженное кованой заржавевшей решеткой. Попытки «закачнуться» к выходу успеха не имели. Кошки, с помощью которой можно было бы зацепиться за решетку, у спасателей не было, поэтому обследование пещеры было отложено до лучших времен. Но они так и не наступили. На следующий год все участники спасательных работ погибли в момент восхождения на одну из вершин.

Эдуард Греков узнал о загадочной пещере от начальника спасательного отряда. Оба были наслышаны о таинственном захоронении царицы Тамары и верили, что гроб с ее останками спрятан за той кованой решеткой. Но начальник отряда погиб, а Греков в скором времени переехал в Москву и ему уже было не до экспедиций с сомнительной надеждой на успех.

Так что найденная в ущелье Терека пещера до сих пор ждет энтузиастов, которые, может быть, смогут разгадать последнюю тайну легендарной царицы Тамары.

Тамара умерла еще не старой женщиной, как свидетельствуют исторические источники, от какой-то тяжелой и долгой болезни, оставив после себя двоих детей - сына Георгия, названного в четь деда и дочь Русудан. Это произошло примерно в 1207 году. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений.

Тамар умерла 18 января 1212 года от тяжёлой болезни. Её похоронили в фамильном склепе в Гелати. Через несколько веков склеп вскрыли, но останков царицы там не обнаружили. Согласно преданию, когда великая правительница доживала последние дни, она попросила утаить от людей место её погребения. Тамар не хотела, чтобы её гробница была найдена и осквернена мусульманами, которые за долгие годы борьбы так и не смогли победить грузинскую царицу. Видимо, прах Тамар был тайно вынесен из монастыря, и где он покоится ныне — никто не знает.

Так или иначе, в Ватикане были обнаружены летописи, согласно которым грузинская правительница якобы была похоронена в Палестине, в древнейшем грузинском монастыре Святого Креста. Будто бы она так страстно желала посетить этот монастырь, но из-за многочисленных войн не успела этого сделать, а потому завещала отвезти её туда после смерти. Возможно, в вечности Тамар хотела остаться со своим верным поэтом.

Смерть Руставели тоже окутана легендами. Точно известно только то, что однажды в маленькой келье монастыря было найдено обезглавленное тело грузинского поэта. Убийцу так и не нашли.

Много лет спустя в Иерусалиме была обнаружена фреска с изображением старого человека. Предполагают, что это лицо великого грузинского поэта Шота Руставели. Свидетельства тому, что рядом с ним была похоронена грузинская царица Тамар, найдено не было.

По видимому, поэт решил, что та, чья жизнь всегда принадлежала миру, суете государственных дел, в другом измерении должна соединиться с его Музой.

Буду петь про любовь — ты не станешь внимать.

Звезды будут лучами играть.

И пустыня, как нежная мать,

Мне откроет объятья свои!

Удаляюсь — прости!

Без обидных наград

Довершу я созданье моё:

Но его затвердят

Внуки наших внучат —

Да прославится имя твоё!

Так написал о любви Тамары и Шота Руставели русский поэт Я. Полонский.

После кончины Тамар Грузия стала быстро терять своё могущество. Годы процветания сменили тяжёлые годы монголо-татарского ига, затем власть над страной захватила Турция.

Ныне Тамар причислена к лику святых. О ней ходят многочисленные легенды. В частности, говорят, что ночами она является больным и лечит их от тяжких болезней. Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее - то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, - стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

К сожалению, исторические источники очень противоречивы и загадка эта так до сих пор и не разрешена. Но важно другое - это народная память о великой царице и благодарность потомков.

Царица Тамара и ее муж Георгий Андреевич.

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамар. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания. Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы.

И все же сохранилось два более или менее связных предания о Тамариной могиле. Одно — грузинское, другое — европейское.

Согласно первому царица завещала похоронить ее тайно, скрыв последний приют от друзей и недругов, дабы в случае вторжения неверных, которое она предчувствовала, избежать надругательства. В девяти направлениях отправились девять похоронных дрог и в девяти провинциях довольно обширного царства похоронили девять самшитовых гробов. Иногда темпераментные грузины идут еще дальше и утверждают, что после этого девять молодых братьев, совершивших «обряд» и преданных царице даже по ту сторону жизни, пронзили друг друга мечами, дабы не выдать ненароком тайну. Но это уже, пожалуй, слишком…

А вот европейское предание: в начале XIII века некий рыцарь Де-Буа писал с Востока архиепископу Безансонскому во Францию: «Теперь послушайте новости, удивительные и важные. Узнал я по слухам, а потом установил истинность этого дела через достойных доверия послов, что из Иберии христиане, именуемые георгенами (грузинами. — Прим. ред.), бесчисленной конницей и пехотой, воодушевленные Божьим содействием, весьма сильно вооруженные, выступили против неверных язычников и быстрым натиском уже взяли триста крепостей и девять больших городов, из коих сильными завладели, а слабые обратили в пепел. Из указанных городов один, расположенный на Евфрате, считается самым знаменитым и богатым из всех языческих городов (подразумевается Эрзерум. — Прим. ред.). Владетелем того города был сын вавилонского султана… Вышеупомянутые идут, чтобы освободить землю священного Иерусалима и покорить весь языческий мир. Царю их знатному шестнадцать лет, он подобен Александру мужеством и добродетелью, но не верой (автор имеет в виду, что Александр Македонский был язычником, а грузинский царь, в данном случае Лаша, Георгий, — христианин. — Прим. ред.). Этот юноша везет с собой кости своей матери, могущественной царицы Тамары, которая при жизни дала обет побывать в Иерусалиме и просила сына своего: если она умрет, не побывав там, отвезти ее кости ко Гробу Господню. И он, помня о просьбе матери… решил перевезти ее останки, захотят того или не захотят язычники».

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.

Который был одно время постоянным местом отдыха царицы Тамары. И может возникнуть вопрос (и, надеемся, он таки возник) — а кто это такая, царица Тамара? Как бы узнать всё о царице Тамаре ? По крайней мере, у автора такой вопрос возник — поскольку он знаком с царицей Тамарой в первую очередь по фильму «12 стульев» и сну отца Фёдора. Соответственно, нужно разобраться.

Всё о царице Тамаре — это, конечно, громко сказано. Правильнее было бы сказать «обо всём понемногу о царице Тамаре». Ну а для тех, кто захочет углубиться — интернет в помощь 🙂 А мы начнём с начала.

Царица Тамара происходила из династии Багратионов и была дочерью Георгия III и царицы Бурдухан, дочери осетинского царя Худана. Воспитала её высокообразованная тетка Русудан. Современные царице поэты восхваляли её ум и красоту. Её называли не царицей, а царём, сосудом мудрости, солнцем улыбающимся, тростником стройным, лицом лучезарным прославляли её кротость, трудолюбие, послушание, религиозность, чарующую красоту. О её совершенствах ходили легенды, дошедшие в устной передаче до наших времён. Её руки искали византийские царевичи, султан алеппский, шах персидский. Всё царствование Тамары окружено поэтическим ореолом.

Всё нчалось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Молодая царица мгновенно почувствовала перемену в окружающих. Не успела она достойно оплакать отца, как в ее дворец Исани явились представители церкви и знати и нижайше попросили принять власть из их рук, точно она ее не имела. Тамаре ясно дали понять: она будет править тогда, когда они, дидебулы (так называлось собрание высшей духовной и светской знати, которое представляло своего рода парламент древней Грузии), того пожелают.

Ценой тяжелых уступок – пришлось отослать верных трону людей и ублажать корыстолюбивых церковников — ее короновали на царство вторично. Новый католикос Микаэл, вытребовавший себе за поддержку царицы должность первого визиря государства, постоянно ставил палки в колеса, лишая возможности принимать самостоятельные решения. Вдобавок со двора удалили любимого, царевича Давида Сослани, единственного оставшегося в живых представителя Багратидов, из осетинской ветви. И вдруг очередной удар — феодалы решили, что пора царице идти под венец.

Войны в ту пору велись постоянно, и женщина во главе войска – это несерьезно. Нужен царь, сильный, родовитый. Перебрали они заморских султанов, византийских царей да персидских шахов, и нашли достойным лишь князя Юрия Русского, сына знаменитого Андрея Боголюбского. После смерти отца он покинул родную землю и с тех пор обретался с дружиной в Византии. Напрасно Тамара горестно взывала к феодалам: «Как можно сделать такой необдуманный шаг? Мы не знаем ни о поведении этого чужеродца, ни о его делах, ни о его воинской доблести, ни о правах. Дайте мне переждать, пока не увижу достоинства или недостатки его». Дидебулы отправили к Юрию посла, и вскоре тот привез мужчину статного и сильного.

Когда его увидели, всем он понравился, и царице пришлось делить ложе с навязанным супругом. Но знать сильно заблуждалась, полагая, что в благодарность за трон Юрий станет пешкой в их руках. Русский князь оказался крепким орешком. Правда, войска он водил и победы одерживал, однако пил, ругался, да своевольничал два с лишним года так, что вскоре у всех лопнуло терпение. Насыпали ему полную меру золота да отправили по-царски назад, в Византию.

Однако Юрий развода не принял. Собрал он из греков огромную рать, к которой примкнули и некоторые грузинские недоброжелатели царицы, и двинулся завоевывать Грузию. На этот раз Тамара сама повела войска и, проявив недюжинный талант полководца, разбила супруга на подступах к Тбилиси.

Во всемирной истории эпоха Тамар – это время, когда над миром занимается кровавая заря: на Востоке, в степях Монголии, Темучин замышляет свою будущую империю, став уже Чингисханом. На Западе бушует третий крестовый поход, и грозный Саладин, разбив у Тивериадского озера рыцарей Европы, вступает в Иерусалим. На Севере, в приднепровских степях, новгород-северский князь только что совершил свой злосчастный поход, и кто-то из его гениальных современников сложил о том «Слово о полку Игореве»; Русь раздроблена, и через полвека станет легкой добычей Батыевой рати…

Тогда как в Грузии наблюдается рассвет. Как любая женщина, Тамара сумела оправиться от душевных ран и она во второй раз пытается обрести счастье в замужестве. Кто же стал ее новым избранником? Это был человек знакомый ей с раннего детства и звали его Давид. Он был сыном осетинского царя и так же как и Тамара, воспитывался теткой Русудан.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно – их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря ему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Эта уникальная женщина поистине опередила свое время. Ее также можно назвать «крестной матерью» грузинской культуры. При дворе царицы были собраны лучшие музыканты, поэты, философы. Тамара получала несказанное удовольствие от долгих философских споров, и никакой бал не мог сравниться для нее с соперничеством лучших поэтов.

Ослабление Византийской империи открыло Грузии путь к юго-восточным берегам Черного моря. Эта территория в основном была населена племенами грузинского происхождения. Грузинское войско заняло приморские города: Трапезунд, Лимнию, Самсун, Синоп, Керасунт, Котиору, Гераклею. Образовалась Трапизонская империя, во главе которой стоял воспитанный в Грузии представитель дома Комненов (свергнутый с императорского престола в Византии) Алексий Комнен. Трапизонская империя оказалась в сфере влияния Грузии.

В 1206 году скончался Давид Сослан. В том же году царица Тамар посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.
В 1210 году был совершён поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: грузины взяли много городов и проникли вглубь Ирана. Нагруженное большой добычей войско не могло продвигаться дальше вперед и повернуло назад. Этот поход еще раз продемонстрировал военную мощь Грузии.

Последние годы жизни Тамар провела в пещерном монастыре Вардзиа. Царица имела келию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. В 1213 году царица Тамар скончалась (существуют версии, что она скончалась в 1207 или в 1210 годах). По сведению летописца эпохи Тамары, она похоронена в Гелати. Существует также мнение, что впоследствии прах ее был перевезен в Иерусалимский Крестовый монастырь. Грузинская церковь причислила царицу Тамар к лику святых и днем ее поминовения установила 1 (14) мая.

В общем, пора царствования царицы Тамары для Грузии пока – «золотой век». Государство сильно и могущественно. На протяжении почти 20 лет царица ведет успешные войны с крупными и мелкими противниками: с атабеком Иранского Азербайджана Абубекром, с Византией, с турками, с правителями Армении, с населением непокорных горных провинций собственной страны и сопредельных территорий. В результате такой активной внешней политики в разной степени зависимости от Грузии XII века находились Северный Кавказ, Восточное Закавказье, Южный Азербайджан, Армения, южное побережье Черного моря…

Вот так вот, всё о царице Тамаре

Загадочная царица Тамара относится к уникальным женщинам в мировой истории, которые определили дальнейшее духовное развитие своего народа. После ее правления остались лучшие и памятники архитектуры. Справедливая, честная и мудрая, она установила твердое политическое положение своей страны в завоевав территории, которые к нынешней Грузии не относятся. Период ее правления навсегда остался в истории под названием «Золотой век». Экономическим, культурным и политическим процветанием Грузия того времени всецело обязана своей царице.

Наследство

Некоторые факты из жизни Тамары на сегодня остаются до конца не раскрытыми. Годы жизни ее еще оспариваются историками, но предположительно родилась царица Тамара в 1166 году. Родители девочки походили из знатного рода: мать была дочерью аланского царя, а отец принадлежал к известному роду Багратионов и являлся на момент рождения ребенка правящим царем.

Когда Тамаре было десять лет, в Грузии начались волнения, направленные на свержение власти ее отца Георгия III. Возглавили восстание сын одного из братьев Георгия - Деметре и его тесть Орбели, который на тот момент являлся главнокомандующим войсками Грузии. Когда мятеж был подавлен действующим царем, стала очевидной необходимость проведения обряда коронования.

Поскольку девочка в семье росла без братьев и сестер, Георгий решил оставить престол после своей смерти Тамаре. Это было против грузинских традиций, чтобы престол занимала женщина. С 1178 года дочка стала соправительницей своего отца Георгия III. Их первым совместным решением стало принятие высшей меры наказания для бандитов, воров, и создание специальной группы по их поиску.

Через 6 лет после вхождения Тамары в политические дела своего государства наступает смерть Георгия III и привилегированным обществом становится вопрос о повторной коронации и целесообразности воцарения молодой особы. В пользу девушки сыграл факт того, что грузинская земля ранее была выбрана апостольским жребием Богородицы и для распространения на ней христианства послана женщина - Таким образом, благоверная царица Тамара заняла окончательно трон.

Первые государственные реформы

Правление царицы Тамары началось с освобождения церкви от податей и оброков. Были избраны талантливые люди на должности министров и военачальников. Один из летописцев отмечал, что при ее правлении земледельцы выросли до привилегированного сословия, дворяне стали вельможами, а последние обернулись властителями.

В число близких лиц Тамара ввела архиепископа Антона Чкондидского, которому сразу пожаловала Самтависскую епархию и город Кисисхеви. Должность верховного главнокомандующего досталась одному из братьев известного армянского рода Мхаргрдзели - Захарию. Младший брат Иванэ возглавил дворцовое хозяйство. Князья признавали христианство, исповедуемое называемой верой армян, и почитали православие. Летописцы отмечают, что Иванэ позже познал кривизну веры армян и все же принял христианство.

Дипломатичностью отличилась девушка в урегулировании вопроса об изменении государственного строя Грузии. Некто Кутлу-Арслан организовал группу, которая требовала создания независимого органа при царском дворе. Избранные лица надуманной организации должны были решать все государственные вопросы без присутствия на заседаниях самой Тамары. Царице оставалась лишь исполнительная функция. Арест Кутлу-Арслана взбудоражил его последователей, и тогда дипломатические переговоры с заговорщиками подчинили последних Тамаре. Программа по перестройке государственного ведения дел, возглавляемая Кутлу-Арсланом, провалилась.

Богоугодные дела

Начало своей карьеры Тамара отметила созывом церковного собора. Таким же поступком в годы своего правления ознаменовался ее дедушка Давид Строитель. Проницательная владычица сделала это для духовного объединения народа. Она собрала всех, кто прислушивается к слову Божиему: епископов, монахов, священнослужителей, и пригласила из Иерусалима мудрого Николая Гулаберисдзе, который вместе с архиепископом Антонием вел собор.

Святая царица Тамара перед началом собора произнесла речь, в которой призвала всех жить сплоченно и по толкованиям Библии. Она в монологе обращалась к святым отцам с просьбой подать руку помощи всем тем, кто сбился с духовного пути. Просила от правителей Святой Церкви наставления, слова и учения, обещая взамен постановления, дела и поучения.

Милосердная к бедным, щедрая, небесная покровительница храмоздателей, Грузии, воинов, благотворитела - такой была царица Тамара. Икона с ликом девушки до сих пор помогает молящимся в защите семьи, дома от напастей, в неверии, в исцелении физических и душевных недугов.

Церковный собор ознаменовался и выбором жениха. Так, придворные обратились к отцам за советом, где искать супруга Тамаре. Наставники рекомендовали ехать во Владимирско-Суздальское княжество, что на Руси.

Замужество

Не только душевной, но и физической красотой была наделена царица Тамара. Фото девушки, конечно, нет, но воспоминания современников указывают на ее правильно сложенное тело, застенчивый взгляд, розовые щеки и темные глаза.

Когда стал вопрос о необходимости появления наследника и полководца, тут же был выбран претендент в мужья. Не устоял перед красотой юной девушки русский князь Юрий Андреевич. Он был из знатного рода Боголюбских, почитал православие и внешне являлся весьма привлекательным юношей. После приезда в Тбилиси на смотрины будущей жены он решил тотчас же играть свадьбу. Однако предусмотрительная Тамара была против такой спешки. Придворные и епископы отговорили от дурных мыслей царицу и бракосочетание состоялось. Под предводительством Юрия хоть и были победоносные битвы Грузии, но пережив двухлетние душевные страдания, девушка решилась на развод. Бывший муж царицы Тамары был отправлен в Константинополь с частью нажитого богатства. Он потом еще раз появлялся в жизни девушки, когда пришел Юрий в Грузию с греческим войском с целью возвращения упущенного престола, но, как и в предыдущий раз, претерпел поражение, после чего исчез бесследно.

Воспитанная на понятиях Евангелия, развод царица пережила тяжело. А мысли о новом замужестве, которого требовал ее статус, вообще были неприемлемы.

Счастливый брак

Природной красотой и обаянием обладала царица Тамара (фотозарисовки исторические - тому подтверждение), поэтому многие князья хотели занять освободившееся место мужа рядом с необычайной женщиной. И лишь осетинскому царю Сослан-Давиду посчастливилось стать вторым супругом Тамары. Придворные выдвинули его кандидатуру в мужья неслучайно, он воспитывался у Рудусан, которая была родной теткой царицы. Историками также выдвинуто предположение, что династический брак был стратегическим ходом грузинской знати. На тот момент государству требовались союзники, а осетинское царство отличалось мощным военным потенциалом. Вот почему привилегированные слои общества сразу же приняли решение и признали Сослан-Давида соправителем Грузии.

Их союз не только сблизил народы, но и сделал государство мощным и процветающим. Они в согласии управляли страной. За что Бог послал им ребенка. Когда народ узнал, что царица Тамара и Давид Сослан ждут первенца, все стали молиться о рождении мальчика. Так и произошло, родился у них сын, похожий на своего деда. И имя ему дали такое же - Георгий. Спустя год на свет в царской семье появилась девочка Русудан.

Борьба с мусульманством: Шамхорская битва

Политический курс владычицы был направлен на борьбу с мусульманскими странами, который поддерживали предшественники престола: Георгий III и Давид Возобновитель. Дважды Ближнего Востока пытались завоевать грузинские земли, и оба раза воины этих стран претерпевали поражение.

Первый наступательный поход организовал багдадский халиф, в руках которого была сосредоточена и религиозная, и царская власть всех мусульман. Он субсидировал коалиционную организацию, направленную против крепнущего христианского государства. Войска возглавил атабаг Абубекр, причем их сосредоточение прошло настолько тихо, что лишь когда мусульмане заняли свои позиции в Южном Азербайджане, царица Тамара узнала о наступлении.

Силы Грузии уступали по своей мощи противнику. Но и сила молитвы спасли этот народ. Когда выдвинулись навстречу армии Абубекра грузинские войска, царица с жителями не прекращали молебен. Приказ правительницы состоял в совершении беспрерывных литаний, исповедовании грехов и в требованиях к богатым раздавать милостыню нищим. Внял Господь мольбе и в Шамхорской битве 1195 года грузины одержали победу.

В качестве трофея Давид привез своей жене знамя Халифата, которое владычица передала в монастырь для иконы Хахульской Богоматери.

Битва при Басиани

С победой в Шамхоре вырос авторитет страны на мировой арене. Один султан Рукнадин из Малой Азии никак не мог признать могущество Грузии. Причем у него было в планах отомстить грузинскому народу за поражение турецких войск, которое они одержали при правлении Давида Строителя.

Рукнадин направил царице оскорбительное письмо, в котором требовал от Тамары изменить христианскую веру на мусульманство. Разгневанная владычица мгновенно собрала войско и, уповая на помощь Божию, сопроводила его до монастырского комплекса Вардзия, где преклонив колено перед иконой Богоматери, стала молиться за свою армию.

Опытный в военных сражениях румский султан, не мог поверить, что грузинская царица Тамара начнет наступление. Ведь численность военных мусульман и в этот раз превышала грузинскую армию. Победа опять досталась полководцу и мужу Тамары - Сослан-Давиду. Хватило одного сражения, чтобы разбить турецкую армию.

Победа при Басиани помогла осуществить стратегические планы царского двора по созданию нового государства, соседствующего на Западе с Грузией. Так, было создано Трапезундское царство с христианской верой. В 13 веке подданными странами Грузии являлись практически все государства Северного Кавказа.

Культура в период правления царицы

Стабильное экономическое состояние страны стало остовом для развития культуры. Имя царицы Тамары связано с Золотым веком Грузии. Она была покровительницей литературы и письменности. Культурно-образовательными центрами выступали монастыри: Иверский, Петрицонский, на Черной Горе и прочие. В них проводилась переводческая и литературно-философская работа. В Грузии на тот момент существовали Икалтойская и Гелатская академии, закончив которые, люди владели арабским, персидским языком, знаниями античной философии.

Поэма «Витязь в тигровой шкуре», относящаяся к наследию мировой литературы, написана во времена правления Тамары и посвящена ей. передал в своем творении жизнь грузинского народа. Сказание начинается о том, что жил царь, у которого не было сына-наследника, и, чувствуя приближение конца дней своих, он возводит на престол дочь. То есть ситуация, один в один повторяющая события того времени, когда трон был передан Тамаре.

Царица основала Вардзийский пещерный монастырь, сохранившийся до наших дней, а также Рождество-Богородничный монастырь.

Успешные военные наступления, дань от завоеванных стран помогали пополнять бюджет Грузии, который был направлен на возведение памятников архитектуры и развитие христианства.

Вардзиа

Церкви, жилые кельи, часовни, бани, трапезные комнаты - все эти помещения высечены в скале и составляют монастырский комплекс на юге Грузии под названием Вардзиа, или Храм царицы Тамары. Строительство пещерного комплекса было начато еще при правлении Георгия III. Монастырю предписывали оборонную цель от иранцев и турок.

Помещения крепости имеют глубину 50 метров и высоту в восьмиэтажный дом. На сегодня сохранились потайные ходы, остатки оросительной системы и водопровода.

В центре пещеры обустроен при царице храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Его стены украшены живописными росписями, среди которых есть изображения Тамары и ее отца. Исторически-художественную ценность несут в себе фрески Вознесения Господня, Иисуса Христа и Божией Матери.

Землетрясение, захват комплекса персами, турками, советская эпоха оставили отпечаток на существовании монастыря. Сейчас это больше музей, хотя в нем и ведут свою аскетичную жизнь некоторые монахи.

Царица Тамара: история последних лет жизни

Летописания датируют смерть Сослан-Давида 1206 годом. Тогда царица задумалась о передаче трона сыну и сделала Георгия своим соправителем. Жившая по законам Божьим, она чувствовала приближавшуюся кончину. Царица Тамара умерла от неизвестной болезни. Последние годы она провела в Вардзиа. Дата смерти остается неразгаданной тайной, но предположительно это 1212-1213 гг.

Где захоронена владычица, неизвестно. В летописи указывается Гелатский монастырь как место, где покоится тело царицы в фамильном склепе. По другим преданиям, Тамара, чувствуя недовольство мусульман, которые могут осквернить гробницу, попросила тайного погребения. Есть предположение, что тело покоится в Крестовом монастыре (Палестина). Выходит, что Господь услышал ее желание, скрыв святые мощи.

В православной церкви царица Тамара отнесена к лику святых. День памяти по новому стилю припадает на 14 мая.

Существует поверье, что когда страдание, горе в мире растет, она воскрешается и приходит на помощь людям для их утешения.

Вера в Бога, мудрость, скромность - те черты, на которых Тамара создала экономический и политический строй Грузии. Ее курс развития опирался на человеколюбии, равноправии и отсутствии насилия. Ни одной смертной казни не было проведено в годы ее царствования. Десятую часть государственных поступлений Тамара отдавала нищим. Ее помощи удостаивались православные страны, храмы и монастыри.

Последние слова она сказала Богу, в которых препоручила Грузию, народ, своих детей и себя Христу.

Состав оркестра: 3 флейты, гобой, английский рожок, 3 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, бубен, военный барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, 2 арфы, струнные.

История создания

Первоначальный замысел поэмы по стихотворению Лермонтова возник под впечатлением поездок Балакирева на Кавказ в 1862 и 1863 годах. «...Лермонтов из всего русского сильнее на меня действует... - писал он из Ессентуков Стасову. - Мы совпадаем во многом, я люблю такую же природу, как и Лермонтов, она на меня так же сильно действует... и много есть еще струн, которые Лермонтов затрагивает, которые отзываются во мне». Среди поэтического наследия Лермонтова (1814-1841) особенно привлекло композитора стихотворение, написанное под впечатлением услышанной поэтом на Кавказе старинной грузинской легенды: «Когда еще царила в Грузии великая царица Тамара, у нее была развратная, беспутная сестра (Дарья)... Наконец, боясь срама, заперла ее Тамара в Дарьяльскую башню. Кто бы ни проходил по ущелью, все тут стали зазываться негодницей в крепость, а потом этих несчастных убивали, и поныне их души носятся вереницей по ущелью Дарьяла, а когда воет ветер в Девдорак- ском ущелье, - это стонут и плачут о своих грехах замученные бедняки Кавказа».

В действительности в Грузии никогда не было ни царицы, ни царевны Дарьи. По-видимому, это имя возникло в легенде от названия ущелья - Дарьял. На изображенную в легенде Дарью похожа грузинская царица XVII века Дареджан. Надо думать, народная память заменила имя Дарьи на Тамару, героиню многих народных сказаний. Лермонтов написал свою балладу незадолго до своей безвременной гибели, в 1841 году.

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея, на черной скале.

В той башне, высокой и тесной,
Царица Тамара жила,
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон - коварна и зла.

И там, сквозь туман полуночи,
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста приникали к устам,
И страстные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там, -

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину:
Волна на волну набегала,
Волна нагоняла волну.

И с плачем безгласное тело
Спешили они унести....
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: «Прости!»

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал...

Стихотворение, много лет спустя, при издании законченной партитуры было полностью приведено в ней.

Создание музыки растянулось на много лет. В 1866 году Балакирев часто наигрывал друзьям темы, предназначенные для «Тамары». Сочинение шло очень медленно, а вскоре и вовсе было прервано тяжелым кризисом, поразившим композитора в начале 70-х годов. Лишь в 1876 году, по настоянию сестры Глинки Л. Шестаковой, Балакирев вновь принялся за сочинение. Однако годы молчания сделали свое: композитор больше не уверен в своих силах, в своих познаниях. По каждому поводу он обращается к бывшему своему ученику Римскому-Корсакову, часто откладывает уже написанное. Лишь в 1882 году сочинение, наконец, закончено. «Тамара», партитуру которой Балакирев посвятил Листу, впервые прозвучала 7 (19) марта 1882 года в Петербурге под управлением автора. Широкой известности среди русской публики она не приобрела, зато была высоко оценена за рубежом, в частности в Париже. Там она дважды исполнялась в Концертах Ламуре. Французский композитор, знаток и исследователь народной песни Бурго-Дюкудре писал Балакиреву: «Когда я слушаю "Тамару", мне кажется, что я вдыхаю благоухание экзотических цветов. Чувствуешь себя перенесенным действительно в новый мир, и глубокая поэзия, которой отмечено ваше сочинение, раскрывает нам сущности, совершенно отличные от тех, с которыми мы, западники, знакомы».

Музыка

Поэма последовательно программна. Она начинается медленным вступлением: мрачными звучаниями низких струнных на фоне непрерывного рокота литавр, рисующими место действия (музыкальная картина, передающая содержание первого четверостишия стихотворения Лермонтова). Далее короткий мотив, сначала в тембре английского рожка, а затем повторяемый гобоем, передает голос Тамары. После краткого перехода начинается основная часть поэмы - Allegro moderato ma agitato, - первая тема которого, отличающаяся ярким восточным колоритом и рисующая образ легендарной царицы, звучит страстно в насыщенном тембре альтов, оплетенная подголосками. Возникает и другая мелодия, гибкая, извилистая, имеющая в основе тюркско-иранские напевы. Центральное место поэмы занимает сцена оргии, в которой звучат темы кавказских танцев. Они настолько своеобразны и колоритны, что кажутся подлинными народными, хотя композитор уверял, что не использовал впрямую ни одной из многочисленных записанных им мелодий. Доминирует ориентальная, прихотливо вьющаяся, играющая альтерациями мелодия. Она впервые звучит у высоких деревянных инструментов, что подчеркивает восточный колорит, на фоне характерного сопровождения, имитирующего барабанчик, а затем многократно повторяется, видоизменяясь. Красочная, полная страсти картина завершается эпилогом (Andante), который заключает форму музыкой, аналогичной вступлению, и одновременно воплощает последние строки стихотворения.